27 января — Международный день памяти жертв Холокоста. Рассказываем о трагедии евреев Волковыщины - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 27 Января 2024 09:46

27 января — Международный день памяти жертв Холокоста. Рассказываем о трагедии евреев Волковыщины

Главный хранитель фондов военно-исторического музея им. П. И. Багратиона Ольга Суета указывает на вывеску с ворот концлагеря. Вывеска была найдена в Волковыске и хранится в военно-историческом музее Главный хранитель фондов военно-исторического музея им. П. И. Багратиона Ольга Суета указывает на вывеску с ворот концлагеря. Вывеска была найдена в Волковыске и хранится в военно-историческом музее

Холокост является одной из самых страшных страниц в истории Второй мировой войны. Это трагедия еврейского народа. Причины катастрофы ХХ века — в нацистской идеологии, согласно которой евреи, цыгане, советские военнопленные, представители различных этнических и социальных групп подлежали немедленному уничтожению. Зверства фашистов по отношению к евреям начались в период установления власти Адольфа Гитлера в 1933 году. До Второй мировой войны они носили характер психологического давления на еврейский народ.

Холокост в переводе с греческого означает «всесожжение». На иврите для обозначения того, что произошло с евреями в годы последней мировой войны, используется слово «шоа» — несчастье, бедствие. Холокост — это всемирная катастрофа, ибо случилась не только с евреями, но и со всей цивилизацией, дошедшей до абсолютного безумия, допустившей то, что, ни при каких условиях нельзя было представить, во что невозможно было поверить. Около шести миллионов евреев (из них полтора миллиона детей) были целенаправленно истреблены в специально построенных для этого лагерях смерти.

Сегодня растет проявление национализма и экстремизма. Незнание истории и культуры других народов приводит к росту националистических настроений. В современном белорусском обществе молодое поколение мало что знает про Холокост. Что-то случайно слышали, что-то по телевизору смотрели, что-то на уроках истории рассказывали. Знания о Холокосте по большей части поверхностные. Между прочим, эта тема в нашей стране особенно важна, тем более, что долгие годы она оставалась в забвении. И даже смысл этого ужасного слова «Холокост» по меркам истории мы узнали не так давно.

В начале войны

Избежать фашистских издевательств не смогла и наша родная Волковыщина. На некоторые факты, раскрывающие трагическую судьбу волковысских евреев в годы Великой Отечественной войны, обратила внимание главный хранитель фондов военно-исторического музея им. П. И. Багратиона Ольга Суета:

 

DSC_0072

— С 22 июня 1941 года до захвата Волковыска немецкая авиация подвергла районный центр массированной бомбардировке: бомбили железнодорожный узел, военные объекты, а также городской центр, здания органов власти. Досталось и жилым районам, в том числе еврейским. Сколько сотен человек были погребены под завалами — неизвестно.

Учитывая, что немецкая армия в первые дни войны стремительно наступала, организовать массовую эвакуацию имущества и местного населения советским органам власти в Волковысском районе не удалось. Поэтому даже те, кто хотел либо пробовал уехать, а среди них было много евреев, которые знали, как относятся к ним фашисты, были вынуждены остаться.

 

По данным Государственного архива общественных объединений Гродненской области, накануне Великой Отечественной войны в Волковысском районе проживало 7 180 евреев, из них более 5 тысяч — в городе. Хотя по другим данным эти цифры могли быть гораздо выше.

 

DSC_0098

Старая жилая еврейская застройка на улице Жолудева.

 

В начале июля 1941 года все еврейское население было зарегистрировано оккупационными властями. По приказу последних для жителей еврейской национальности вводились особые правила. Все они должны были носить на правой руке желтые повязки, на верхней одежде спереди и сзади — звезду Давида. Дома, где они проживали, были помечены желтыми кругами или звездами. Евреям было запрещено ходить по тротуарам, покупать некоторые продукты питания, например, мясо. Все трудоспособные члены диаспоры должны были ходить на работы по расчистке города.

Мы не знаем достоверно, сколько евреев было убито и погибло во время бомбежек в первую неделю войны, умерли и расстреляны до переселения в гетто в ноябре 1942 года и за время нахождения там. Есть сведения, что для устрашения местного населения уже на четвертый день оккупации немцы схватили, по предварительно составленному списку, и расстреляли 200 евреев. Такие «акции» впоследствии проводились еще не единожды. Только с сентября по декабрь 1941 года в район урочища «Пороховня» было вывезено на машинах и расстреляно несколько сотен мирных жителей.

Из гетто в концлагеря

— 31 октября 1942 года в городе немецкими властями был издан приказ о сдаче евреями «лишней одежды и обуви», — рассказывает председатель районного совета ветеранов Игорь Мацейко. —  На следующий день гитлеровцы объявили, что еврейское население будет эвакуировано. Для этого им было дано следующее предписание: 2 ноября собраться, взять с собой запас еды на два дня, дома закрыть, ключи сдать в гестапо. Тех, кто не подчинится, ждал расстрел. Ноябрьским утром всех выживших за полтора года оккупации построили в колонну и под охраной полицаев повели в сторону бывшего шталага, а теперь гетто.

