Иван Степанович - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Пятница, 18 Декабря 2015 00:00

Иван Степанович

Обычно, люди высокого положения, когда уходят на пенсию, становятся доступнее для общения. Но в отношении моего нынешнего героя это расхожее мнение не годится. Ибо он был открыт людям всегда, в любом возрасте своей долгой и насыщенной переменами жизни.

Иван Степанович Бочко — знаковое имя для жителей нашего города. Если, допустим, не все знали его имя-отчество, то уж фамилия звучала как синоним человека активной жизненной позиции, как руководителя коллектива, где честность, высокий профессионализм и точность стояли во главе угла.

В Волковысском автобусно-таксомоторном парке № 4, который двадцать три года возглавлял Иван Степанович, таким принципам следовали все — от стажера до водителя-междугородника, от ученика слесаря до ремонтника шестого разряда.

Гости нашего города всегда удивлялись, что городские автобусы подходили к остановке точно в то время, которое было указано в расписании. По этому подходу горожане сверяли часы. Такого порядка не было ни в одном другом городе Беларуси, а в советское время, наверное, и во всем Союзе. И этот порядок в сознание своих подчиненных ввел директор автопарка Иван Степанович Бочко.
Вот он сидит передо мной в своей квартире в простецком домашнем виде — в тапочках на босу ногу, прямо напротив картины художника-самоучки, где руководитель изображен на фоне своего славного предприятия, и рассказывает, рассказывает…

Начало славной биографии

Вспомнили мы с ним приход в наши западные края Красной Армии осенью 1939 года. Ване Бочко уже было в эту пору четыре года. Вспомнили, как спешно был организован Советами из единоличных хозяйств его вески Букштово Мостовского района колхоз, и на первом же году от бесхозности погиб весь тягловый скот. А в четырнадцать лет Ваня Бочко, вместе с такими же, как он, «подшпарками» уже и пахал, и сеял, и бороновал, и убирал хлеб на лошадях, и с завистью поглядывал на парней в спецовках, гордо восседавших на первых советских тракторах У-2, ХТЗ, НАТИ.

— В ту пору, когда выдавалось свободное время, делал я из жести банки для молока и керосина, самой разной емкости от пяти литров до двадцати. Люди оценили, что «Ванька-то рукастый…» и подкинули мне мысль — пойти работать в Мостовскую МТС, которая обслуживала техникой наш колхоз. Там меня поставили помощником бригадира. Какой-никакой, а уже начальник над людьми, из которых многие были старше меня. Вот когда я научился уважать людей, прислушиваться к их мнению и следовать их советам, если они были на пользу делу. Это был уже 1951 год. А через два года бригадир Федор Трофимович Устименко направил меня на курсы трактористов широкого профиля в Мурованское училище механизации № 15. Вернувшись в МТС, работал на самом сильном в то время тракторе С-80. Поднимал целину в районе, заболоченные угодья.

Дальше трудовая стезя Ивана Бочко прошла еще через два учебных заведения: Новогрудское училище механизации, оконченное им с отличием в 1956 году, и Пинский индустриально-педагогический техникум, в дипломе тоже одни отличные оценки.

В 1960 году в составе группы из тридцати курсантов он был направлен на целинные земли в Кустанайскую область. Директор совхоза «Комаровский» после уборки урожая уговаривал молодого специалиста остаться, предлагал должность главного инженера. Ну еще бы не уговаривать! Ведь бригадир Иван Бочко со своими хлопцами организовал чуть ли не заводской ремонт техники. Но уговоры не подействовали. Он хотел только домой!

Из Казахстана Иван Бочко привез полторы тонны подаренной ему за отличный труд казахстанской пшеницы, и она пришлась как нельзя кстати и родителям, и сестре, и брату. Всех накормил.

Новый житель Волковыска

А распределение после техникума он получил в наш город, и зав. районо Павел Семенович Киселев направил его во вторую школу преподавателем автодела и заведующим мастерскими. Здесь Иван Степанович впервые почувствовал в себе созидательную жилку. По его инициативе к зданию школы была сооружена пристройка, в которой разместились мастерские.

