Воскресенье, 25 Октября 2020 15:40

Иван Моржало: «Для меня рок, как и 20 с лишним лет назад, это состояние души»

Он 23 года проработал в отрасли культуры, возглавлял клубные формирования, где приобщал к хорошей музыке молодежь, его силами и идеями была наполнено рок-движение на Волковыщине. Мы встретились с Иваном Моржало, чтобы поговорить о музыкальной идеологии прошлых лет и вспомнить группы, которые дарили волковычанам рокерское настроение.

— Период конца 90-х — начала 2000-х был ознаменован всплеском музыкальной активности многих рок-коллективов в нашем районе. Вы ведь к этому факту имели непосредственное отношение?

— 90-е годы многие называют лихими, хотя это время, которое открывало новые возможности для любых вокально-инструментальных ансамблей. Они играли музыку, которая дышала воздухом перемен, изменений, вседозволенности. Звучавшие песни отвечали духу времени и нравились людям разных поколений. Понятие «ВИА» пришло к нам из Советского Союза и было связано с той идеологией, которую проводило государство. Коллективы исполняли музыку в разных стилях — рок, поп, фолк и т.д. — и при этом назывались вокально-инструментальными ансамблями. Некоторые из них до сих пор востребованы у публики: «Песняры», «Земляне», «Машина времени», «ДДТ», «Пикник», «Алиса»…

Когда в 1990 году я пришел на работу в методический центр на должность ведущего специалиста по музыкально-инструментальному жанру, мне было интересно узнать, сколько на Волковыщине коллективов, играющих «живую» музыку, познакомиться с их творческим потенциалом и показать, что у нас есть талантливые самодеятельные артисты, которые любят свое дело и готовы выступать с концертной программой на городских мероприятиях. Я знал, что есть молодые ребята, взрослые люди, которые увлекаются музыкальным творчеством. Репетируют — кто-то в гараже, кто-то в подвале, кто-то в своей квартире. Я со всеми познакомился, и было принято решение организовать первый фестиваль вокально-инструментальных ансамблей. Количество заявок было громаднейшее. Естественно, устроили предварительный отбор, потому что мы готовили мероприятие районного уровня и все должно выглядеть прилично, в рамках цензуры, без использования ненормативной лексики. Мероприятие проходило на летней сцене горпарка. Основные работы по проведению и озвучиванию фестиваля взял на себя городской Дом культуры. Зрители увидели разнообразие творческих коллективов — их было где-то 10-12.

— А какую музыку они в то время исполняли?

— Конечно, больше всего играли рок-музыку: от хард и панк-рока до поп и фолк-рока. Но встречались и другие стили, допустим, диско, блюз, джаз. Многие исполнители копировали чужую музыку, хотя в их репертуаре, несомненно, было что-то свое. Звучавшие каверы известных западных песен зачастую в переводе имели совсем другой смысл, хотя музыкальное звучание было довольно похожим. Но интересней все-таки слушать песни собственного сочинения, авторские композиции. И надо отдать должное ребятам — они старались порадовать публику музыкальными новинками.

— И кого бы вы выделили из плеяды молодых и талантливых?

— ВИА «Провинция» из Красносельского. Они, по-моему, исполняли блюз и делали это довольно профессионально. «Санузел», «ND Панда», «Роджер» — об этих группах остались замечательные впечатления.

Группа «Санузел»


— Как вы считаете, была ли у кого-нибудь из них реальная возможность «выстрелить» на уровне республики, а не только района и области?

— Шансы у начинающих групп, конечно же, были. Подобное хобби вполне могло перерасти в профессию, если бы они этим занимались дальше, потому что задатки у наших ребят были хорошие. Многих видел потом в составе других групп. Кто-то пошел учиться в музучилище, кто-то консерваторию окончил и стал профессиональным музыкантом, исполняя музыку далекую от рока. Но стартовой площадкой, толчком для самореализации для них, безусловно, стала малая родина.

— Одной из наиболее ярких и перспективных групп была «ND Панда». Помните этих ребят?

— А как же. Полностью согласен. «Банда» у них подобралась, что надо. Руководителем и идейным вдохновителем являлся Володя Велесик — прекрасный парень и музыкант, интересный, талантливый. Думаю, что он и сейчас занимается творчеством. Наверняка, подростковое увлечение музыкой с ним осталось и во взрослой жизни. Дай Бог ему удачи.

