Здесь работают профессионалы
Я всегда любила читать. Пожалуй, это единственное занятие, которое мне не надоедало и от которого я не чувствовала усталости и разочарования. А еще я любила рекомендовать книги другим людям. Я не могла смириться с мыслью, что то интересное и полезное, о чем я узнала из книг, может обойти ближнего стороной. Иногда мое желание увлечь чтением других доходило до абсурда и до потери любимых изданий из домашней библиотеки. Это случалось, когда человек, поддавшись на мои уговоры, брал ту или иную книгу и благополучно забывал про нее. А заодно и про то, что ее следовало бы вернуть…
Поэтому, решив ненадолго переквалифицироваться в библиотекаря, я чувствовала себя просто замечательно. Знала, что «новая работа» мне понравится.
Я вошла в здание библиотеки и приятно удивилась переменам, которые произошли здесь со времени моего последнего посещения. Пожалуй, прежней осталась только планировка. Ну, и любимый с детства запах книг, навевающий острое чувство радости от предвкушения встречи с чем-то новым, таинственным и неизвестным, которое вот-вот откроется.
Я пришла, как и мои сегодняшние коллеги, до начала рабочего дня. И, пока не было посетителей, познакомилась с работниками. Директора ГУК «Волковысская районная библиотека» (именно так теперь называется сеть библиотек района) Марину Болдак знала и раньше — и в лицо, и как интересного собеседника, и как грамотного специалиста. Заняв должность руководителя пять лет назад, она смогла создать вокруг себя команду специалистов-единомышленников, работу которых невозможно вместить в рамки стандартных обязанностей библиотекарей в привычном смысле этого слова. Ведь они занимаются не только консультацией посетителей и выдачей хранящихся в библиотеке изданий. Все чаще работают не только с книгами, но и с аудио- и видеоматериалами, компакт-дисками, файлами, электронными изданиями. Они используют весь спектр современных технических средств — электронную почту, информационно-поисковые системы Интернета. А еще проводят многочисленные массовые мероприятия, организуют выставки, встречи с авторами, конференции, тематические вечера и обсуждения. Кстати, сценарии к мероприятиям пишут сами. Все это требует от работников библиотеки креативного подхода и постоянного расширения кругозора.
Марина Владимировна рассказала о новых возможностях библиотек и новых услугах, которыми можно здесь воспользоваться. Например, в кратчайшие сроки получить по заказу нужную книгу. Или юридическую консультацию специалиста, который приходит в определенное время и ведет прием посетителей.
— У нас есть услуга набора, к примеру, курсовой работы. Приходит студент и говорит, что материалы у него есть, а набирать текст ему лень или некогда. На помощь приходит оператор множительной техники, который за определенную плату из всех представленных рукописных страниц, книг и журналов с закладками и так далее делает законченную работу. Сегодня мы можем распечатывать в цвете, ламинировать, брошюровать…
У современной библиотеки — женское лицо. Вот и на моем рабочем месте, на абонементе, обслуживают читателей три представительницы прекрасного пола. Это библиотекари, отдавшие профессии больше четверти века. Правда, одна из них в этот день находилась на выходном, другая повезла книги на библиобусе по деревням. Так что обслуживанием читателей занималась, в основном, Наталья Лыщик, которая перешла в профессию библиотекаря из педагогов-филологов недавно:
— Ни разу не пожалела, что поменяла работу. В библиотеку иду с радостью, знаю, что здесь меня ждет увлекательное «приключение», каждодневное познание чего-либо нового и постоянное общение с людьми.
Овладеть азами новой профессии ей помогала заведующая отделом обслуживания Елена Журова. После окончания библиотечного факультета ВУЗа вчерашняя студентка попала в нашу районную библиотеку по распределению. Отработав положенных два года в методическом кабинете, девушка уехала домой. Даже устроилась там работать по специальности. Связь с волковысской библиотекой поддерживала. Но когда Марина Болдак предложила вернуться обратно, чтобы заведовать отделом обслуживания, Елена согласилась без раздумий. Третий год она занимает эту должность.
— Я люблю свою работу, она для меня увлекательна и интересна. Причем, любая ее отрасль — от разработки «методичек» до непосредственного обслуживания читателей. Чем больше овладеваю искусством библиотечного дела, тем больше удивляюсь разнообразию, ему присущему…
У Елены в подчинении, кроме трех работниц абонемента, еще две работницы читального зала и библиограф. Завотделом находится там, где ее помощь нужнее.