А через четыре года переманила его более ответственная работа начальником учебной части в авто­школе ДОСААФ. И здесь он тоже стал строителем. Ну разве это было рачительно — держать учебные машины под открытым небом? И были построены гаражи на 15 машин. Здесь, в автошколе, Иван Степанович смог продолжить образование, поступил заочно в Московский автодорожный институт, который опять же с отличием закончил в 1971 году, став дипломированным инженером-механиком.

Вот тогда-то его и заприметили районные власти, предложили пост главного инженера автоколонны
№ 2429, территорию и технические службы которой Иван Степанович тоже преобразил за восемь лет работы. Вся территория предприятия была покрыта асфальтом. Грязь и вода под ногами и колесами ушли в прошлое. Грузовые машины, как и автобусы, тоже стали ремонтировать в боксах.

Когда же в городе встал вопрос о строительстве автобусно-таксомоторного парка, то, конечно, лучшей кандидатуры его руководителя, чем И. С. Бочко, просто не было.

— Третьего января 1979 года я пришел на пустырь директором предприятия, которое еще предстояло построить. Уже в декабре 1980-го его надо было сдать в эксплуатацию. Проект мне не понравился, я решил его переделать. Сколько вышестоящих кабинетов прошел, скольких людей пришлось убедить в необходимости изменения проекта! Спасибо начальнику Гродненского облавтотранса Николаю Яковлевичу Гордейчику, он во всем меня поддерживал.

Проект был рассчитан на 150 мест, а мы вместили 250 автобусов. Добавили еще третий цех на две тысячи квадратных метров площади. Ну и всякий соцкультбыт тоже был нужен. А это кроме клуба и бассейна с парилкой, еще и раздевалки, и душевые, и помещение для стирки спецодежды.

Оборудовали четыре подвальных помещения для хранения старых агрегатов, склады для хранения шин и металла, два сварочных поста. Столярное отделение…

Я слушал Ивана Степановича, глядел в его загорелое лицо с непокорным хохолком волос над высоким лбом, поражался огоньку в его не по возрасту голубых глазах и видел пред собой человека с нерастраченным запасом молодости. Нет, конечно, время наложило свой отпечаток на это лицо, всегда приветливое к собеседнику. Но оно не смогло потушить ни энергии, ни интереса к миру, с которым когда-то паренек из вески Букштово Мостовского района вышел на проселочную дорогу, ведущую в большую и незнакомую жизнь.

Теперь Волковысский автобусный парк живет и пульсирует, как живой организм, как органичный памятник своему создателю и первому директору.

Люди — о своем директоре

Я походил по службам автопарка и по его просторной территории в один из осенних солнечных дней. То ли сама погода располагала людей к разговору, то ли имя Ивана Степановича было паролем, отмыкающим сердца работников, но стоило только его помянуть, как светлели лица, и улыбка разглаживала их, разгоняя выражение служебной занятости. Вот что они мне поведали.

Анатолий Алексеевич Кулак, начальник сектора перевозок:

— Помню, как в Лидском техникуме механизации, где я учился, появился коренастый и энергичный человек, аккуратно одетый и при галстуке. Сразу видно — интеллигентный человек. И прямо в классе стал агитировать нас, выпускников, по окончанию учебы поехать в Волковыск, на строительство автобусного парка. Золотых гор не сулил, но место в общежитии и со временем квартиру обещал. И действительно сразу устроил нас в общежитие ПМК-142.

Нас тогда приехало восемь человек, сейчас осталось только четверо, кроме меня, еще Станислав Качановский, Анатолий Стульгис и Анатолий Устилко. Пока мы дорвались до своего дела-то, на какое учились, пришлось, как говорится, засучив рукава, включаться в ту работу, которая была на стройке первоочередной. Помогали строителям проводить канализацию, монтировать вентиляцию и оборудовать ремонтную зону. Конечно, слушались своего шефа Бочко, подчинялись непосредственно ему. Старались работать так, чтобы услышать от него: «Молодцы, хлопцы!»

Ну и он свое слово сдержал, жилье мы все со временем получили. Сначала построили два финских домика по улице Медведева. Потом Иван Степанович взялся за строительство пятиэтажного дома на 56 квартир по улице Зенитчиков. Проект предусматривал три этажа, но Бочко добился еще двух. Потом начали строить одноэтажные коробки в поселке Южном, для чего организовали хозгруппу из семи человек. Так появилась Автомобильная улица в этом поселке. Всего было построено 32 частных дома со всеми необходимыми коммуникациями.

