Воскресенье, 20 Мая 2018 14:57

Уроки музейной комнаты. 20 мая нашему земляку Александру Дедюшко исполнилось бы 56

Автор
Именно в этот день 5 лет назад в гимназии № 1 в память о нем и его семье в торжественной обстановке была открыта музейная комната. За это время ее посетила не одна тысяча людей, проведено немало мероприятий: экскурсий, уроков, памятных встреч. Интерес к жизненному и творческому пути актера не угасает и спустя 10 лет после его трагической гибели.

До этого жители города относились довольно спокойно к тому, что популярный актер родом из Волковыска. Раза два в год его можно было встретить на улице, запросто сфотографироваться, взять автограф. Александр приезжал навещать свою пожилую маму, которая осталась здесь жить.

После его смерти, как это часто бывает, интерес к личности Александра Дедюшко возрос. Люди хотели знать о нем все, начиная с самого детства, а потому чаще стали обращаться в его школу, где сохранились документы на выпускника средней школы №1 г. Волковыска Дедюшко Александра Викторовича.

После знакомства с мамой актера окончательно было решено создать музейную комнату памяти знаменитого земляка и тем самым удовлетворить спрос поклонников на получение информации. Фотографии, личные вещи, переданные родными и друзьями Александра, становились экспонатами будущей музейной экспозиции. И уже через три года кропотливой работы она была готова.

Но интересу свойственно затухать, если успокоиться на достигнутом. Школьный музей не должен быть статичным. Создали — используем! Вот девиз сегодняшней работы всех тех, кто связан с музейной комнатой.

Практически сразу мы решили разработать стратегию использования воспитательного потенциала экспозиции. Мы исходили из того, что основная часть наших посетителей — это подростки. Дети в этом возрасте активно ищут пример для подражания и зачастую находят ложные идеалы. Судьба же Александра Дедюшко может стать для подростка хорошим примером в жизни. Так почему бы не предложить ребятам этот ориентир?

Личность Александра многогранна. Путь в профессию сложен и тернист. И в жизни и в кино Дедюшко — образец мужественности, силы, напористости. Эти акценты мы расставляем при проведении экскурсии. Например, профессию Саша выбрал еще в школьном возрасте, а воплотил мечту к сорока годам. На этом пути было множество преград: паренек из глубинки, мама выбор не поддержала, несколько неудачных попыток поступления. Но его упорству можно было позавидовать. Ставим перед ребятами ключевые вопросы: а вы уже определились с выбором профессии? Достаточно ли в вас силы духа и веры в себя? Этот пример объективно впечатляет ребят. Наша цель — показать на примере жизненного пути актера серьезное отношение к выбору профессии.

Второе направление — пропаганда здорового образа жизни. Александр Дедюшко был очень спортивным человеком. Его спортивное снаряжение в музейной витрине просто притягивает ребят. Мы даем возможность подержать в руках личные вещи актера. Акцентируем внимание на том, что Александр развивался физически, чтобы быть успешным в профессии, чтобы сохранить здоровье. А три года службы во флоте? «Замухрышек» туда не призывали. И это воздействует на учащихся сильнее, чем самый красочный плакат по пропаганде ЗОЖ. Продолжая это направление, с 2014 года в гимназии проводятся уже традиционно два мероприятия в честь Александра Дедюшко: в мае спортивный праздник, посвященный окончанию учебного года и в ноябре — турнир по гиревому спорту среди юношей 9—11 классов с переходящим кубком. Сегодня можно сказать с уверенностью, что это направление работы результативно. Большое количество ребят круглогодично занимаются в гимназическом тренажерном зале, мечтая завоевать заветную награду.

Материалы экспозиции музейной комнаты легли в основу исследовательской работы учащейся 11 «Б» класса Татьяны Оскирко «Он мог быть Албанцем, Сарматом, а в жизни был сыном, другом и братом». В работе изучался характер актера по почерку. Данные исследования были представлены на IX открытой районной научно-практической конференции «Шаги в науку». Работа завоевала диплом II степени.

Наша музейная комната уникальна по своему профилю, поэтому интерес к ней не ослабевает. География посетителей — от Красноярска до Гродно — впечатляет. Этому способствует и участие в районном проекте музеев учреждений образования «Музейная карта», сотрудничество со средствами массовой информации Российской Федерации и Республики Беларусь.

Совместная работа с официальным сайтом памяти Александра Дедюшко и его семьи (http://www.adedushko.ru/muzej.html) создает условия для развития творческих способностей учащихся. Ребята пишут стихи, создают презентации и видеоролики, презентуя свое творчество на внеклассных мероприятиях.

Двери музейной комнаты открыты всегда. Для поклонников таланта известного актера театра и кино и для тех, кто только знакомится с ним. Для юных исследователей, поэтов и художников, которые желают рассказать об этом неординарном человеке через свои работы.

С недавних пор материалами активно стали пользоваться и учителя-предметники. Жизненный и творческий путь Александра Дедюшко лег в основу разработки урока по обществоведению в 9 классе «Творческий характер культуры». Янина Леонидовна Бандык апробировала его в ходе районного семинара «Эстафета музейных уроков «Уроки в музейной стране».

У нас не бывает музейной тишины. Мы построили свою работу так, чтобы экскурсанты задавали вопросы, спорили, пересматривали фильмы, старались подражать. Мечтали и шли к мечте упорно — как Александр Дедюшко.

Павел ЭЛЬЯШЕВИЧ, Ирина БУШИК, руководители музейной комнаты.

Прочитано 722 раз Печать