Немного истории
Косино — небольшая деревня Субочского сельсовета, которая расположена в семи километрах от Волковыска и больше походит на часть агрогородока Субочи. Первое упоминание о ней, как о местечке Волковысского повета Новогрудского воеводства ВКЛ, датируется 1579 годом в связи с ее тогдашними владельцами из рода Ходкевичей. В 1690 году она перешла во владения Михаила Колонтая. После 3-го раздела Речи Посполитой (1795 год) местечко оказалось в составе Российской империи, в Волковысском повете Слонимской, потом Литовской, потом Гродненской губерний. В 1796 году деревня, как и некоторые другие в округе, перешла во владение знатного рода Ельских. В начале ХІХ века одним из представителей этого рода был построен недалеко от деревни новый панский дом — двухэтажный по центру и одноэтажный по сторонам. Примерно в то время в деревне проживало 105 человек, в фольварке — 26 человек. В 1914 году деревня насчитывала 17 дворов, где проживали 99 сельчан. С сентября 1915 года местечко было оккупировано войсками кайзеровской Германии, а с сентября 1919 года — польскими войсками. Во время Великой Отечественной войны не минула это поселение оккупация немецко-фашистскими войсками. В годы войны погибли два жителя Косино. Согласно переписи населения, в 1959 году здесь проживали 140 человек, в 1970-м — 119, в 2004-м — 45, в 2011-м — 42 человека. Сейчас в Косино проживают порядка 40 человек. Причем в последнее время здесь покупают дома новые семьи: молодые, с детьми. Местные жители уверены, что количество населения будет расти. Что их родную деревню ждет многонаселенное светлое будущее.
Самая дружная деревня
Так получилось, что постоянно проживающие в деревне мужчины — местные в нескольких поколениях. Но почти все они взяли жен из других мест. Собрались женщины около католического креста в середине деревни (раньше это было начало деревни), потому что это их обычное место сбора. Сюда они приходят в погожие дни мая и октября, чтобы вместе говорить «ружанец да Матки Боскай». Здесь же останавливаются магазины на колесах — обычная автолавка и мясная. В этом месте проходят праздники, организуются культурные мероприятия. Место сельского схода — тоже здесь. Вот и сейчас на скамеечках, по обе стороны фигурки Матери Божьей, уселись односельчанки. Улыбчивые, со светлыми и добрыми лицами, они рассказывают о том времени, когда впервые приехали в эту деревню. Валентина Федоровна Янович родом из Новогрудского района, Надежда Ивановна Богдан — из Берестовицкого, Салюта Иосифовна Богдан и Евгения Люциановна Мисько — из Свислочского, Валентина Антоновна Богдан — из недалеко расположенных Вишневичей, Инна Генриховна Чернушевич — из Волковыска. Все они в Косино «пришли замуж».
— Когда я приехала, то здешних жителей называли «шляхта косинская». Домов было меньше. Те, что теперь в начале деревни, построили позже. Одно не изменилось — как раньше были добрые друг к другу люди, так и сейчас, — сказала Валентина Антоновна, которая первой из присутствующих прибыла к мужу в Косино. Это было 58 лет назад. Она даже работала в этой деревне — 13 лет доила коров на местной, бывшей панской, ферме. А муж ее, ныне покойный, отдал сельхозпредприятию с сегодняшним названием «Заря и К» 40 лет своей жизни, работая здесь трактористом. По маминым стопам пошла дочь Инна, которая вот уже 20 лет трудится оператором машинного доения в «Шиловичах». Пожилая женщина счастлива в своих детях, внуках, которых у нее 13, и 13 правнуках. Но уверена, что правнуков будет еще больше.
— Так получилось, что косинские хлопцы один за другим свадьбы сыграли. Мы сразу, когда начинали жизнь замужнюю на новом месте, становились подругами, — это слова Салюты Иосифовны. Она продавец. Много лет работала в торговле. Любила профессию, людей любила, которые с радостью шли к ней за покупками.
— Когда я приехала, уже все дома были построены. Но они были неказистые. Грязь на дороге не радовала. Потом ее грейдировать начали. А год назад асфальт положили, — это Валентина Федоровна.
— Будем скоро годовщину по этому поводу отмечать, — смеясь, сказали в один голос.
— А мы недавно переехали по совету свекрови в ее родную деревню. Вот сразу за крестом наш дом. Обустроили его под себя. Внутри выполнили почти все работы, а снаружи будем украшать и дом, и двор, — вступила в разговор Инна Генриховна. Подруги-односельчанки называют ее самой молодой женщиной в деревне. Это так, если брать «своих» жителей, для кого деревня не чужая. Вновь появившиеся семьи, которые купили здесь дома, тоже молоды. Инна Генриховна — работница КСУП «Заря и К», ведает в сельхозпредприятии кадрами. А ее муж — предприниматель, занимается рыбоводством. За три года они влились в косинскую семью, стали ее равноправными и любимыми членами. Потому что «хорошие, добрые, порядочные люди».
— Особенность нашей деревни в том, что здесь все друг другу доверяют. Не бывает у нас ни краж, ни ссор, ни зависти, ни любых других негативных явлений. Самая дружная деревня. Тем более, что газ есть, вода, город близко. Живи и радуйся, — подытожила рассказ о Косино староста деревни Надежда Ивановна Богдан. Она, как болеющая за односельчан староста, выразила общую тревогу жителей деревни по поводу отсутствия доктора. Давно уже пустует Субочский ФАП, ни давление измерить, ни лекарств купить.
Тут подошел ее муж, который сразу предложил проводить меня по населенному пункту, чтобы показать исторические места, рассказать то, что узнал от отца, что помнит сам, что услышал от людей. И мы пошли.
