В маленькой деревне Хоружанцы это особенно бросается в глаза.
Иду по деревенской улице, по прямой дороге со следами былого асфальта. Буйная раскатистая зелень завораживает. Упитанные гуси по-хозяйски переходят дорогу. Под отцветшим кустом сирени дремлет удовлетворенный кот, а чуть вдали, на фоне раскатистых деревьев и кустарников резвиться красивая домашняя лошадь. Необыкновенно чистый воздух пропитан тишиной, умиротворением, спокойствием… Пейзажи — как с открытки, снимать на фотоаппарат и телефон их можно без устали.
Было, но прошло
Хоружанцы — деревня Изабелинского сельсовета, расположенная в 15 километрах от Волковыска и в 105 — от Гродно, недалеко от трассы Гродно — Ружаны — Ивацевичи. Рядом протекает река Хоружевка, один из крупных притоков реки Россь. К слову, чуть поодаль расположено еще одно местечко, созвучное с названием реки — деревня Хоружево. Одни местные жители считают, что названия этих населенных пунктов (Хоружанцы и Хоружево) произошли от названия речки. Вторые — наоборот, говорят, что водное русло изначально не имело названия. Потом его стали звать Хоружевкой из-за проживающего здесь человека, носящего прозвище Хоружий. Есть и версия о том, что название реке дали переселенцы, которые селились ближе к воде, потому что профессионально были связаны с лодочным мастерством (весло в давние времена называли хоружа).
По мнению тех, для кого Хоружанцы являются малой родиной, деревня существует не меньше тысячелетия. Но официально она известна с XVII века, как местечко Волковысского повета Новогрудского воеводства ВКЛ. В 1796 году принадлежала представителю дворянского рода Юрию Грабовскому.
В начале своего официального существования Хоружанцы была совсем маленькой, но густонаселенной деревушкой, насчитывающей в 1836 году 10 дворов и 125 жителей. В 1897 году деревня состояла из 21 дома, в которых проживали 172 человека. Пик населенности приходилась на 1905 год, когда деревня насчитывала 248 человек. Даже удивительно, как они могли ютиться в 22 домах.
Дальнейшая судьба этой деревеньки похожа на судьбу других сельских населенных пунктов Волковыщины. Была она оккупирована и войсками кайзеровской Германии, и польскими войсками, и немецко-фашистскими. Во время Великой Отечественной войны немцы при отступлении подожгли деревню.
Женщина с большой душой
Из окон просторного дома Людмилы Сергеевны Шупени открывается обзор с одной стороны на деревенскую улицу, с другой — на околицу. Лес, речка, озеро, шоссе. Красота необыкновенная! Хозяйка за много лет привыкла к этому незабываемому местечку, полюбила его всем сердцем. Хотя родом она из недалеко расположенной деревни Павловщина:
— После окончания школы я работала киномехаником. Сюда приходила на работу, показывала кино. Да, клуб в Хоружанцах в то время был известный: здесь такие свадьбы справляли, что вся округа сходилась. А фильм новый как завезут — так в зале яблоку негде упасть, мест не хватало, на один стул по два-три человека садились. Мне парень один очень понравился, красивый такой, как в кино. Не думала, что он на меня обратит внимание. Но это случилось. Звали его Толя. Мне тогда всего семнадцать лет было, а ему — немногим больше. В день моего совершеннолетия он предложил мне стать его женой. Конечно же, я согласилась. А мама была против.
И она оказалась права, годы замужества Людмилы счастливыми не назовешь. Какое-то время молодая семья жила с родителями мужа, где добрым отношение властной свекрови к покорной невестке не было. Людмила ходила на работу, ухаживала за огородом, за коровами-свиньями-курами, а каждую копейку на личные нужды нужно было выпрашивать у «второй мамы». Молодая семья, уже с двумя дочерьми, начала строить отдельный просторный дом практически напротив старого. Радовалась Людмила, предвкушая жизнь своей семьей. Но не тут-то было. В новый дом вместе переехали и родители мужа, выделив Людмиле, Анатолию и маленьким Леночке и Олечке самую маленькую проходную с двух сторон комнату. Клуб к тому времени закрылся, Людмила работала заведующей сразу двух ферм: крупного рогатого скота и свиноводческой. Под ее началом трудились многочисленные работники, для которых женщина была настоящим авторитетом. И только дома с ней никто не считался.
— Мне приходилось даже на конфету детям просить денег у свекрови. Она получала мою зарплату, полностью забирала деньги от продажи свиней, которых я выращивала. Однажды, когда свекрови не было дома, я забрала детей и ушла жить на другой конец деревни, в дом, куда меня пустила жить одна добрая односельчанка. А муж, от которого она ждала поддержки, стоял невдалеке и просто наблюдал за происходящим.
Обидно было Людмиле, больно было и грустно. Но спасала работа. Быть начальником с ее мягким и покладистым характером — нелегкое дело. Помогая своим подчиненным, она и коров доила, и свиней кормила, и корма раздавала, и за телятами ухаживала. Ее все любили и уважали К слову, за время ее работы колхоз несколько раз менял названия: им. Жданова, Изабелин, Матвеевцы. Людмила же без единого нарекания работала под руководством всех руководителей хозяйства.
Долгое время жила женщина с подросшими уже девочками, обустроив свой дом и быт. Зарплата у нее была хорошая, и, наконец-то, она сама ею распоряжалась. Девочки выросли, выучились. Вышли замуж. После смерти свекрови Людмила вернулась в тот дом, что когда-то, молодой, строила вместе с мужем и с его родителями.