Группа «ND Панда»


— А какая публика посещала рок-фестивали?

— Довольно разношерстная. Мне нравилось, что у каждой группы были свои фанаты. Они делились как по территории проживания, так и по музыкальным стилистическим предпочтениям. Приходили панки с ирокезами, готы, рокеры и т.д.

— Рок — это ведь субкультура, некий молодежный протест, который, возможно, перерастал в столкновения и конфликты.

— Понимаете, спор между поколениями существовал всегда. Это, в принципе, нормальное состояние. Молодежь в чем-то не понимает старшее поколение и наоборот. Но надо все спокойно воспринимать и где-то сглаживать возникающую напряженность. Молодежь и того времени, и нынешняя — прекрасна. Она такая, какая она есть. А чтобы не было конфликтов, на мероприятиях дежурили работники правоохранительных органов. Они, если видели, что человек находится под воздействием спиртных напитков, спокойно его уводили за пределы концертной площадки. Что касается самих артистов, ребята прекрасно понимали, что на сцене, на публике нужно вести себя достойно, ведь это культурное мероприятие. И лишнего себе никто не позволял. Хотя время было своеобразное. 90-е годы — это всплеск вседозволенности во всем. По сути, после перестройки были пересмотрены многие взгляды и на культурный уровень страны и на идеологию.

— Почему рок-фестиваль в итоге исчез из культурной жизни города?

— Возможно, поменялись приоритеты в развитии общества. И вообще, ничто не бывает вечным. Как бы банально это ни звучало: все течет, все меняется. Да, фестиваль просуществовал недолго. Но он помог дальше развиваться многим талантам Волковыщины. Кто-то из ребят уехал покорять просторы столицы — учиться, работать, кто-то пошел служить, кому-то банально надоело.

— Возможно, его стоит возродить?

— Я думаю, что надо попытаться. Не обязательно следовать роковому направлению, можно сделать фестиваль живой инструментальной музыки. Сюда приглашать тех, кто играет на народных инструментах, оркестровые коллективы, гитаристов, барабанщиков. Я бы еще добавил любителей электронной музыки. Сейчас есть музыкальные программы, в которых современная молодежь делает довольно профессиональные вещи. Почему бы ребятам не предоставить площадку для демонстрации своих талантов.

Группа «Роджер»


— Но ведь что-то похожее у нас есть — это фестиваль кавер-бэндов. Как к нему относитесь?

— Нормально. Единственный минус — большинство участвующих в нем коллективов приезжие. В принципе, поэтому он и носит статус открытого. А хотелось бы больше видеть свои таланты. Они ведь у нас есть. Я знаю многих артистов родом с Волковыщины, которые поют на большой сцене, работают в филармониях, играют в оркестрах. К примеру, Дмитрий Кочаровский, Алина Безенсон, у которых есть прекрасные произведения. Уверен, что подросла молодая плеяда артистов, и нам всегда будет кем гордиться.

— Что бы вы хотели пожелать нынешним культработникам?

— Творческого вдохновения и удачи. Чтобы престиж профессии был несколько выше. Интерес к работе не угасал, а глаза искрились идеями. Для этого, конечно, нужен хороший подбор кадров и соответствующая заработная плата. Чем больше в сфере культуры будет интересных творческих людей, тем лучше.

— У современной молодежи музыкальные вкусы совсем другие — попса и рэп в приоритете. Инструментальная музыка на задворках их интересов.

— Понимаете, хорошую музыку, исполненную профессионально, можно слушать любого направления и жанра. Я лично так и делаю. Если спето от души, красиво, без фальши, то неважно, какой стиль у композиции. А вообще, музыкальные вкусы нужно прививать с детства. Музыка является отражением внутреннего мира человека, и поэтому насколько бывают разными люди, настолько разнообразна музыка в современном мире. Но истинной музыкой, по моему мнению, можно назвать ту, которая возбуждает в человеке чистые и искренние чувства.

Группа «Камелот» на фестивале «Рок против СПИДа» на летней сцене горпарка 


— А на чьем творчестве выросли вы?

