Возвращенное детство - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Вторник, 01 Марта 2016 00:00

Возвращенное детство

Елена Веруш

В очередной раз мамой и впервые — бабушкой, Мария Сахарчук стала почти одновременно. Внучку подарила им с мужем родная дочь Татьяна, а радость родительства с его острыми ощущениями пришла снова вместе с приемной Танюшкой. Вообще же стаж у приемной семьи Сахарчуков намного больше — 10 лет.

В наш район Мария приехала «замуж» — с Николаем познакомилась на свадьбе у подруги. Ради него оставила работу на прядильно-ниточном комбинате и заманчивые перспективы областного центра, переехав в деревню на постоянное место жительства с неопределенностью трудоустройства. Не наученная сидеть сложа руки, соглашалась на все предложения. В результате и на стройке работала, и помощником воспитателя в местном садике была, и в магазине колхозном торговала. За здоровье единственной дочери пришлось им с Николаем побороться, но болезнь все вместе они одолели. А вот справиться с недугом любимой младшей сестренки не смог никто: онкология очень быстро забрала ее у жизни. Пока Наталья была в больнице, племянницы жили с семьей тети, возвращаясь к маме на недолгие периоды улучшения. А когда ее не стало, поселились здесь навсегда. Других вариантов попросту не было. Ни у кого.

Создать приемную семью официально Марии предложили не сразу. Оксана с Анютой и без того стали для них с мужем родными — какая тогда разница, как это оформлено в документах? Но для оставшейся без работы женщины вакансия приемной мамы в отделе опеки и попечительства управления образования стала палочкой-выручалочкой.

В заботах о выросшей и вновь помолодевшей семье время летело быстро. Татьяна уже и второе высшее образование получила, медицинский колледж заканчивала Оксана, студенткой аграрного университета стала Аннушка — расслабиться бы! А Мария вдруг предложила Николаю: «Давай еще хотя бы одного ребенка спасем от сиротства!» Муж быстро согласился, правда, на этот раз сына хотел воспитать. Но когда из приюта позвонили: «Для вас есть девочка!», он сказал: «Ребенок не щенок — выбирать не будем!» Так у них появилась еще одна дочка с именем старшей — Танюшка. Разница лишь в том, что та росла, окруженная родительской любовью и заботой. Танюше-младшей повезло меньше: до того, как девочка, наконец, попала в настоящую семью, она дважды побывала в приюте. Первый раз ее отобрали у пьющих мамы с бабушкой. Тогда внучку от казенных стен спас дедушка, привез в свою новую семью. Через какое-то время Таню в госучреждение вернули. Кто знает, какой была бы дальнейшая судьба ребенка, если бы не желание чужих людей сделать счастливым и ее детство.

Сегодня, доверчиво прижимаясь к надежному маминому плечу, девочка признается, что полюбила пришедшую знакомиться с ней тетю с первого взгляда, маленьким сердцем сразу почувствовав: это — ее мама. Адаптация в новой семье проходила, как и в каждой приемной: на свет вылезали обычные проблемы обиженных судьбой детей. Искренностью и душевным теплом Мария с Николаем «лечили» истерики и ночные страхи шестилетнего ребенка, ее неожиданную агрессию и вранье, гиперактивность и сквернословие.

— Всего хватало, — не скрывает Мария Юльяновна. — Но у меня такие замечательные помощники здесь, в социально-педагогическом центре. Чуть что, я к ним за советом. И сейчас, спустя четыре года после того, как Танюшка пришла в нашу семью, их указания или просто пожелания для меня очень ценны.

А для Тани ценнее всего был пример мамы с папой и сестер. Все хорошее она впитывает, как губка, за доброту и ласку старается платить тем же, учится жалеть и нести ответственность за свои поступки. С гордостью девочка демонстрирует мне свой школьный дневник — в нем в основном «восьмерки» да «девятки», откровенно рассказывает, за что любит математику и почему опаздывает на школьный автобус после занятий в музыкальной школе (несмотря на бьющую через край энергию, рукоделие ее привлекает). И к домашнему труду родители ее приучают — в жизни все пригодится. Между прочим, обязанность пылесосить в квартире Таня выбрала сама и никогда от нее не увиливает.