Дела давно минувших дней
Сразу за местом, где мы беседовали, перпендикулярно основной сельской улице, стоит неприглядный в деревне дом. С облезшей краской, заколоченными пустыми окнами, он на фоне ухоженных домов и участков производил унылое впечатление.
— Здесь в последнее время жили три семьи Мисько. Хозяйку одной из них звали Антониной. У них с мужем было девять детей — восемь мальчиков и девочка Янка. Потом двое сыновей привели жен в дом. Уже умерли все, а внуки-правнуки в других местах обосновались.
А теперь пойдем дальше, я покажу место, где стоял дом пана Ельского. Раньше это было другое жилое здание, которое называлось Косин. Поместье Косин возникло раньше деревни. А сама деревня появилась позже, когда здесь начали селиться паробки панов. Оттого и название деревни — Косино, ударение обязательно на втором слоге. На панов Ельских батрачила не только наша деревня, а еще Манчели, Большие и Малые Озеранки, Вишневичи. Роду Ельских принадлежали также Хатьковцы. Вот здесь был панский сад, его вырубили. А вот хозпостройки, где пан Ельский держал свиней и коров. Здания неплохо сохранились. Мой отец Юлиан Августинович помнил те времена, мне про них часто рассказывал. Видите, весь периметр обсажен липами. Это для того, чтобы сдерживать натиск ветров, дождей, ураганов. А вот на этом месте жил пан в красивом двухэтажном деревянном доме. Отец хорошо помнил, как выглядел этот дом. И мне описывал. Дом сгорел в конце 40-х годов. Тогда, после войны, в Субочи приехало много украинцев. Один из них, Миша Андрушко, ночевал на чердаке, курил там и пожар устроил. Потом и фундамент снесли. Так что сейчас от поместья осталось лишь два здания, коровники. Они были коровниками и при советской власти. А сейчас здесь хранятся минеральные удобрения. А вот засохшее дерево. Это лиственница. Ее последний Ельский посадил собственноручно. Еще лет пять назад оно живое было, а сейчас совсем засохло, — показывал и рассказывал Вальдемар Юльянович Богдан. Он много интересных историй знает. Говорит, что Субочи в те давние времена были очень небольшой деревней, которая принадлежала пану Храповицкому. За этого пана, хотя он был не так знатен и богат, Ельский выдал свою дочь:
— Не за мужика же паненку отдавать.
Однажды поехали окружные паны на охоту. Много их было, человек 15. На обратном пути Ельский предложил заехать на гору Шевелиха (между Субочами и Шиловичами), чтобы показать им свои владения:
— Стал пан посередине горы, ноги в стременах, сам вверх потянулся. Показывает, разводя руки в стороны, смотрите, мол, везде мои земли, мои деревни, мои паробки. В это время из-под куста заяц выскочил. Лошадь испугалась и понесла. Одна нога пана из стремени выскользнула… Так погиб один из последних Ельских.
Много интересных историй рассказал Вальдемар Юльянович. И про церковь, которая пропала. И про «белый дом», который был построен для доярок, работавших уже в советское время на ферме КРС, расположенной в панских помещениях, и про строительство костела в Субочах, около которого мы проходили.
Субочи и Косино — это, можно сказать, одна деревня. Въезд в Косино в своем роде уникален. На одном доме написано — улица Советская, которая берет начало в Субочах. А на следующем, без всякого разделения — уже Косино.
Местный в нескольких поколениях
Интересна и судьба самого Вальдемара Юльяновича Богдана.
— В детстве меня называли Вальдусь. Односельчане и сейчас меня зовут, — улыбнулся мой собеседник. — Родился я здесь, в Косино, в 1945 году. Отец мой отсюда, и дед, и прадед, и другие родственники по мужской линии. Отец был призван в армию в 1914 году, служил в Омске. Был солдатом Первой мировой войны. А мама не местная. Она из соседнего района. Папа там был проездом, увидел ее и сразу влюбился. Договорился с ее отцом, а вскоре и свадьбу сыграли. Мама была очень красивой женщиной. Поэтому отец даже внимания не обратил на то, что в ее роду почти все болели не излечимым в то время туберкулезом. Я был пятым ребенком в семье, поскребышем, родившимся через шесть лет после старшей сестры. Мама умерла, когда мне было шесть недель. Мы остались с бабушкой, папиной мамой. Когда я был в первом классе, бабушка тоже умерла. А дед еще раньше. К нам за хозяйку пришла жить тетя. Так при ней я и вырос. И при папе, который прожил нам на радость 95 лет. Помню, был он у нас председателем колхоза, одним из первых.
В положенный срок Вальдемар пошел в армию. Отслужив, работал водителем в автобазе поселка, ныне агрогородка Пограничный. Там встретил и полюбил девушку Надежду. Женился, привез ее в Косино. Хорошая семья получилась. Двоих детей вырастили: дочь Ольгу и сына Валерия. И сейчас душа в душу живут. Большую часть жизни проработал электриком в Волковысской организации «Райсельэнерго». И в родном сельхозпредприятии работал, тоже электриком — пять лет до пенсии и столько же после выхода на заслуженный отдых.
Говорит, начни жизнь сначала, поменял бы в ней не много. Что именно — не сказал. Но точно не жизнь с женой в деревне Косино.
***
Такая вот интересная деревня Косино. Такие вот замечательные здесь люди живут. И есть у них общая мечта. Главная. Важная. Сложная. Простая. Одна на всех. Чтобы мир был в нашей прекрасной стране. Чтобы во всем мире был мир.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.