Станислав Флерьянович Качановский, контрольный мастер:

— Иван Степанович профессионал высокого класса, что касается автомобиля, его содержания и ремонта. Поэтому он очень ценил труд водителей и уважал их, постоянно совершенствовал ремонтную базу. Из любой командировки по Союзу привозил какую-либо новую техническую идею и сразу же начинал воплощать ее у себя. Так у нас появлялся новый пост по ремонту агрегатов или двигателей. Все посты были обеспечены подъемниками и кран-балками. Словом, наше оборудование отвечало всем стандартам. Все было сделано для замены ручного труда механизированным. Для облегчения работы транспорта в зимнее время мы ввели в строй водоподогрев и электроподогрев на 120 стоянок. А сколько всего напридумывали наши рационализаторы!

Анатолий Константинович Стульгис:

— По дороге на работу обязательно заглядывал и на автовокзал, вникал во все детали обслуживания пассажиров и, если видел скопление людей, долго ожидающих очередного рейса, тут же давал команду выделить на линию дополнительный автобус. У него забота о людях не была пустой декларацией, а самой сутью его характера. Он понимал, что требовать полной отдачи в работе можно только с хорошо отдохнувшего человека. Поэтому организовал две зоны для отдыха своих работников в летний сезон. Одну на Волповском водохранилище, а вторую аж в Украине, на Черноморском побережье, куда летом выезжали поправлять здоровье от 30 до 60 человек каждые две недели.

Анатолий Сергеевич Устилко, инженер-диагност:

— Особенно сложным было для нас десятилетие с 1990 по 2000 годы. Ведь за это время не получили ни одного нового автобуса. Автобусы не выдерживали своего ресурса, часто выходили из строя, были организованы две ремонтные бригады, которые работали по графику в две смены. Сами меняли задние мосты, шлифовали валы, сами отливали капроновые прокладки для головок блока в штампах, которые заказывали на заводе литейного оборудования.

В те годы заезжали к нам для ремонта и водители из Украины. Иногда трудно было найти для них ту или иную запчасть. Иван Степанович говорил: «Отдайте им последнее, не жалейте, это же наши братья, в одной стране живем!»

Геннадий Евгеньевич Шукайло, начальник станции диагностики:

— Наша станция открывалась уже не при нем. Но Иван Степанович мечтал о такой возможности диагностировать двигатель автомобиля без разборки. И вместе с нами он радовался, когда такая служба, наконец, появилась в автопарке. Ведь он по-прежнему живет интересами коллектива, в котором проработал больше двадцати лет.

Нина Антоновна Плахина, главный бухгалтер:

— Все новинки в организации труда мы пробовали на себе одними из первых в Гродноавтотрансе: и хозрасчет, и аренду. Внедряли у себя нестандартные формы производства. Это при нем мы выращивали свиней, овощи, выделывали кожи, шили из них кожухи и тулупы, содержали пасеку и живых редких птиц, посадили яблоневый сад. Все это было инициативой Ивана Степановича, который смотрел на жизнь шире, чем того требовало основное производство. К сожалению, большинство этих нововведений было нерентабельно, а в новые времена нас заставили от них отказаться.

Иван Иванович Кунцевич, слесарь, аккумуляторщик:

— Мы все просто привыкли к тому, что уже на День Советской армии, а уж на Восьмое марта и подавно, могли принести к праздничному столу свежие огурчики, зеленый лучок. А ведь в магазинах тогда, тем более ранней весной, ничего этого не было, а мы все за небольшую плату могли приобрести на нашем предприятии. А посмотрите, какие картины у нас всюду украшают наши цеха и служебные помещения! И все о живой природе. А на стенах бассейна даже мозаичное панно, и снова везде — лес, олени, речка или озерцо, рыбак на бережку. Глянешь среди зимы — и на душе теплей становится… Да, Иван Степанович любит природу и эту любовь и нам прививал. Бывало, отломишь какую веточку, а Иван Степанович посмотрит на тебя, как на преступника. Кажется, сквозь землю готов провалиться.

