За электромобилями — будущее. Появляются они и в Волковысском районе - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 20 Декабря 2020 16:15

За электромобилями — будущее. Появляются они и в Волковысском районе

Еще каких-то лет двадцать назад, услышав словосочетание «поставлю машину на зарядку», многие бы с недоумением взглянули на говорившего. Тогда преимущественно заряжали лишь важную, но совсем небольшую часть автомобиля — аккумуляторную батарею, которая помогает запустить двигатель внутреннего сгорания и «отвечает» за электрическую часть привычного нам с детства бензинового или дизельного авто. Но заряжать транспортное средство «целиком» стало распространенным явлением лишь в последние лет десять, когда ускоренными темпами стали развиваться производство и использование электромобилей. Сейчас электромобили считают транспортом будущего — они экологичны, экономны, производят меньше шума.

Век открытия и забвения

По различным историческим сведениям можно судить, что на самом деле идея создания электромобиля появилась раньше, чем образцы автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Бельгиец Этьен Ленор совершил тестовый пробег на своем гиппомобиле с водородным топливом в 1860 году, а немцы Карл Бенц, Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах сконструировали свои автомобили с бензиновым двигателем в 1885—1889 годах. При этом миниатюрная модель транспортного средства, приводимого в движение при помощи электромотора, была создана венгром Аньошем Йедликом уже в 1828 году. А в 1842 году кузнец из США Томас Дэвенпорт реализовал концепцию передачи энергии к двигателю от ячеек батареи без перезарядки, создав более привлекательную версию экотранспорта. Развитие идеи шло быстрыми темпами, и уже в 1899 году бельгиец Камиль Женатци (на фото) на электромобиле собственной разработки мощностью 63 лошадиных силы поставил невероятный на то время рекорд скорости — 105 км/ч.

Начало ХХ века было ознаменовано развитием автомобилестроения по самым разным направлениям. Паровые, электрические, бензиновые транспортные средства разрабатывались параллельно и в течение нескольких лет успешно конкурировали между собой. Это было время борьбы и время выбора. Победу одержали машины с двигателем внутреннего сгорания.

На рубеже тысячелетий человечество всерьез задумалось об экологии планеты. Стали ужесточаться экологические требования к двигателям внутреннего сгорания, и постепенно на арену вновь вышла идея использования электричества для транспортных нужд. Нет, конечно, никто не забывал о троллейбусах, трамваях, электропоездах, но долгое время среди огромного количества бензинового и дизельного транспорта они составляли незначительную часть. Нынешнее время заставило задуматься о более серьезном проникновении электротранспорта в повседневную жизнь людей.

А у нас в машине… нет, не газ

Многие производители авто уже сегодня взяли курс на развитие линейки машин с нулевыми выбросами. Больше остальных в этом направлении преуспели такие гиганты автомобильной промышленности, как General Motors, BMW, Volkswagen и Tesla. Уже разработаны или планируются к разработке электромобили и таких известных марок, как Audi, Toyota, Volvo. Крупнейшие мировые автоконцерны, такие как BMW, Renault, уже заявили о своем намерении отказаться от производства авто с двигателями внутреннего сгорания и сосредоточиться на выпуске только электромобилей. Целый ряд стран не побоялись озвучить даже даты полного отказа от ДВС. Норвегия — 2025 год, Китай — 2025-й, Израиль — 2030-й, Великобритания — 2030-й, Франция — 2040-й.

Среди имен в списке будущих электромобилей и белорусы могут заметить что-то уже практически родное для себя. В серийный электромобиль вскоре превратится хетчбэк Zero Concept бренда Lynk&Co, созданного четыре года назад совместно Geely и Volvo. Планируется, что серийное производство Zero EV — именно так будет называться электрокар — стартует во второй половине 2021 года, а отправка машин первым покупателям, в том числе и в европейском регионе, начнется в четвертом квартале того же года.

