Но она разобщает их только чувственно, а не духовно: духовная связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жизнь в этом мире и переселившимися в мир загробный. «Живем ли — живем для Господа; умираем ли — для Господа. И потому живем мы или умираем, мы господни». (Рим.14,8)
Отпевание усопшего христианина, как важное священнодействие, совершается в храме. С храмом связана вся жизнь верующего человека. В храме в Таинстве Крещения человек духовно рождается, в храме верующий венчается, в храме приносит Богу слезы покаяния, в храме соединяется со Христом в Евхаристии. Поэтому и рождение человека в жизнь вечную должно происходить в храме. Во время отпевания над усопшим читается разрешительная молитва. Ее текст схож с молитвой, которую читает священник над кающимся во время исповеди. Но если молитва на исповеди произносится по вере кающегося, то разрешительная молитва — по вере тех, кто принес усопшего в церковь. На отпевании верующие держат свечи — как знак того, что провожают усопшего собрата к Свету Жизни. Кроме молитвы, в память усопшего можно творить милостыню и добрые дела. На панихидный столик в храм приносят продукты, которые пойдут нуждающимся. Можно принести лампадное масло, вино и муку — все это используется при Литургии. Совершая Литургию, священник произносит слова: «Помяни, Господи, принесших и ихже ради принесоша», т. е. тех, кто принес эту жертву, и ради кого она совершена.
Отпевать умерших в домах, моргах и в так называемых погребальных домах недопустимо. Как считает митрополит Минский и Заславский Патриарший Экзарх Всея Беларуси Павел, «люди, которые отказываются приносить усопшего в храм, «уже совершают над ним Страшный суд… Священник, который совершает отпевание в морге, может быть приравнен к человеку, ведущему антирелигиозную пропаганду. Представьте себе ситуацию. Наемник «отпел» покойника, получил свою долю, а куда потом придут люди поминать усопшего? Отпевая покойника, мы должны думать и о живых. Для них приход в храм может быть серьезным поводом задуматься и о своей душе. В храме все располагает к тому, чтобы задуматься о смысле жизни, и это горе в семье может людей привести в храм Божий».
Усопших принято поминать в третий, девятый и сороковой дни по кончине: в третий день — в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы; в девятый день — в честь девяти ангельских чинов, которые, как слуги Царя Небеснаго и предстатели к нему, ходатайствуют о поминовении преставившегося. Сороковой день имеет основанием сорокодневный плач израильтян о кончине Моисея. Также пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай, получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокодневного поста. Поэтому и Церковь установила совершать поминание усопших в сороковой день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на Святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.
В определенные дни года Церковь поминает всех почивших православных христиан. Панихиды, которые совершаются в эти дни, называются Вселенскими, а дни — Вселенскими родительскими субботами. Накануне, вечером в пятницу, служится парастас, а утром в родительскую субботу во время Литургии поминаются все усопшие православные христиане. После Литургии бывают общие панихиды.
Все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи — суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста являются родительскими. Троицкая родительская суббота — накануне Дня Святой Троицы. В субботу, предшествующую дню памяти вмч. Димитрия Солунского (8 ноября по н. с.), бывает Димитриевская родительская суббота. Радоница — во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью воскресения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел в ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда ветхозаветных праведников. В последнее воскресенье января по старому стилю совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за Веру Христову.
При организации поминок, т. е. поминальной трапезы, должно помнить, что на поминках запрещено пить вино или водку. Нужно соблюдать постные правила в дни, на которые выпадают поминки. Нельзя ставить перед портретом покойного рюмку водки и кусочек хлеба. Эта традиция появилась в советское время и ничего общего не имеет с православной традицией погребения.
«Постараемся, сколько можно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — писал Святитель Иоанн Златоуст.
Митрофорный протоиерей Анатолий НЕНАРТОВИЧ, секретарь Гродненской епархии
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.