Настроение — оптимистичное
— Алексей Игоревич, с каким настроением и в каком состоянии сфера торговли подошла к своему вековому юбилею?
— Настроение в отрасли бодрое, рабочее, не без доли юношеского задора, оптимизма и свойственного столь солидному возрасту прагматизма. О состоянии дел же скажу так: в целом все неплохо. Конечно, на финансовых результатах субъектов торговли несколько сказывается нестабильность на внешнем контуре, сложная и потому недешевая логистика товаров критического импорта, действующие ценовые ограничения. Однако статистика показывает, что наша отрасль постепенно адаптируется и к внешним вызовам, и к изменениям внутренних условий работы, улучшаются финансовые результаты деятельности. Конечно, это пока не те цифры, к которым наш ретейл привык, но и не такие, какие ему пророчили недоброжелатели.
К инфляции — выверенно
— МАРТ выступает регулятором отрасли, одновременно отстаивая права и организаций торговли, и потребителей. Последние о справедливости и эффективности судят по ситуации с ценами. Как ее охарактеризует министр?
— Ценовая ситуация в стране стабильная. По итогу июня прирост индекса потребительских цен сложился в рамках целевой траектории и, по данным Белстата, к маю составил 0,6 процента, к декабрю 2023 года — 3,4 процента. В годовом выражении инфляция показывает 5,8 процента. При этом держим в уме планку по итогу 2024-го не более 6 процентов. Возможно, со стороны кажется, что все идет строго по плану. Это не совсем так. Признаюсь, по некоторым товарам в отдельные периоды наблюдались нетипичные ценовые всплески. Но здесь мы держим руку на пульсе, постоянно контролируя стоимость представленного на полках, применяя инструменты и превентивного, и реактивного характера. Если мы видим, что, например, за неделю или за месяц в целом по стране или в отдельном регионе цены по регулируемым товарам отклоняются от допустимой траектории, сотрудники МАРТ досконально изучают причины сложившейся динамики и далее принимаются соответствующие управленческие решения.
Любители сладкого наверняка заметили, что подорожал шоколад: ИПЦ в июне 2024-го к декабрю 2023-го составил 106,4 процента. Это во многом обусловлено динамичным ростом мировых цен на какао-бобы и какао-продукты. При этом с мая текущего года на ведущих мировых товарных биржах фиксируется снижение цен на какао-бобы, и все же цифры по-прежнему очень высокие, а значит, продолжат оказывать давление на цены отечественных производителей шоколада.
— Судя по статданным об инфляции за полгода, идем впритирку с заданием, а впереди еще шесть месяцев работы в не всегда предсказуемых условиях. Остался ли запас, или, возможно, потребуется некоторое ужесточение ценового регулирования?
— Действительно, идем вплотную, при этом практически каждая десятая доля процента выверенная, спрогнозированная. Не стоит забывать прошлогодний опыт, когда в некоторые месяцы мы фиксировали дефляцию. Думаю, в этом году тоже ее увидим.
— Что намерены здесь изменить?
— Сразу скажу, что принципиальных новшеств не будет. Определенный два года назад механизм закладки овощей, картофеля и яблок под полную потребность торговли, общепита и бюджетных организаций и их выкуп организациями торговли через заключение договоров на поставку под заложенные объемы будет сохранен. Практика показала эффективность такого подхода. Например, в этом году реализация продукции из стабфондов велась до окончания межсезонного периода — этапы выборки предусмотрели верно. Более того, картофель и отдельные овощи реализовывались даже в июне — качество позволяло, да и вообще проблем с ним практически не возникало. В результате мы увидели рост продаж отечественных картофеля, овощей и яблок. По итогам первого квартала 2024 года обеспечение населения свежей плодоовощной продукцией в межсезонный период осуществлялось практически в полном объеме за счет белорусской продукции: по картофелю — на 99,8 процента в объеме розничного товарооборота организаций торговли, по капусте — на 97,8, по свекле — на 99,9, по моркови — на 99,7, по репчатому луку — на 96,4, по яблокам — на 86,9. Благодаря стараниям наших производителей, вырастивших хороший урожай яблок с высокими потребительскими качествами, покупатели были обеспечены этими фруктами практически до начала июня.
— Чего ожидать от цен на товары в ближайшее время — понятно. А какой план по регулируемым тарифам?
— На протяжении нескольких лет ежегодно утверждается тарифная тетрадь, в которой определятся возможное увеличение стоимости товаров и услуг, регулируемых государством. Так, запланировано подорожание только подакцизных товаров, услуг ЖКХ и транспорта. По всем остальным позициям повышения цен госорганами производиться не должно — при поступлении предложений о повышении тарифов мы исходим из этого.
Льготное потребкредитование — в помощь
— Сегодня мы не наблюдаем снижения ассортимента предлагаемых к продаже товаров или вымывания отдельных их видов. Покупателям предлагается широкий выбор продукции как отечественного, так и иностранного производства. В январе — марте 2024 года доля продаж отечественных товаров составила 57,4 процента, в том числе по продовольственным товарам — 76,2, непродовольственным — 37,6. Данные за полгода будут чуть позже, пока же, опираясь на доступную информацию за первый квартал, скажу, что видим значительный рост продаж белорусского по ряду позиций, в частности, продовольственной группы. Например, томатов (243 процента), огурцов (почти 187), свежих фруктов и орехов (без малого 156), в том числе яблок (160), свежих овощей и грибов (117,4), в том числе картофеля (115,5), репчатого лука (117,1), ракообразных, моллюсков и прочих морепродуктов (133,3), минеральной воды (116,9), детского питания (114,1). Что касается непродовольственных товаров, то заметно увеличились продажи автомобилей (117,8 процента), стройматериалов (114,9), стиральных машин (104,1), чистящих и прочих средств бытовой химии (106,8), велосипедов (231,2), верхней одежды (111,1), чулочно-носочных изделий (113,8), обуви (106,9).