Ирина Павловна Шулицкая, начальник отдела кадров:

— Иван Степанович — мой дядя. Он мне мою судьбу определил. Я поступала в Гомеле на биофак, не набрала баллов. Тетки меня уговаривали ехать в Москву, а дядя настоял на Волковыске. Я пришла к нему в грузовую автоколонну, сначала заочно окончила Бобруйский техникум, а потом поступила в Минский политехнический институт, стала специалистом и трудилась под его отеческим доглядом всю жизнь, и не жалею об этом. Да, порой он, кажется, излишне требователен, но всегда справедлив. Дядю, как и родителей, не выбирают.

Вячеслав Михайлович Гусак, директор автопарка № 4:

— Я с Иваном Степановичем впервые столкнулся еще в автошколе, где он был начальником учебной части. Строгость его мне тогда казалась излишней. Там проводились политинформации по четвергам до начала занятий. И Боже упаси было на них опоздать! А я один раз опоздал, тем более был старостой группы, должен был показывать пример. И что вы думаете? Иван Степанович послал меня чистить туалет. Крепко я тогда на него обиделся. Но он научил меня пунктуальности. Больше в жизни я никогда не опаздывал. Что потом мне очень пригодилось в армии, а служил я в ракетных войсках.

Потом, после армии, в 1964 году, я устроился слесарем в автоколонну 2429. И был свидетелем, как по инициативе главного инженера Бочко налаживалась культура производства. На этом предприятии при участии Ивана Степановича я вырос от рядового слесаря до главного механика. Конечно, заочно учился, получил высшее образование. А в 1981 году он предложил мне должность своего заместителя уже в автобусном парке. И двадцать лет, проведенных мной под его началом, были хорошей школой хозяйствования и обращения с людьми. Он вырастил из меня руководителя, которому без боязни за успех дела смог передать свое главное детище — автопарк № 4 Гродненского облавтотранса…

С кем бы ни поговорил я в авто­парке о бывшем его директоре, все как один отмечали в его характере эти, казалось бы, две взаимоисключающие черты — требовательность вплоть до жесткости в отношении нарушителей производственной дисциплины и заботливость до сердечности к людям честного труда. И заметьте, даже злостные нарушители никогда не слышали от него «тыканья». Ко всем и всегда, в любых обстоятельствах, Иван Степанович обращался только на «Вы».

Оттого и не проходит в автопарке ни одного мероприятия без участия в нем Ивана Степановича. Ни одного торжества, ни одной поездки за город на отдых. Каждый автобусник считает за счастье попутно подвезти Ивана Степановича — куда тому надо. А если еще перекинуться с ним парой слов, то считай — целый день будет везенье.

Еще одно мнение о нем

Общаясь с этим неутомимым человеком, я все время искал слово, которое бы определило самую сокровенную суть Ивана Степановича. Хозяин? Конечно, да. С крестьянской основательностью организовал и повел он свое автохозяйство, с учетом каждого метра полезной площади. Отсюда и сады, и теплицы, и водоемы с рыбой. Сейчас этот подход к делу называется предприимчивостью.

Воспитатель. И тоже — да. Сколько людей благодарны ему за то, что он научил их ответственности, дисциплине не только на работе, но и дома, в семье!

Конечно, как ни талантлив и работящ человек, но в одиночку ему гор не свернуть. Нужен коллектив единомышленников. И такой коллектив сплотился вокруг своего руководителя.

Профессионал высокого класса. Конечно. Он вникал в самые тонкости своего инженерного ремесла и требовал такого же от подчиненных. В понимании процесса ремонта автомобиля он был не просто специалист, но профессор.
Не будет, наверно, лишним прибавить к отзывам бывших коллег и подчиненных Ивана Степановича и мнение о нем его непосредственного начальника, возглавлявшего в те далекие восьмидесятые Гродненский облавтотранс Николая Яковлевича Гордейчика:

— Иван Степанович Бочко — это руководитель от Бога, который думал не только о производстве, но и о людях. Он умел и спросить с человека, и помочь ему. И люди это понимали, и всячески его поддерживали. Организация перевозок пассажиров была продумана до мелочей, автобусной сетью были охвачены все без исключения населенные пункты района. А культура производства была выше всяческих похвал. Ни на одном другом предприятии нашей отрасли не было ни бассейнов, ни финских бань, ни садов, ни фонтанов. А у него было все. Как тогда говорили, все во имя человека, все для блага человека.

В уходящем году Иван Степанович Бочко отметил 80-летний юбилей. По этому поводу хочется пожелать ему здоровья и счастья.

Георгий Киселев

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 3178 раз Печать