Куда утекают реки? - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Вторник, 02 Июня 2020 09:21

Куда утекают реки?

«В продолжение статьи «Без воды нет жизни» хочется присоединиться к обсуждению вопроса о водных ресурсах. Давно ждала этой темы. Мне тоже хочется привлечь общественность к решению проблемы, только не в глобальном масштабе, а на местном уровне.

Проблемы эти у нас под ногами. Некоторые выписки я возьму из вашей статьи. «Путь к цели складывается из небольших шагов в нужном направлении. Это вы заметили точно. Возьмем нашу реку Россь. Нам, живущим у ее берегов, слышен ее стон: «Люди! Помогите! Я задыхаюсь!» И от нее нас отделяет несколько шагов. Мы хотели бы предложить прокатиться вам на лодке хотя бы от г. п. Россь до водохранилища «Волпа». Река превращается в болото, и никому нет до этого дела. Когда-то я звонила на «прямую линию». На мой вопрос «Будет ли наводиться порядок на воде?» мне ответили: «А вам что, воды мало?» Если государство не хочет участвовать в наведении порядка на воде, в частности, на нашей реке Россь, то подскажите, что делать нам. Мы с большим удовольствием примем участие во всеобщем движении.

Тереза».

Автор этого письма указала на конверте и свою фамилию, и адрес. Но ввиду того, что текст подписан только именем, мы не стали публиковать личные данные. Да и не в них дело. Тема поднята очень актуальная и, честно скажу, болезненная. Впрочем, не только для наших мест. Причины того, что реки, как очень точно выразилась Тереза, задыхаются, по большей части одинаковы и на местном уровне, и в глобальном масштабе.

Еще прошлым летом начальник службы гидрологии и агрометеорологии Белгидромета Людмила Журавович, комментируя в «СБ. Беларусь сегодня» проблему обмеления многих водоемов Беларуси, сообщила, что такая ситуация наблюдается уже пятый год. Все чаще повторяющиеся малоснежные (а то и практически бесснежные, как в этом году) зимы, сухие пыльные весны, когда месяцами не выпадает ни капли дождя, нередкие экстремальные температуры летом, плюс хозяйственная деятельность людей — сумма всех этих факторов приводит к истощению водных запасов, снижению уровня водоемов и даже полному их исчезновению.

Страдают и большие реки. Много лет ездим с семьей отдыхать в одно и то же местечко на неманском берегу. По личным наблюдениям сегодня это уже совсем другая река: сузившаяся, с заросшими ивняком и ольхой берегами, занесенным песком, заиленным у берегов руслом, хорошо видными мелями и намытыми песчаными островами, которые становятся все шире с каждым годом. А ведь еще несколько десятилетий назад по ней ходили груженые баржи.

Но Неману с его почти сотней тысяч километров водосбора выжить все-таки легче. А многие речки поменьше давно уже остались только на старых картах или близки к полному исчезновению. Чувства автора письма не могу не разделить. Россь — речка и моего детства. Мы на ней пропадали с весны до осени: купались, загорали, ловили пескарей и даже щук! А сейчас в тех местах либо к воде не подойти — берега заболотились и заросли камышом, либо купаться уже негде.

Одно звено экологической цепочки влечет за собой другое. Нет дождей, снега и паводков — меньше воды, слабее течение, меньше рыбы, больше водорослей, больше оседающего ила и вот речка превращается в болото. Ученые говорят, что спустя несколько десятилетий все больше стран на Земле будут испытывать недостаток не только питьевой воды. И не только в Европе. По информации журнала «Экология регионов», например, американские специалисты подсчитали, что за период с 2004 года иссякло свыше девятисот тысяч малых рек.

Можно ли спасти любимую речку? С этим вопросом я обратилась в Волковысскую горрайинспекцию природных ресурсов и охраны окружающей среды. Начальник инспекции Михаил Радикевич напомнил, что в нашем районе ежегодно проводится акция «Чистый водоем», во время которой силами организаций и общественности выполняется уборка прибрежных полос водных объектов, в том числе и реки Россь. Особенно активно проходят эти акции в последнее время, в рамках мероприятий, посвященных Году малой родины.

— Законодательством не запрещено наводить порядок на водных объектах, поэтому каждый желающий может оказать содействие в таком наведении порядка, — добавил Михаил Михайлович. — Однако, работы по очистке и углублению дна осуществляются, согласно статье 27 Водного кодекса Республики Беларусь, на основании проектной документации, прошедшей государственную экологическую экспертизу.

Предварительное обследование русла, сам проект, экспертиза стоят больших денег. Но даже если бы проект не требовался — что могут сделать местные жители своими силами? Убрать мусор с ближайших участков берега и на мелководье, ну, может, камыш где-то покосить. Для спасения обмелевшей реки этого недостаточно. Спецтехнику нанимать — тоже слишком дорого, чтобы просто «скинуться» всем миром. Где взять необходимые средства — вопрос открытый. Там, где реки пересекают границы соседних государств, на улучшение их экологического состояния можно получить грант в рамках трансграничных проектов, финансируемых ЕС. Но путь Росси от истока до устья пролегает по нашей земле. И хотя проект Водной стратегии Республики Беларусь на период до 2030 года предусматривает в качестве одной из целей обеспечение хорошего экологического состояния водных объектов, первоочередное внимание будет уделяться, конечно, крупным водным экосистемам. А малых рек в нашей стране насчитывается около 10 тысяч, на них просто не хватит никакого бюджета.

Поэтому я не знаю, что ответить Терезе. Перерыла Интернет в поисках общественных инициатив по спасению малых рек. Но все они в конечном итоге сводятся к очистке берегов от мусора. Кое-где дайверы помогают очищать дно. Но и только. Изменение климата влечет перемену знакомых с детства ландшафтов — и не к лучшему. Если у кого-то есть идеи, как с этим бороться — делитесь, обсудим.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 837 раз Печать