Воскресенье, 21 Февраля 2021 14:54

Сказ о том, как люди лед приручали

Эта зимушка доставила нам немало хлопот и забот. Пришлось прикладывать много сил и времени, чтобы очистить от снега дороги, тротуары, дворы возле наших жилищ. Но зато для полей и огородов снег — это необходимая влага, способствующая росту урожайности. А уж для детей обилие снега — радость долгожданная; ведь это — прогулки на лыжах, хоккейные баталии, игры в снежки, возведение снежных крепостей и лепка снеговиков.

Наверняка многие жители нашего города не знают, что еще полвека назад в Волковыске было предприятие, которое занималось заготовкой льда для нужд народного хозяйства. Таких предприятий в Советском Союзе имелось много. Для этих целей приспосабливались водоемы, находившиеся возле железнодорожных магистралей, чтобы была возможность отгружать природный лед в товарные вагоны и отправлять его в хладокомбинаты, где хранились мясные, рыбные, молочные и другие продукты. На селе, в колхозах и совхозах также заготавливали лед на реках и прудах для своих нужд; сооружали помещения-ледники для хранения собственной продукции. Ледники были полностью или частично подземными и наземными. В некоторых сельских домах имелись свои ледники.

В нашем городе ледопункт находился на улице Путейной, рядом с железной дорогой. Организация была небольшая — с десяток человек, но заготавливали льда они немало. Если зима была морозная, то работа там кипела весь световой день. Лед добывали на двух прудах, находившихся возле пересечения улицы Путейной и автотрассы Волковыск-Берестовица. Мой знакомый, Владимир Васильевич Баштанюк, как-то поделился со мной воспоминаниями. Он поведал, что на ледопункте работал его отец. Володя иногда приходил понаблюдать, как добывался лед, зрелище было завораживающим. На улице стоял мороз, а у людей работа кипела так, что некоторые снимали теплые куртки. Работа всегда начиналась с пробивания проруби, затем в прорубь опускалась ручная пила. Выпиливались прямоугольные глыбы, которые назывались «кабанами». Глыбы доставались из воды длинными крючьями и укладывались на волокуши. Технология эта была древняя, и она уже отжила свой век. В Волковыске лед добывали до семидесятых годов.

Методы заготовки льда в разных регионах немного отличались. Одни транспортировали лед на санях, запряженных лошадьми, другие использовали трактора или автомобили с волокушами. Кто-то пилил лед по старинке коваными пилами, а некоторые использовали в последние годы бензопилы. Процесс транспортировки льда в старину можно увидеть на картине художника А. П. Боголюбова «Катание на Неве» (1854 г.).

С пруда лед транспортировался в хранилище ледопункта, где засыпался толстым слоем опилок. Иногда отгружался прямо в вагон и отправлялся заказчику. От пруда до ледопункта было недалеко, метров пятьсот, погрузочная платформа — тут же.

После Великой Отечественной войны родители моего отца, учителя железнодорожной школы № 9, построили дом на улице Старые Борки. Место было живописное, рядом протекала река Россь, за рекой — лесной массив Козьи горы. На улице располагалось несколько организаций: товарная контора, водоснабжение, ледопункт, путейная часть. Позже улицу Старые Борки переименовали в улицу Путейную.

Больший пруд, находящийся ближе к улице Воля, десятилетия служил В летнюю пору местом отдыха горожан. Люди собирались тут, чтобы половить рыбку, искупаться и позагорать. В начале шестидесятых годов в водоем запустили малька карпа. Много приятных моментов доставила горожанам рыбалка на этом пруду. Так как водоем был технического назначения, то он не благоустраивался и сегодня мало посещаем.

Шестидесятые годы стали закатом эпохи «древней» технологии промышленной заготовки природного льда. Уже давно ученые искали ему замену. Искусственный лед впервые изготовил врач из США Джон Горри в 1850 году. Технологии совершенствовались. Изобретатель из Германии Карл фон Линде создал холодильный агрегат, работающий за счет циркуляции охлаждающей жидкости по трубам. Первый холодильный шкаф на аммиаке представил на Всемирной лондонской выставке 1862 года ученый из Франции Фердинанд Карре. Бытовые холодильники сошли с конвейера в США в начале ХХ века, но стоили очень дорого. В СССР первые холодильники «увидели свет» в 1937 году, а в серию пошли спустя два года.

В 1924 году в США Томас Слейт получил патент на продажу твердой  углекислоты (сухой лед). Применение сухой лед нашел у производителей мороженого для транспортировки и продажи лакомства с передвижных лотков. В нашей стране он пришел на смену смеси натурального льда с солью в 60-е годы прошлого века. Сухой лед перестал быть диковинкой, он давал более низкую температуру.

Холодильники сегодня есть практически в каждой семье. Для охлаждения используются разные вещества: аммиак, фреоны, углеводороды. Во многих холодильниках применяются в качестве хладагентов изобутаны, не разрушающие озоновый слой и включенные в список хладагентов, безопасных для климата.

В конце 60-х годов прошлого века волковысский ледопункт перестал функционировать. Людей перевели на другие рабочие места. Горы преющих опилок несколько лет лежали и служили питомником червей для местных рыбаков. Спустя полвека платформа бывшего ледопункта используется для погрузо-разгрузочных работ, но уже в свете новых потребностей общества.

Борис ПЕРОВСКИЙ

Прочитано 1640 раз Печать