Николай Орехво родился в 1902 году, в деревне Боруны Ошмянского уезда Гродненской губернии, младшим ребенком в многодетной семье. Как многие жители этих мест во время Первой мировой войны, его родители в 1915 году, спасаясь от немецкой оккупации, бежали в Россию. Осели в Нижнем Новгороде. Именно там совсем еще юный Николай приобщился к революционным идеям и встал на их защиту, записавшись в Красную Армию. В годы гражданской войны он сражался с войсками Юденича.
В Нижнем Новгороде Николай вступил в комсомол, был избран секретарем городского, затем губернского комитетов РКСМ. В 1920 году стал членом РКП (б). А в1924 году судьба привела его в Белоруссию, хотя и не в родные места, которые все еще входили в состав Польши. Здесь он занимал должности председателя Временного Белорусского Бюро ЦК РКСМ, первого секретаря ЦК комсомола, избирался членом ЦИК БССР.
В том же 1924 году делегат VІ Чрезвычайного съезда Советов БССР Николай Орехво, выступая на съезде, заявил, что комсомол Белоруссии готов снести пограничные столбы между СССР и Польшей и освободить белорусские земли.
Не прошло и года, как сам лично Орехво это обещание выполнил. В январе 1925 года он был направлен на подпольную работу в Западную Белоруссию в качестве секретаря Виленского окружного комитета, члена ЦК Коммунистической партии Западной Белоруссии.
Вряд ли надо напоминать о том, насколько опасной была эта деятельность.
Из воспоминаний Н. С. Орехво: «Осенью 1934 года мы начали получать сведения об участившихся провалах в местных организациях. Возвратившись из поездки в округ, Маковский сообщил, что в Бресте при таинственны обстоятельствах убит секретарь OK Адам (А. С. Славинский), недавно переброшенный туда из Гродно. Вскоре при загадочных обстоятельствах там же погибла секретарь горкома Соня (Буня Левина). Ее труп был выловлен в реке Муховец. Буню Левину я хорошо знал с 1925 года по работе в Вильно как преданную коммунистку и опытного профсоюзного работника. Почти в то же время в Бресте погиб и член секретариата ЦК комсомола Кремер. Все это насторожило и встревожило. Было ясно, что в наших рядах действует провокатор. Ho кто? Разоблачить нам его удалось лишь в начале 1935 года. Хитро маскируясь, долго действовал он в качестве инструктора ЦК комсомола... Будучи секретарем окружного комитета, а затем — инструктором ЦК КСМЗБ, он (Стрельчук В. E.) выезжал в округа и районы, знакомился с активистами и рядовыми членами комсомола и партии и тайно выдавал их полиции. В результате предательства Стрельчука в комсомольских и партийных организациях шли массовые аресты, в тюрьмы были брошены сотни членов КПЗБ и КСМЗБ. По его доносу были схвачены и уничтожены дефензивой многие члены ЦК КСМЗБ, в том числе секретари окружкомов КПЗБ С. Богданчук и Ю. Ковалевский…».
О том, что такое польские тюрьмы, Николай Орехво знал по собственному опыту. В марте 1926 года он был арестован польской дефензивой и пять лет находился в тюрьмах Польши. Отбыв срок, вернулся к подпольной работе, в 1934—1935 годах возглавлял Краевой секретариат ЦК КПЗБ. В 1936 году партия направила его в Прагу представителем ЦК КПЗБ при организационном аппарате ЦК Компартии Польши в Праге. Через три года вернулся в Советский Союз. Когда началась Вторая мировая война, вступил в ряды Войска Польского. После войны несколько лет работал в министерстве общественной безопасности, а с 1956 года перешел в Институт истории партии при ЦК КПБ, где проработал старшим научным сотрудником до 1984 года.
Николай Семенович Орехво является соавтором таких работ, как «Революционный путь Компартии Западной Белоруссии», «В суровые годы подполья», «Борьба трудящихся Западной Белоруссии за социальное и национальное освобождение и воссоединение с БССР», собственных мемуаров «Дела и люди КПЗБ» и других публикаций, из которых современные историки черпают бесценный материал о событиях того времени.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.