Но разрабатывалась она настолько тщательно, что подготовительный этап занял почти столько же времени, сколько сама операция.
Началась подготовка еще в апреле 1944-го. Подробно описан ее ход в книге маршала Жукова «Воспоминания и размышления». «В конце апреля И. В. Сталин принял окончательное решение о проведении летней кампании, в том числе и Белорусской операции, и дал указание А. И. Антонову организовать в Генштабе работу по планированию фронтовых операций и начать сосредоточение войск и материальных запасов фронтам».
Как рассказывает прославленный полководец, дополнительно усиливались танковыми корпусами и общевойсковыми армиями 1-й Прибалтийский и Белорусские фронты. Скрупулезно подсчитывалось количество боеприпасов, ГСМ, продовольствия и других ресурсов, необходимых для материально-технического обеспечения предстоящих боевых действий. Мало сосчитать — куда сложнее было все это доставить в расположение фронтов, армий, дивизий, полков и так далее, вплоть до каждого взвода. Тем более, что сделать это необходимо было скрытно, так чтобы противник не заметил никаких масштабных перемещений и не догадался, что на этом участке готовится наступление советских войск. Командующим 3-м Украинским и 3-м Прибалтийским фронтами было отдано распоряжение в целях дезинформации противника провести мероприятия по оперативной маскировке.
На южных направлениях 3-го Украинского и 3-го Прибалтийского фронтов создавались так называемые ложные районы сосредоточения. Там изображалось усиленное передвижение людей, сооружались макеты танков и артиллерийских орудий. Словом, всеми силами создавалась видимость того, что именно здесь Красная армия готовит наступление, собираясь двинуться на Балканы, в сторону Румынии и Болгарии. Чтобы еще больше дезориентировать вражескую разведку, Жуков даже приказал свой маршальский спецпоезд оставить в полосе 1-го Украинского фронта, чтобы создавалось впечатление, что он там и именно на этом участке следует ожидать самых важных событий.
Начальник оперативного управления Генштаба генерал С. М. Штеменко, посланный Ставкой Верховного Главнокомандующего в помощь Жукову на 2-й Белорусский фронт, после войны вспоминал: «…Противник сразу же клюнул на эти две приманки. Немецкое командование проявило большое беспокойство, особенно на южном направлении. С помощью усиленной воздушной разведки оно настойчиво пыталось установить, что мы затеваем севернее Кишинева, каковы наши намерения. Своего рода дезинформацией являлось также оставление на юго-западном направлении танковых армий. Разведка противника следила за нами в оба и, поскольку эти армии не трогались с места, делала вывод, что, вероятнее всего, мы предпримем наступление именно здесь. На самом же деле мы исподволь готовили танковый удар совсем в ином направлении…».
Вернемся к мемуарам Г. К. Жукова.
«Планом Ставки предусматривалось нанесение трех мощных ударов:
- 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов в общем направлении на Вильнюс;
- 1-го Белорусского фронта — на Барановичи;
- 2-го Белорусского фронта во взаимодействии с левофланговой группировкой 3-го Белорусского фронта и правофланговой группировкой 1-го Белорусского фронта в общем направлении на Минск.
1-му Белорусскому фронту ставилась задача разгромить жлобин-бобруйскую группировку и, введя в дело подвижные войска, развивать главный удар на Слуцк — Барановичи, охватывая частью сил с юга и юго-запада минскую группировку вражеских войск.
Линия переднего края обороны немецких войск группы армий «Центр» к началу наступления проходила от Полоцка на Витебск и далее, по линии Орша — Жлобин — Капаткевичи — Житковичи и по реке Припять. Города Полоцк, Витебск, Орша, Могилев находились в руках врага…
14 и 15 июня командующий 1-м Белорусским фронтом провел занятия по розыгрышу предстоящей операции в 65-й и 28-й армиях, на которых присутствовали и мы с группой генералов от Ставки.
К розыгрышу были привлечены командиры корпусов, командиры дивизий, командующие артиллерией и начальники родов войск армий. В ходе этих занятий детально отрабатывались задачи стрелковых и танковых соединений, план артиллерийского наступления и взаимодействие с авиацией… В последующие трое суток такие же занятия были проведены в 3-й, 48-й, 49-й армиях...».
Одновременно «генеральная репетиция» проводилась в частях и подразделениях армий, среди бойцов и младших командиров, которым предстояло осуществить столь тщательно разрабатывавшийся и оберегаемый от немецкой разведки план наступления. Согласовывались действия всех родов войск, принимались меры по обеспечению надежной работы системы наблюдения и связи, разведка добывала свежие данные о расположении и перемещениях войск противника. До начала операции «Багратион» оставалось меньше недели.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.