«Почему я?» — задается вопросом каждая «пострадавшая» девчонка, за год записавшаяся на прическу-макияж-маникюр, за полгода купившая платье-туфли, до сих пор репетировавшая у зеркала выгодные позы-ракурсы-жесты для выпускных снимков и любительских селфи. Мальчишки, по-моему, меньше пострадали — как мама выпускника сужу. Мужчинам не понять. Потому о своем «трудном» детстве буду говорить с «девичьей» точки зрения. Между нами, девочками.
Родилась я в семье педагогов. Этому надо было соответствовать! Детство прошло в деревне. Круче не придумаешь! Училась — в базовой школе с белорусским языком обучения. Девять лет удовольствия! Без преувеличения, от души, с наилучшими воспоминаниями. Современные городские русскоязычные тинейджеры, изредка заглядывающие к бабушкам-дедушкам в деревню, скорее всего, не поймут.
Родители-учителя, работающие в школе, в которой ты учишься, — это большой груз ответственности. Ты обречен быть всегда на хорошем виду, положительном счету, примерном языке. Под прицелом бдительных одноклассников, доброжелательных учителей и строгих в вопросах воспитания родителей. Не спрятаться, не скрыться ни дома, ни в школе, ни на улице. Односельчане тоже ждут от тебя исключительно благовидных поступков и примерного поведения. Было нелегко. Эти «трудности» научили меня жить с учетом мнения окружающих. Это только в переходном возрасте кажется необязательным, неважным, незначительным. Поверьте, потом в жизни умение правильно сосуществовать с окружающим миром, приспосабливаться и адаптироваться без вреда для себя очень пригодится. И учиться этому надо начинать в небольших коллективах — семье, классе, школе, деревне. Оглядывайтесь, прислушивайтесь, учитывайте мнение людей, которые плохого не посоветуют. Потом — как найдете.
Белорусская школа «аукнулась» мне в педучилище. Ряд предметов там преподавался на русском языке. Это вызвало некоторые трудности. А вот родной белорусский, отшлифованный деревней на уровне произношения, прекрасно помог в университете. Скажу больше. В деревенских школах чаще небольшие классы — человек 5-10. Это, конечно, неудобно: чаще вызывают. Но зато, если учишься в полную силу, знания получаешь намного крепче, чем в классах, где по 20-25 учеников. Моя «тяжкая доля быть вызываемой через день и практически по всем предметам» в будущем сослужила добрую службу. В педучилище от большинства экзаменов меня освободили по причине успешного усвоения предметов. Эта же тенденция сохранилась в вузе. Я научилась знать и быть готовой отвечать именно в школе. Небольшой. Деревенской. Белорусскоязычной. Низкий поклон ей за науку жизни. Берите от школы все, что можете. Она плохому не научит. Потом — как найдете.
Деревня моего детства — это, дорогие мои, не современный агрогородок. Не в плане комфорта, а в смысле трудовой занятости детей и взрослых. Я четко знала и выполняла наравне с родителями все сезонные работы. А их, поверьте, было немало. Весной — посадка огорода и картофеля на поле. Лето было занято многократными прополками грядок в огороде, картофеля, сахарной и кормовой свеклы в поле, заготовкой сена и, конечно, ягодами в лесу — как же зимой без земляничного, малинового да черничного варенья? Все эти прелести летних каникул сочетались с обязательной прочиткой белорусских и русских произведений, заданных на лето. Осень была богата трудами — уборка всего, что посажено весной и ухожено летом, в сочетании с нелегким сентябрьским началом учебного года. Я любила зиму. Она, что греха таить, была «ленивая», но зато настоящая — пушисто-снежная, трескуче-морозная, непроглядно-метельная. Думаете, я жалуюсь и сетую? Вовсе нет. У меня было настоящее деревенское детство! Оно научило меня, как бы банально ни звучало, трудиться. Не бегите от простых трудовых навыков, не бойтесь работать физически, не стесняйтесь деревенских корней. Говорят, нужно все уметь делать, но не все показывать. Второе — как хотите, а вот первое потом — как найдете.
Ну, и о наболевшем. Я заканчивала девять классов с перспективой поступления. У меня был выпускной. Школьный, простой, деревенский. Запомнившийся на всю жизнь. Торжественное вручение свидетельств об окончании базовой школы, банкет в присутствии родителей, администрации и учителей, танцы и встреча рассвета. Мероприятие запомнилось, а вот подготовка к нему — нисколько. Почему? Потому что никаких «за год-полгода» не было. Платье с прицелом «не на раз» было куплено накануне, прическа сделана собственноручно за пару часов до праздника, выпускной альбом, состоящий из моего портрета и общего снимка класса, был заранее готов за одну фотосессию.
У моего сына выпускного не будет. Может, неспроста? Возможно, нам стоит взять паузу, подумать и кое-что изменить. Согласитесь, современные выпускные превратились в напыщенные, статусные, масштабные, дорогостоящие мероприятия. Понятное дело, родители последнюю рубашку снимут ради достойного вида своего чада, лимузина, красной дорожки, фейерверка, торжества в агроусадьбе с цыганами и медведем. Без пяти минут ярмарка тщеславия какая-то. Так ли все это важно? По-моему, начинать взрослую жизнь с праздника, на который еще не заработали, несерьезно. Кто знает, возможно, получив аттестат, посидев за шашлыками с родителями, обсудив свои планы на взрослую жизнь в тесном семейном кругу, мы сделаем вывод — лучше ничего и быть не может… Как думаете?
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.