Воскресенье, 26 Июля 2020 15:07

Опасность вЕлика. Несколько распространенных вопросов от велосипедистов

Автор
22 июля в Волковыске произошло смертельное ДТП с участием велосипедиста: на улице Путейной автомобилистка сбила 17-летнего волковычанина. Жительница Волковыска, управляя автомобилем «Форд-Гелакси», двигалась в направлении улицы Жолудева и допустила наезд на ехавшего в попутном направлении велосипедиста. От полученных травм подросток скончался.

В этом году в Гродненской области произошло 10 ДТП с участием велосипедистов. Двое из них погибли, остальные получили травмы различной степени тяжести. Сотрудники ГАИ отмечают, что велосипедисты — одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения. К сожалению, зачастую они сами повышают риски, нарушая правила дорожного движения или просто неосторожным поведением. Например, слушая музыку в наушниках, которые не позволяют им контролировать окружающую обстановку, отвлекаясь от управления, чтобы переключить треки или ответить на звонок.

Летом особенно часто можно видеть на улицах несовершеннолетних велосипедистов без сопровождения взрослых. Да и взрослые не всегда подают хороший пример. Буквально на днях на улице Ленина пришлось видеть такую картину: взрослый мужчина и мальчик лет двенадцати, вероятно, отец и сын, ехали на велосипедах. Подъехав к пешеходному переходу, приостановились на краю тротуара. Но вместо того, чтобы, как велят Правила, сойти с велосипеда и перейти дорогу пешком, папа резко рванул с места, кивнув сыну головой: «Догоняй!» Наперегонки они преодолели проезжую часть и двинулись дальше. Нужно отметить, что было около половины шестого вечера, движение в центре в это время довольно оживленное. Представим на секундочку, что в этот момент к переходу приближался автомобилист, который не ожидал столь стремительного появления велосипедистов на дороге, а ребенок, потеряв равновесие, упал…

К слову, очень часто от велосипедистов можно слышать: «Почему нельзя переезжать проезжую часть на велосипеде? Что за выдумки ГАИ? Наоборот, на велике быстро переехал — никого не задержал…»

Мы попросили сотрудников ГАИ ответить на несколько распространенных вопросов от велосипедистов:

Почему нельзя переезжать дорогу на велосипеде?

Согласно Правилам, велосипедист может переезжать проезжую часть на велосипеде, только если он едет по велосипедной дорожке, которая пересекает проезжую часть.

Если велосипедист движется по тротуару, и ему нужно на противоположную сторону улицы, он должен остановиться, сойти с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу, катя велосипед рядом с собой. Почему это разумно? Потому что велосипедист движется гораздо быстрее пешехода, и у водителя остается меньше времени, чтобы заметить его появление на проезжей части и отреагировать на него. Только что велосипедист был еще в десятке метров от «зебры», а сейчас — уже на середине. Водитель может не сразу заметить, не успеть снизить скорость, да и автомобиль не может остановиться мгновенно. Поэтому гораздо безопаснее перейти дорогу, ведя велосипед в руках, остановившись перед «зеброй» и убедившись, что выход на проезжую часть безопасен.

Где можно ехать велосипедистам и когда можно двигаться по проезжей части?

Двигаться на велосипеде можно только по велосипедной дорожке, а если ее нет — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке. При этом велосипедист не должен мешать пешеходам, в пешеходных зонах они имеют преимущество.

По проезжей части можно ехать только когда вело- или пешеходной дорожки, тротуара или обочины нет или двигаться по ним невозможно. Тогда разрешается ехать не дальше метра от правого края дороги по ходу движения транспорта. Выезжать дальше метра от края можно только для объезда препятствий.

Нужно ли надевать велосипедный шлем?

Правила не обязывают велосипедистов использовать велосипедный шлем и другую защитную экипировку. Однако опытные велосипедисты рекомендуют не пренебрегать ими: многие современные модели велосипедов шоссейного типа могут развивать скорость до 30-35 км/ч. Падение на такой скорости чревато серьезными травмами, минимизировать которые и призваны шлемы, наколенники и другие предметы экипировки.

Что касается фликеров и световозвращающих жилетов, то их использование в темное время суток Правилами рекомендуется.

Нужно ли подавать сигналы руками?

Нужно, за исключением тех случаев, когда велосипедист движется по тротуару. Показывать эти сигналы лучше заранее, чтобы все успели их заметить.

Остановка — поднятая вверх рука.

Поворот налево — вытянутая в левую сторону (в сторону поворота) прямая левая рука или согнутая в локте и поднятая вверх правая рука.

Поворот направо — вытянутая в правую сторону (в сторону поворота) прямая правая рука или согнутая в локте и поднятая вверх левая рука.

Поворачивать налево или разворачиваться на дороге с трамвайными путями или с двумя и более полосами движения велосипедистам запрещено.

Можно ли велосипедисту перевозить пассажиров или грузы?

Перевозить пассажиров запрещено, за исключением детей до 7 лет, которых разрешается перевозить на дополнительном специально оборудованном сидении.

Также запрещено перевозить грузы, которые мешают управлять велосипедом или выступают более чем на полметра в стороны, вперед или назад.

Можно ли детям младше 14 лет ездить по улицам?

Выезжать на проезжую часть в тех случаях, когда это разрешается правилами, без сопровождения взрослых можно только с 14 лет. Во дворах и парках, по тротуарам, велосипедным или пешеходным дорожкам можно ездить в любом возрасте.

Как должен быть оборудован велосипед?

На велосипеде должны быть установлены зеркало заднего вида и световозвращатели: белого цвета — спереди, красного — сзади, и оранжевого — с каждой боковой стороны. При движении в темное время суток или в условиях плохой видимости, например, во время тумана, на велосипеде должны гореть фонари: спереди — с белым светом, сзади — с красным. Также у велосипеда должны быть исправны тормоза, рулевое управление и звуковой сигнал — звонок или гудок.

Является ли столкновение велосипедиста с пешеходом ДТП?

Столкновение велосипедиста с пешеходом не считается дорожно-транспортным происшествием, и в этом случае, если возникнет необходимость, следует вызывать не ГАИ, а милицию.

Что будет за нарушение?

За нарушение Правил дорожного движения, совершенное в трезвом состоянии и без пострадавших, для велосипедистов предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа от 1 до 3 базовых величин.

Если велосипедист нарушил Правила, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, ему грозит штраф от 3 до 5 базовых величин.

Если нарушение привело к созданию аварийной обстановки — штраф от 3 до 8 базовых величин, а если стало причиной легких телесных повреждений или повреждения имущества — от 5 до 25 базовых величин. Такой же размер штрафа предусмотрен за оставление места ДТП.

Прочитано 341 раз Печать