По ряду товаров, таких как, например, мясо и мясные продукты, сахар, масло сливочное, сыры, мука, яйца куриные, спрос покупателей практически полностью удовлетворялся за счет продукции белорусских товаропроизводителей. Ряд товаров импортируется из России и других дружественных стран. Активно прорабатывается вопрос ввоза овощей по прямым поставкам из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана. Больше стало появляться продукции из Турции.
Словом, выбрать есть из чего. Иначе бы не рос розничный товарооборот: через все каналы реализации в январе — июне 2024 года он составил 41,6 миллиарда рублей.
Задание на второе столетие
— Некоторые итоги работы отрасли в канун векового юбилея мы озвучили, а какие задачи, на ваш взгляд, будут актуальны в начале нового столетия?
— Считаю, что в любое время торговле будет важно развиваться, поддерживая и повышая привычный высокий уровень обслуживания, обеспечивая работников хорошими условиями труда и достойной зарплатой, автоматизировать процессы и расширять свое присутствие. При этом вопрос большого предложения по справедливым ценам был и будет на повестке всегда.
Главная же задача министерства в сфере регулирования торговли пока останется такой: обеспечить ценовую стабильность в стране, определить ту золотую середину, которая позволит сбалансировать интересы производителей, торговли и потребителей. Ситуация на внешнем контуре заставляет, что называется, быть во всеоружии, просчитывать различные варианты развития положения дел и реагировать на них упреждающе, взаимодействуя с социально ответственными игроками и партнерами у себя и в дружественных странах, чтобы минимизировать для населения возможные ценовые всплески. Для выполнения этой задачи МАРТ использует все находящиеся в его распоряжении инструменты государственного управления. В первую очередь мы говорим о постановлении Совмина № 713 «О системе регулирования цен», позволившем взять под контроль инфляционные процессы и обеспечить управляемое ценообразование в стране. Этот механизм все еще не теряет своей актуальности, по мере изменения обстановки будет трансформироваться.
Проводимая работа по импортозамещению, внедрению системы стабилизационных фондов, грамотному использованию маркетинговых инструментов по продвижению отечественной продукции позволила не только нарастить долю продаж белорусских товаров в розничном товарообороте, но и добиться действительно крепких и доверительных партнерских отношений между нашими производителями и субъектами торговли. И эти тенденции предстоит закрепить. Немаловажным фактором стабильности и устойчивого развития торговли также является обеспечение справедливой конкуренции. Принятые в антимонопольном законодательстве изменения позволят более оперативно рассматривать и устранять нарушения, разрешать споры о недобросовестной конкуренции, восстанавливать нарушенные права участников рынка.
Законодательство о торговле — важнейший инструмент жизнедеятельности отрасли, и очень важно, чтобы он соответствовал духу времени, учитывал перспективные тренды и направления развития мировой торговли. Поэтому в обновленном законе мы закрепили положения, которые предусматривают создание дополнительных условий для развития конкуренции на традиционном рынке розничной торговли. А также заложили основы совершенствования правового регулирования электронной торговли, которая стремительно развивается и требует порой действий на предупреждение. Создание благоприятных условий для организации и ведения бизнеса в сельской местности — еще одно немаловажное направление развития сферы торговли и услуг. В этой части продолжат действовать ряд преференций и льгот, будет оказываться поддержка субъектам хозяйствования, повышаться качество услуг на селе. Помимо всего прочего, этап ускоренного обновления проходит законодательство о государственных закупках: принятие соответствующих документов обеспечивает прозрачность проведения этой процедуры, гарантируя контроль на каждом этапе закупочного процесса.
При всем при этом важно обеспечить защиту прав потребителей. В стране такая система создана и эффективно функционирует, но, как говорится, нет предела совершенству, и сегодня мы активно работаем над повышением стандарта обслуживания населения как в городе, так и в сельской местности, над обновлением законодательства с учетом развития интернет-технологий, что в скором времени позволит повысить уровень защищенности потребителей и в электронной торговле.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Сегодня в Беларуси действует 66 671 розничный торговый объект. Для сравнения, на конец 1994 года их было 30 327. Обеспеченность торговыми площадями на тысячу человек составляет 701,5 квадратного метра против 247 на конец 1994-го.
КСТАТИ
В МАРТ рассказали, какие товары чаще всего приобретали белорусы по программе льготного потребкредитования в январе — июне 2024 года. Так, за полгода выданы кредиты на покупку 35 410 единиц мебели, 8204 холодильников, холодильников-морозильников, морозильников, 2602 телевизоров, 3165 велосипедов, мопедов, мотовелосипедов, квадроциклов и квадрициклов, электровелосипедов, электросамокатов, 6291 газовой или электрической плиты, газоэлектрической плиты, встраиваемых панелей и духовок, воздухоочистителей, вытяжек, 3733 стиральных и стирально-сушильных машин, 2246 мотоблоков, включая навесное и прицепное оборудование к ним.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.