Все — для читателя
Елена и Наталья негромко, но оживленно что-то обсуждают с очередным читателем. Чувствуется доброжелательность, умение выслушать, поддержать разговор, помочь с выбором. Читатели, они ведь разные бывают. Одни приходят и заявляют, что все интересное ими уже прочитано. Таким надо объяснить, показать, рассказать про частое пополнение библиотечного фонда новинками литературы. Другие «упрутся» в одну тему или даже одного автора и считают, что прочитав все его произведения, больше выбрать в библиотеке нечего. Таких читателей, рассказывают библиотекари, следует заинтересовать чем-то новым, уговорив, для начала взять книжку похожей тематики. К каждому читателю нужен индивидуальный подход. Думаю, что многие люди идут сюда не только за шелестом страниц, а за общением и эмоциями, которые не заменит компьютер. Чтобы рассказать о прочитанном, поделиться впечатлениями, рассказать о текущих событиях, просто поговорить о жизни.
Очередную читательницу обслужить вызвалась я. Наталья Федоровна Солнцева — социальный работник. Она пришла поменять книги своей подопечной Лидии Антоновне Шевчик. Это, во-первых. А еще она хотела посмотреть выставку сына Лидии Антоновны. По просьбе мамы художника, да и самой интересно было взглянуть на картины. Кстати, про выставку женщины узнали из «Нашего часа», который, по их мнению, публикует практически все, что может быть интересно и полезно для подписчиков. Картины Наталье Федоровне понравились. Мне, впрочем, тоже.
Кстати, всех тех, кто берет книги не для себя, библиотекари знают. А для лучшего обслуживания на формулярах читателей, не имеющих возможности приходить за книгами самим, написаны все интересующие их темы.
Следом в библиотеку вошла молодая мама с маленькой дочкой — Татьяна и Милана Сотниковы. Как примерные читатели, они попросили продлить период чтения книг сыну и брату, а заодно и себе что-нибудь подыскать. Малышка Милана чувствовала себя в библиотеке как рыба в воде. А все потому, что здесь создан уголок для самых маленьких посетителей — дошкольников и школьников младших классов. Специальные книжные полки, на которых размещены детские книги, игрушки, красочно оформленный столик с рисунками из сказок и удобные детские стульчики стали весьма привлекательными для юных читателей. По словам работников библиотеки, зачастую дети привлекают родителей к чтению. Приходят сюда сами на экскурсию, а потом приводят папу и маму.
Алла Остаповна Леонец посетителем этой библиотеки стала недавно, после выхода на пенсию. Она — учитель математики, ранее предпочитала брать литературу, как говорят, не отходя от места. А если точнее, то в библиотеке той школы, в которой преподавала. Однако работа занимала много времени, поэтому почитать книгу получалось у женщины не так часто, как хотелось бы. Алла Остаповна любит стихи и детективы. Причем из детективов предпочитает классику типа романов Агаты Кристи и Жоржа Сименона. Все произведения этих авторов женщиной уже прочитаны. А на Дашкову, Полякову, Успенскую она не соглашалась. Так как литературные предпочтения у нас в большой степени совпали, то я предложила читательнице детективы Мориса Леблана. В частности — серию романов о благородном и виртуозном грабителе, подчиняющемся лишь собственному кодексу чести, Арсене Люпене.
К сожалению, этих произведений в библиотеке не оказалось, и я пообещала, что принесу, по крайней мере, один роман этой серии из личной библиотеки. Конечно, некоторые произведения автора можно найти в Интернете и прочитать онлайн, но Алла Остаповна не любит книги в электронном варианте. Несмотря на то, что многие ее приятельницы пристрастились к чтению с телефонов и планшетов, она получает истинное удовольствие лишь от чтения книги в ее классическом варианте.
Обслуживала я и постоянных читательниц библиотеки, своих хороших знакомых из общества слепых и слабовидящих людей Ольгу Харук и Елену Самардак. Конечно, они не в состоянии читать обычные книги, поэтому для них подбирала «говорящие», то есть аудиокниги. Их фонд в библиотеке достаточно большой и разнообразный. Название такой книги набрано Брайлем для того, чтобы незрячий мог прочесть, узнать автора, а также тех, кто книгу озвучивает. Кстати, я убедилась, что последнее имеет большое значение.
Владимир Николаевич Баскаков — человек грамотный, с хорошо поставленным голосом и искрометным чувством юмора. Этот читатель четко знает, что именно он хочет читать. Давать ему советы невероятно сложно. Общаясь с ним, я поняла, почему современный библиотекарь должен иметь глубокие знания о разных произведениях литературы. И постоянно их совершенствовать, чтобы грамотно обсудить с читателем любую тему.
Как-то я услышала фразу, которая неожиданно вспомнилась, — быть библиотекарем значит то же, что ехать на велосипеде: если вы перестаете нажимать на педали и двигаться вперед, вы падаете. Сейчас я убеждена в истинности этого высказывания.
Один день моей работы в библиотеке позволил сделать вывод, что библиотекарь — это интересная, важная и нужная профессия.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.