Сейчас у Людмилы Сергеевны все хорошо. Дочери ее души не чают в маме, а трое внуков — в бабушке. Часто навещают просторный чистый дом в Хоружанцах и многочисленные ее правнуки.
В Изабелинском сельсовете о Людмиле Сергеевне Шупене отзываются как о человеке открытом, отзывчивом, добропорядочном, с чистой душой и большим сердцем. Не согласиться с этой характеристикой невозможно.
О таких соседях можно только мечтать
В детстве Ирина завидовала тем, у кого была бабушка в деревне. И мечтала жить в сельской местности. Василий родился и провел детство на хуторе в Брестской области. И менять сельскую местность на город не собирался. Эти двое встретились, полюбили друг друга, создали счастливую семью. Прожив некоторое время в Волковыске, супруги Павловичи поняли, что надо переезжать в деревню. Они купили дом в Хоружанцах, обустроили его, провели все удобства. А еще исполнили вторую заветную мечту Ирины — приобрели верховых лошадей.
— Люблю лошадей, люблю верховую езду. Выбрала профессию ветеринара, чтобы, чтобы быть в этой теме. С детства занималась в Волковысской конноспортивной школе. Дома у меня четыре лошади. Смотрите, вот две отдыхают на природе. Еще двоих мы с Лизой недавно отвели в город для участия в соревнованиях. Всю дорогу ехали верхом. Нас останавливали, спрашивали, где можно научиться ездить верхом. Работаю учителем физкультуры в Изабелинской школе. И, конечно, много времени уходит на занятия с лошадьми, уход за ними, на чтение тематической литературы, — рассказала Ирина.
Ее муж тоже работает в Изабелинской школе рабочим. У супругов, несмотря на отсутствие начального капитала и высоких зарплат, все получается. Недавно они второй дом купили, рядом расположенный. Сейчас его обустраивают. Ирина говорит, что главное для деревенской жизни — умелые руки. А такие золотые руки, как у ее мужа, редко встретишь. Еще, конечно, деревня — не для ленивых. Работы здесь всегда много. Но они справляются, тем более, что дети, дочь и сын, уже почти взрослые. Дочке 19 лет, она студентка Витебской ветеринарной академии. Сыну — 14, он учится в Изабелинской школе.
Возможно, когда-нибудь мечта Ирины исполниться — ее конный двор станет известен на всю округу. И будут сюда приезжать гости с Беларуси и других стран, чтобы заниматься верховой ездой, проводить время с благородными животными и замечательными людьми.
А пока Василий и Ирина наслаждаются сельскими красотами, считая место, которое они выбрали для постоянного места жительства, лучшим на земле:
— Вы бы видели, какие здесь закаты шикарные! Я даже в фильмах такой красоты не видела.
Коренные жители факт переезда в их деревню молодой семьи считают значимым и важным для этого местечка. Мол, это говорит о том, что угасание Хоружанцам не грозит:
— Хорошие молодые люди. Неравнодушные. Добрые. Вася всегда помощь предложит, если видит, что нам, пожилым женщинам, что-то делать тяжело. А Иринка для нас как солнышко.
Места лучше не найти
У Тамары Владимировны Скаскевич два дома: квартира в Волковыске и дом в д. Хоружанцы. Она живет и там, и там. Ближе ей этот уютный деревенский дом, где прошли ее лучшие годы. Поэтому, живя зимой «на этажах», женщина с нетерпением ждет весны, чтобы приехать в родную деревню. Хотя совсем родной она ей стала после замужества. А родилась Тамара в соседних Матвеевцах:
— В школу мы ходили в Изабелин. Для того, чтобы попасть из Матвеевцев в Изабелин, нужно было пройти два километра и обязательно путь наш лежал через Хоружанцы. Чаще шли прямо по деревенской улице. Несмотря на то, что здесь были в то и много зданий животноводческих ферм, где содержались коровы, кони, свиньи, и кузница, и склад минеральных удобрений, воздух был чистый-пречистый, как будто его кто специально очищал. Хоружанцы моих школьных воспоминаний — это многолюдная место, где за каждым забором плодоносили яблони и вишни, цвели разнообразные цветы, гуляли утки, куры, гуси, мычали коровы и хрюкали свиньи. В деревне было много детей, которые присоединялись по дороге в школу к матвеевским. То есть к нам. Мы дружили, — вспомнила женщина.
Тогда, в детстве, она проходила мимо этого самого дом, где живет сейчас. Здесь жил мальчик Володя, ее одноклассник, впоследствии ставший и мужем.
— Несмотря на то, что мы с Володей встречались со школьных лет, поженились поздно, по 28 лет нам уже было. Я училась на экономическом факультете в Институте народного хозяйства в Минске (теперь он называется Белорусский государственный экономический университет), потом работала по распределению. А он ждал. Любил меня. А я любила его, — вспоминает с долей грусти женщина. — Нет уже Володи в живых 16 лет, молодым ушел из жизни. А был он хорошим человеком, добрым мужем, знатным хозяином, отличным механиком.
Тамара Владимировна последние годы работала экономистом в сельхозпредприятии, на землях которого располагается деревня. А раньше — и в других местах трудилась. Потому может сравнивать. Ее, как хорошего специалиста, везде работа устраивала, но здесь, на родной земле, доставляла больше радости. Женщина уверена, что по-настоящему человек может быть счастлив только там, куда стремится его душа. И считает себя сейчас счастливым человеком.
Уезжая из деревни, я представляла ее совсем иной. Такой, какой она была. И такой, какой она может быть. Может. И, возможно, будет.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.