— Я слушал зарубежный рок: «The Beatles», «Led Zeppelin», «Deep Purple», «Scorpions». Но при этом не отвергал и все остальное. Мне нравились «Песняры», «Аракс», «Синяя птица», «Пламя», «Самоцветы» и другие известные ансамбли. С уважением отношусь к «Машине времени». Андрей Макаревич во главе этого легендарного коллектива и ныне здравствует, уже не один десяток лет собирая на свои концерты поклонников по всему миру.

— Вы увлеченный музыкой человек и наверняка владеете музыкальными инструментами. Если не секрет, какими?

— Разными. Вообще, по первому образованию я руководитель оркестра народных инструментов. Обучался игре на инструментах, начиная от балалайки и домры и заканчивая аккордеоном и фортепиано. Гитару освоил сам, люблю ее очень. Участвовал в ансамблях, играл на рок-фестивалях, был руководителем одного из музыкальных коллективов. Для меня это было интересно.

— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы стать артистом с большой буквы?

— Прежде всего, быть талантливым. Это на первом месте, а дальше уже все остальное: артистичность, музыкальность, смелость и немного наглость, которую называют вторым счастьем. Но она должна быть в разумных пределах.

— Говорят, таланту помоги, а бездарность пробьется сама. Согласны?

— Это правильный лозунг по жизни, я тоже старался ему следовать. Талантливого человека видно, ему не нужно много усилий, чтобы что-то создать. И это касается не только музыкантов, а всех творческих людей. На самом деле по-настоящему талантливых личностей не так уж и много, но они есть. Их просто нужно разглядеть и помочь развить задатки. С этой задачей, если говорить о сфере культуры, успешно справляются детские школы искусств, студии при домах культуры, домах детского творчества и т.п. Молодцы те родители, которые пытаются в своих детях развить творческие способности. Пускай ребята не станут известными исполнителями, великими художниками или востребованными журналистами, но в любом случае этот опыт поможет им в будущем быть уверенными в себе, раскрепощенными и интересными людьми.

— А как вы относитесь к артистам, поющим под фонограмму? Во времена, когда вы организовывали в Волковыске рок-фестивали, об этом ведь и речи не шло.

— Ну, какая «фанера» на фестивале «живой» музыки?! Естественно, тогда все пели и играли сами. И надо отметить, получалось хорошо. Я считаю, что использовать фонограмму неправильно. Артисты должны отрабатывать голосом те деньги, которые люди заплатили за билеты. Открыто, вживую, чисто. Пластинку, как говорится, я и дома послушаю. Исполнение той или иной композиции каждый раз получается по-разному. Можно спеть хуже, можно лучше, но это честно, а фонограмма такой возможности не дает. Она предполагает одинаковое пение. К тому же это своего рода обман слушателей. Человек один раз записал композицию и пользуется этим годами. Это плохо.

— Иван Фадеевич, в завершение интервью три коротких вопроса.

— Давайте попробуем.

— Для вас рок — это…?

— Состояние души.

— Так вы говорили и в 1999 году, когда организовывали первый рок-фест в Волковыске.

— Ничего не изменилось. Я по-прежнему так считаю.

— Пофантазируем, а если бы фестиваль стал ежегодным и проводился до сих пор?

— Это было бы здорово. Представьте, 21-й рок-фест на волковысской земле. Возможно, он имел бы статус открытого и подарил миру множество новых имен. Жаль, что канула в Лету добрая традиция проведения этого праздника музыки.

— Кого из волковысских групп вы бы хотели видеть и сейчас на сцене?

— Да много кого. Всех не перечесть. Из тех, кто еще на плаву, особенно выделю ВИА «Свободный стиль» и «Разные». С удовольствием сходил бы на их концерты. Ребята прошли долгий творческий путь, они профессионалы своего дела. Некоторые музыканты, к сожалению, уже ушли из жизни. Но есть те, кто хранит свою гитару в шкафу, в любой момент может ее «расчехлить» и продемонстрировать мастер-класс. Возможно, если организовать какой-нибудь фестиваль, то «старички» рок-движения вновь собрались бы и попробовали сыграть вместе. Пускай раз в год, но это было бы для души.

ВИА «Свободный стиль»


Советуем почитать: "Волковысский рок: музыка, проверенная временем"

Вадим МАРЧИК

Прочитано 328 раз Печать