Партию из 1000 электромобилей планирует собрать в 2021 году и завод «БЕЛДЖИ». Об этом сообщил в октябре на первом белорусском форуме по развитию электромобильности E-Mobility-2020 первый заместитель министра промышленности Республики Беларусь Сергей Гунько.

«Зеленому» транспорту — зеленый свет (и зеленые номера)

В нашей стране ситуация складывается благоприятно для использования электротранспорта. Идею «пересадить белорусов на электромобили» озвучил лично Александр Лукашенко в июле 2020 года на встрече с активом Минска, тем самым подтвердив избранное в Беларуси стремление перехода к экологически чистому транспорту. А вскоре и открытие первой в стране атомной электростанции подоспело — это значит, что электричества должно хватить на всех.

15 июня текущего года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 г. № 92 «О стимулировании использования электромобилей», которым предусмотрен ряд существенных льгот для тех, кто решит приобрести такое транспортное средство. В частности, для владельцев электрокаров отменены НДС и ввозная пошлина, с них не взимается государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и плата за муниципальные парковки. Кроме того, нулевой НДС предусмотрен для юридических лиц, на балансе которых есть зарядные станции. Для установки зарядок не нужно будет изымать землю из земель общего пользования, ее предоставят в аренду бесплатно. Производители электротранспорта и зарядок получили право применять повышенный инвестиционный вычет.

Чтобы отличить электромобили в потоке транспорта, в этом году для них введен новый стандарт регистрационных номерных знаков — цифры и буквы на них зеленого цвета, а начинается номер с буквы Е. Правда, владельцы электрокаров, купившие их до введения зеленых номеров, пользуются стандартными черно-белыми.

Дополнительные меры поддержки для желающих пересесть на электрокары обсуждались во время форума E-Mobility-2020. Предлагалось выдавать льготные кредиты на покупку электромобилей, предоставить льготное налогообложение компаниям, которые пересадили своих водителей на электрокары. Обсуждалась также возможность разрешить авто с зелеными номерами двигаться по полосе для общественного транспорта, а электрическим грузовикам дать возможность бесплатно пользоваться платными дорогами. Время покажет, какие из этих инициатив будут воплощены в жизнь.

Ищите свою «маланку»…

По оценкам сети электрозаправочных станций Malanka, принадлежащей ПО «Белоруснефть», количество электромобилей в стране уже превысило 1600 автомобилей, а потребление энергии увеличилось в 4 раза и достигло 6,4 миллиона кВт-ч. Насчет дальнейшего развития электротранспорта в стране есть несколько версий. По одной из них, эксперты ожидают, что к концу 2021-го года в Беларуси будет 5000 электрокаров, в 2025-м — 112 200. Однако существует и другой сценарий, по которому количество электромобилей составит к 2025 году более 230 тысяч. Если будут приняты новые меры по стимулированию покупки электрокаров, говорят в «Белоруснефти», то к 2030 году по дорогам страны может колесить свыше 500 тысяч электромобилей. Они будут потреблять порядка 2,3 миллиарда кВт-ч, что составит десятую часть общей мощности БелАЭС.

В соответствии с таким прогнозом заранее выстраивается и сеть заправочных станций: только за этот год их количество увеличилось с 200 до 400. Сейчас Malanka делает упор на установку быстрых зарядных станций мощностью 50 кВт. В ближайшие годы появятся супербыстрые зарядки, способные за несколько минут зарядить современные электромобили.

Тем не менее, пока сеть зарядных станций развита не так, как, возможно, хотелось бы потенциальным владельцам электрокаров. К примеру, в Волковысском районе пока «зарядок» нет, ближайшая к нам находится в Зельве на АЗС № 31 «Белоруснефти». Благоприятнее обстоит ситуация в городах побольше, где зарядить автомобиль можно не только на автозаправочных станциях, но и на парковках крупных торговых центров и в других местах. Найти карту с указанием размещения зарядных станций вы можете, к примеру, на первом белорусском портале электромобилей e-cars.by, а карту сети ЭЗС Malanka — на сайте malankabn.by.