Листая странички общей жизни, мама с дочкой открывают и ту, что могла бы на полуслове оборвать эту увлекательную книгу. Через пару месяцев после начала истории девочку хотела удочерить бездетная семья из областного центра. Ее уже и на знакомство взяли, да что-то не заладилось — привезли назад. Самой Тане там не понравилось одно: «все было позволено, а так не интересно». Преодолевать трудности ей больше по душе, нежели быть «маменькиной дочкой». К счастью, в этой семье такого не было никогда. Сейчас Танюшка здесь одна — казалось бы, все внимание только ей. Но сама она с нетерпением ждет выходных, когда приезжают сестры и дом наполняется счастливыми голосами взрослых и детскими «агу» — годик уже исполнился и Оксаниной дочурке, которая души не чает в своей десятилетней тетушке. Осознание того, что она нужна и этому маленькому человечку, что она любима им — не за что-то, а просто так, возвышает ее в собственных глазах и еще больше сближает с семьей. Танюшка здесь стала по-настоящему своей и счастлива от того, что она — такая же, как все дети, у которых есть детство.

Знаете ли вы, что…

— детский социальный приют в Волковыске функционирует с 2004 года. Как правило, попадают сюда дети, временно отобранные у родителей по причине неисполнения ими родительских обязанностей, злоупотребления спиртными напитками, нежелания нести ответственность за жизнь и здоровье собственных детей. За это время кров в стенах приюта нашли 353 ребенка. 209 детей были возвращены родителям, 75 — переданы на воспитание в замещающие семьи (приемные и опекунские), 27 помещены в интернатные учреждения.

— с 2004 года родительских прав в отношении 90 детей были лишены 80 родителей. Из них двое в отношении шести детей в родительских правах были восстановлены.

— на 1 февраля этого года в социально опасном положении находятся 189 детей из 105 семей, в том числе 44 ребенка из 38 семей в возрасте до трех лет. Нуждающимися в государственной защите были признаны и отобраны у 11 родителей 14 детей. В приюте сейчас проживает восемь детей из семи семей. Каждый из них надеется вернуться в родную семью или обрести новую, где его примут, полюбят, подарят любовь и заботу.

Я — ЛИСТ, ОТОРВАННЫЙ ОТ ДЕРЕВА

Осень. За окном дождь. Я в приюте. Уже второй месяц я смотрю в это окно. Иногда мы вместе плачем — я и окно. Тонкие ручейки текут по стеклу и моим щекам. Иногда я разговариваю с листочком, одиноко прилипшим к стеклу. Ему так же грустно и одиноко, как и мне. Он тоже оторван и потерян.

Мама не приходит… Бабушка сказала, что она много пьет и не помнит обо мне. Она всегда забывала обо мне и раньше. Забывала, что я хочу есть. Забывала, что мне нужна одежда в школу. Забывала, что мне страшно одной оставаться ночью. Но я очень жду и надеюсь, что она придет…

Вчера в приюте появилась какая-то тетя. Она выбрала Светку. Светка прыгала от радости и сообщила всем, что тетя будет ее мамой. Нам всем тоже очень хотелось, чтобы выбрали нас…

А вчера мне приснился сон. Словно я живу в новом доме, у меня новая мама и новая жизнь… Жизнь, наполненная теплом и заботой. И окошко в том доме не плачет, а радостно сияет на солнце.

Жаль, что не все сны сбываются…

Алеся.

НЕ ЖДИТЕ БЛАГОДАРНОСТИ

Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания приемного ребенка? Советы психолога

НУЖНО:

Принимать ребенка, таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.

Чаще вспоминать, какими были вы в таком возрасте.

Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личностный пример.

НЕЛЬЗЯ:

Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже — он другой, особенный.

