Как Петухово стало Изабелином - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 21 Августа 2016 00:00

Как Петухово стало Изабелином

Лариса Прокопеня

В XV веке это была скромная деревенька под названием Петухово, в начале XVIII века имение получило красивое название Изабелин, а в начале XIX местечко стало довольно крупным центром мануфактурного производства, административным, экономическим и культурным центром округа.

Интересна также история двух изабелинских храмов: костела, который когда-то возводился как кальвинистский сбор, и церкви, которая была построена как униатская.

В письменных источниках первой половины xv века деревня упоминается под названием Петухово. В литовской метрике записано, что 22 сентября 1499 года Войцех Янович Клочка, гофмейстер двора Великой княгини Елены, жены Александра Ягеллончика и дочери Московского князя Ивана, купил у бояр Шишка и Некраша Ясновичей земли на имя Петуховича. Позже сын Войцеха Мацей отдал имение в качестве приданого за дочерью Анной, которая вышла замуж за князя Прокопа Дольского.

Имение много раз переходило от одного рода другому. В первой половине XVII века Петухово оказалось во владении у Дорогостайских — дворянского рода, представители которого занимали важные государственные должности в ВКЛ. В документах, относящихся к концу столетия, есть сведения, что Петухово со всеми жителями, 30 дворами, корчмами и мельницами купил брестский воевода Стефан Курч. Затем Петухово перешло в собственность волковысского подкомория Михаила Хлусовича, который в 1744 году добился аудиенции у самого короля Августа III и получил его разрешение на проведение двухнедельной ярмарки.

Со второй половины XVIII века имение переходит к Яну Флемингу, который был подскарбием ВКЛ, одним из влиятельных чиновников Речи Посполитой. Главная резиденция Флемингов находилась в селе Болоткув под Брестом, которое владелец переименовал в честь своей жены в Тересполь. А приобретенное Петухово новый владелец назвал в честь дочери Изабеллы — Изабелин. Благодаря Флемингам имение получило не только новое имя, но и новые фамилии. Дело в том, что для развития сельского хозяйства и промышленности Ян Флеминг пригласил немецких мастеров. Немцы обосновались на новом месте, построили дома в немецком стиле «фахверк» и постепенно ассимилировались с местным населением. Так что именно благодаря Флемингу в Волковысском районе сейчас распространены такие фамилии как Рунге, Векверт, Шейн и подобные. А постройки в стиле «фахверк» и сейчас еще можно увидеть в деревне, например, на улице Юбилейной.

В 1778 году новые владельцы Изабелина Казимир Грабовский, будущий маршалок волковысский, и его супруга Моника основали в имении кальвинистский сбор. Здесь проводились провинциальные синоды кальвинистского Литовского Единства, последний из которых прошел в 1858 году. Правда, новая вера не получила особой популярности в Волковысском повете. Число прихожан постепенно уменьшалось, в 1910 году был только один Изабелинский евангелистско-реформаторский приход, в который входили реформаторы и лютеране Волковысского, Слонимского и Пружанского поветов.

В 1928 году умер последний кальвинистский священник, а через несколько лет в Изабелине была основана католическая община. По инициативе местных жителей в деревне был построен деревянный костел, но в 1941 году он сгорел. Некоторое время католики собирались и молились на плебании, в доме ксендза. А затем представители «новой власти», обосновавшейся на оккупированной территории, предложили кальвинистам и католикам молиться в одном храме по очереди. Со временем кальвинисты, которых становилось все меньше, примкнули к католикам, и храм стал полностью католическим.

В 1968 году приход остался без священника: ксендз умер, его похоронили на местном кладбище. Костел долгое время пустовал, потом использовался как склад. В начале 80-х случился пожар, который оставил от храма только стены. В конце 80-х храм вернули верующим, и прихожане отремонтировали его за свои средства. Костел признан памятником архитектуры.

Среди других храмов, построенных в период расцвета пышного «виленского» барокко, костел выделяется своей скромностью, даже, можно сказать, аскетичностью. Единственное его украшение — восьмигранная башня-звонница над усеченным фронтоном. Внутреннее убранство костела также нельзя назвать пышным, скорее — стильным. Интересна история образа Святой Терезы, украшающего левый алтарь. Он был написан вильнюсским художником Сымоном Пахневским в 1927 году, на несколько лет потерян, а после войны каким-то чудом найден одной из прихожанок прямо на улице.

Непростая судьба и у находящейся неподалеку от костела церкви. Когда-то, во второй половине XVIII века, она была униатской. Построили храм также Грабовские. В 1863 году его передали православным верующим, после чего в треугольный фронтон главного фасада была встроена одноярусная четырехугольная башня-колокольня, увенчанная куполом. Но 18 апреля 1863 года случился большой пожар: после удара молнии в колокольню загорелась и сгорела деревянная башня, расплавились колокола. Огонь охватил все здание, уничтожил крышу и деревянные перекрытия, потолок и иконостас. Церковная утварь была спасена благодаря самоотверженным действиям прихожан.

Восстановление храма заняло несколько месяцев. 8 ноября 1863 года церковь была освящена во имя Святого Архангела Михаила Волковысским благочинным. Ко дню освящения от царской семьи были присланы богослужебные книги и полное священническое облачение.

В конце XVIII — первой половине XIX в. Изабелин был довольно значительным центром мануфактурного производства и в промышленном отношении превосходил даже некоторые города. Одной из первых мануфактур была суконная, она открылась в местечке в 1819 году и производила сначала байку, а с 1827 — разноцветное сукно. Располагалось производство в каменном и двух деревянных зданиях. На мануфактуре трудились 46 человек, 6 ткацких станков работали на 8 водяных двигателях. В 1873 году здесь установили паровой двигатель в 16 лошадиных сил, и число станков увеличилось до 50. Работали на мануфактуре очень опытные немецкие мастера. Говорят, модники со всей Европы приезжали в Изабелин за качественными тканями. Кроме суконных в Изабелине действовали кожевенные и шляпные мануфактуры.

В то время Изабелин являлся не только экономическим, но и административным центром округа. Во время Отечественной войны 1812 года Волковыск сильно пострадал от пожаров, поэтому какое-то время многие государственные учреждения и управленческий аппарат размещались в Изабелине.

После смерти жены Казимир Грабовский выдал долговые документы в пользу сына Максимилиана, который таким образом стал хозяином поместья. Однако служивший в лейб-гвардии Максимилиан присоединился к мятежникам, а затем пропал. Отец не стал афишировать эту информацию, а без лишней огласки переписал все имущество на другого сына Морица, который в 1834 году отдал имение кредитору отца Адаму Стравинскому. Согласно статистическим данным, в это время в местечке было 105 дворов и 820 жителей, церковь, кальвинистский сбор, синагога, корчма, училище, 5 магазинов. Ежегодно проводились 4 ярмарки.

Красивое название, данное деревне Яном Флемингом, Изабелину очень подходит. Ведь Изабелла — это испанская форма библейского имени Иезавель, означающего «почитающая Бога». Немцы, евреи, белорусы и поляки много веков мирно уживались по соседству, почитая Бога, уважая религиозные чувства друг друга и национальные традиции. В соответствии с Божьими заповедями молились в своих храмах. Кальвинистский сбор, униатская церковь и синагога расположились рядышком в центре Изабелина. И хотя сбор стал костелом, униатская церковь — православной, а здание синагоги давно пустует, неизменными остаются в Изабелине уважение к общей истории, Божьим заповедям и друг другу.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 3052 раз Печать