Зарядить электромобиль можно, в принципе, и дома — проще сделать это в частном секторе — с помощью специального кабеля, который, как правило, входит в комплектацию электромобиля. Правда, о быстрой зарядке говорить здесь не приходится.

Недавно стало известно, что с 1 января 2021 года зарядка электромобилей на станциях сети Malanka станет платной. Стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) составит 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. Тем не менее, даже с учетом оплаты стоимость зарядки будет самой низкой в Европе (в том числе благодаря Белорусской АЭС), а электротопливо в будет в два раза дешевле бензина. Зарядка электрокара на 100 километров обойдется примерно в 6 рублей, в зависимости от типа заряда. Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 литров топлива, что составит 18-20 рублей.

…и свою Tesla

Если вам не подарил электромобиль Илон Маск, не расстраивайтесь: беглое изучение сайтов по запросу «купить электромобиль в Беларуси» показало, что цены на этот экологичный и экономный вид транспорта сравнимы с ценами на привычные иномарки с ДВС. Наиболее популярный способ приобрести подержанный электромобиль — это заказать его из США, в чем рады помочь (наверняка не бесплатно, конечно) многочисленные агенты и агентства. Сайт одного из них предлагает, к примеру, популярный BMW I3 BEV 2016 года выпуска за сумму, эквивалентную $16 300 (без учета доставки, правда). Четырехлетний малыш Nissan Leaf SV на том же сайте стоит $5 000, а солидная Tesla Model X 2018 года — уже $88 000. В общем, выбор есть, были бы деньги и желание.

Бесшумно катя по Волковыску

Есть люди, ориентирующиеся на передовой опыт, и в нашем районе. По сведениям межрайонного отдела Госавтоинспекции, на данный момент на учете в Волковысском МРЭО ГАИ — три электромобиля: по одному BMW I3, Nissan Leaf и Tesla Model S. Два из них «прописались» в Волковыске, один — в Мостах. Впрочем, не всегда адреса совпадают: никто не запретит владельцу использовать свое транспортное средство не по месту регистрации.

Только положительные эмоции от владения электромобилем у волковычанки Татьяны Бунар. В ее семье, кстати, два электромобиля: BMW I3 REX и Tesla Model S P85.

— Идею обзавестись электромобилем предложил мой муж. Мы с ним стараемся шагать в ногу со временем и электромобиль мечтали приобрести уже давно. С вступлением в силу Указа № 92 покупка стала доступной. К тому же, в то время цены как раз снизились. Всеми вопросами, связанными с оформлением и доставкой электромобилей, занимался супруг, и летом этого года нам пригнали машины. Конечно, мы довольны: плюсов намного больше. Я в основном езжу на BMW и могу сказать, что это экономный, экологичный, комфортный, почти бесшумный, но очень динамичный, удобный в управлении электромобиль. На нем мы были уже и в Гродно, и в Минске, а для Волковыска эта машина вообще идеальна. Из минусов — нужно тщательнее планировать свой маршрут, все же запас хода у BMW 100 с небольшим километров (у Tesla около 400), но в машине есть небольшой бак и бензиновый генератор для подзарядки батареи, что называется, на всякий случай. Неудобно, что в нашем районе пока нет зарядной станции (хотя, насколько я слышала, в планах есть ее установка). Но нам проще: мы живем в частном доме, заряжаем электромобили от домашней сети. На полную зарядку BMW уходит около 3,5 часа, Tesla, конечно, заряжается дольше. Однако эти минусы не настолько значительны по сравнению с преимуществами. Надеемся, что, когда откроются границы, мы сможем совершить отличное путешествие на электромобиле, — говорит Татьяна.

Олег АВШТОЛЬ

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1034 раз Печать