Относиться к ребенку, как к сбербанку: родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его взяли в семью и заботились о нем, ведь он вас об этом не просил.

Использовать ребенка как средство для достижения, пусть и самых благородных (но не своих), целей.

Рассчитывать на то, что ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь.

Относиться к ребенку, как к неполноценному человеку, которого родители могут по-своему лепить.

Перекладывать ответственность за воспитание на учителей, методические рекомендации, бабушек и дедушек.

И еще несколько рекомендаций

— Постоянно давайте ребенку понять, что он — часть семьи. Чаще употребляйте такие слова, как «наш сынок» (дочка), «наша семья», «мы — твои родители» и т. д.

— Если ребенок в чем-то терпит неудачи и теряет уверенность в себе — не стыдите, не упрекайте, не заставляйте. Расскажите, как сами когда-то чего-то боялись или не умели, а потом научились преодолевать неудачи.

— Не разрушайте положительный опыт ребенка, его хорошее представление о себе самом, не внушайте ему отрицательного представления о нем, иначе он станет ориентироваться не на положительный образ самого себя, а тот, который вы ему внушаете.

— Критикуя поступок ребенка, не переходите на личность. Осуждайте поведение, а не ребенка. Не «ты плохой», а «ты поступил плохо».

— Помните, что «хороший» ребенок и «удобный» для вас ребенок — это не одно и то же. Удобный, тихий, во всем с вами согласный и во всем вам подчиняющийся — это или больной ребенок, или будущий приспособленец.

— Если вы раздражены, огорчены, устали — не вступайте с ребенком в какой-либо воспитательный контакт. Переждите, остыньте, перестройтесь. Злость и раздражение — плохие советчики и плохие помощники.

— Если есть необходимость в «проработке», помните, что назидания и упреки действенны только в течение 2-3 минут. Если назидания продолжаются дальше, чувство вины у ребенка сменяется раздражением, появляется противодействие.

— Не стремитесь любой ценой получить от ребенка признание им ошибок и обещание «больше так не делать». Это всегда или фальшь, или унижение, которые ребенок чаще всего не прощает.

— Не бойтесь просить совета у ребенка — это только сблизит вас.

Наша консультация

Приемная семья — форма устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемными родителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, как состоящие, так и не состоящие в браке.

Кандидаты в приемные семьи должны пройти психолого-педагогическую диагностику и курс обучения для приемных родителей в ГУО «Волковысский районный социально-педагогический центр с детским социальным приютом».

Между отделом образования, спорта и туризма райисполкома и гражданином заключается трудовой договор, согласно которому человек принимается на работу приемным родителем, получает заработную плату, эквивалентную заработной плате педагога второй квалификационной категории. Приемный родитель также имеет право на оплачиваемый трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

На время отпуска приемного родителя воспитанники могут находиться в детских оздоровительных летних лагерях, помещаться в приют или другие приемные семьи.

На каждого воспитанника выплачивается ежемесячное пособие в размере, установленном законодательством Республики Беларусь. Размер пособия изменяется с учетом роста цен на товары и услуги.

В соответствии со ст. 173 Кодекса о браке и семье, подбор детей для передачи в приемную семью осуществляют органы опеки и попечительства. Заявив о желании создать приемную семью, вы имеете право выразить свои предпочтения при выборе ребенка: пол, возраст, состояние здоровья.

Необходимые консультации по проблемным ситуациям и психолого-педагогическую поддержку приемные семьи могут получить у педагогов-психологов учреждений образования, которые посещает ребенок, или педагогов-психологов РСПЦ.

По вопросам создания приемной семьи вы можете обратиться в отдел образования, спорта и туризма Волковысского райисполкома по адресу: ул. Дзержинского, д. 3, кабинет 311, тел. 4-53-78; ГУО «Волковысский районный социально-педагогический центр с детским социальным приютом» по адресу: ул. Горбатова, 12а, тел.: 6-31-65, 9-59-32.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2906 раз Печать