DSC_0074

Вывеска, найденная в Волковыске. Находилась на воротах лагеря для военнопленных. 

 

В эти же дни конца октября—начала ноября помимо жителей Волковыска в гетто были согнаны и евреи из всех окрестных местечек. Всего более 10 тысяч человек. Доставленных в гетто евреев расселяли в полуземлянках, тех самых, которые были выкопаны руками советских военнопленных зимой 1941 года.

В первые дни после переселения евреям было объявлено, что они проведут в гетто не более шести недель, после чего их отправят на работу в Германию. Однако и это время, проведенное в нечеловеческих условиях, тянулось, словно годы. Вскоре началась эпидемия тифа. Люди стали умирать, ежедневно по несколько десятков человек, в том числе маленькие дети. Умерших с территории гетто даже не стали вывозить, а хоронили рядом — в 200 метрах от землянок.

Некоторые узники совершали побеги. Всего за неполных два месяца существования волковысского пересыльного гетто бежало около 200 человек. Некоторые из них дожили до окончания войны.

В ноябре 1942 года немецкой администрацией было объявлено, что узники будут-таки вывозиться на работу в Германию. Еврейское население начали постепенно отправлять в концлагерь Освенцим (в мировой практике принято использовать немецкое название Аушвиц) — самый крупный комплекс лагерей смерти, расположенный в 60 километрах к западу от Кракова.

В начале декабря отправки «на работу в Германию» продолжились. Самые многочисленные составы с евреями были отправлены с платформы железнодорожного узла Волковыск-Центральный со стороны улиц Путейной и Петрашевцы с 6 по 8 декабря 1942 года. Их путь лежал частично в Аушвиц, а частично в Треблинку — второй по величине лагерь смерти, расположенный к северо-востоку от Варшавы, где людей также травили в газовых камерах под видом душевых выхлопами от работающего тяжелого танка.

Игорь-Мацейко-показывает-на-железнодорожную-платформу,-откуда-в-1942-42-гг

Игорь Мацейко возле железнодорожной платформы, откуда в 1942-43 гг. отправляли евреев в концлагеря.

 

После акций конца ноября—начала декабря в гетто осталось около 1,8 тысячи человек. Однако эпидемии тифа и дизентерии привели к тому, что к концу января 1943 года здесь осталось в живых 600 евреев, которых 26—27 января погрузили в вагоны и отправили в Аушвиц-Освенцим. Выжили из них единицы. А всего от минимум пятитысячного еврейского населения довоенного Волковыска после войны в живых осталось около 40 человек.

DSC_0086

Та самая железнодорожная платформа.

 

После ликвидации волковысского пересыльного гетто его территория через полтора года была использована вновь. Однако теперь в полуземлянках ютились не мирные жители Волковыска и окружных местечек, не молодые ребята — солдаты и сержанты Красной Армии со всех концов Советского Союза, а пленные немецкие солдаты.

Память

Когда 14 июля 1944 года Красная Армия освободила Волковыск от фашистов, и в городе начали появляться жители, которым удалось пережить войну в иных местах, они не узнали своего города. Он был не только разрушен и сожжен, но и малолюден. В нем не было слышно еврейской речи. Еврейское население как бы растворилось и бесследно исчезло. Мало того — исчезло еврейское население, населяющее местечки бывшего Волковысского повета — Свислочь, Зельву, Россь, Порозово, Мстибово, Лысково, Изабелин, Яловку, Пески, где процент «израэлитов», как именовали евреев «за польским часом», по официальной статистике был довольно большим.

DSC_0064

DSC_0093

Игорь Мацейко возле памятных знаков в урочище «Пороховня» и завода «ВолМет».

 

Вместе с Игорем Мацейко мы проехали по местам, которые в современном Волковыске напоминают о еврейском следе:

— Памятные знаки в урочище «Пороховня» (здесь, кстати, по сведениям историков, было расстреляно более 4 тысяч жителей Волковыска), жертвам концлагерей и еврейского гетто возле завода «ВолМет» помогают нам не забывать события Великой Отечественной войны и передавать из поколения в поколение историю Великой Победы. Сохранилась до наших дней та самая железнодорожная платформа, ставшая в конце 1942—начале 1943 годов немой свидетельницей трагического пути евреев. Кроме того, о жизни когда-то большой еврейской общины на нашей земле напоминают в современном Волковыске старая жилая застройка на улице Жолудева, здание бывшей больницы в городском парке, практически единственное, сохранившееся (пускай и частично) из довоенных строений в центре города (по улице Ленина возле пиццерии), где была начальная школа, а теперь здесь размещаются различные торговые объекты, а также еврейское кладбище недалеко от центра города.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2097 раз Печать