Понедельник, 09 Февраля 2015 00:00

Выставка корней Николая Цыгановского

Автор
В Волковыске в центральной библиотеке проходит выставка. «Формы природы как формы жизни и красоты». Свои изделия из корней выставляет здесь Николай Андреевич Цыгановский. Презентация выставки состоялась 5 февраля.

Есть такая профессия…

Майор запаса Николай Андреевич Цыгановский «захватил» два последних года той войны, выйдя из нее здоровым физически, но израненный душевно. Эти раны знать о себе дают и сегодня. Боль от них он лечит творчеством. Может быть, не всегда успешно, поскольку ею просто «кричит» его картина, написанная к нынешней годовщине вывода советских войск из Афганистана. Колонна военных машин движется через ущелье, сопровождаемая боевым вертолетом…

Сколько было их, таких колонн, «вживую» за два года его службы там, не сосчитать. День за днем колонны, колонны, колонны - с грузом, боеприпасами, людьми.Военным парень из украинского села стал совершенно случайно. После школы его должны были весной забрать в армию, а ему хотелось осенью. Вот он и решил оттянуть время, подав документы в военное училище и на экзамены решив не ехать - передумал, мол. Отвез их в Каменец-Подольское инженерно-командное училище, к началу вступительной кампании появился азарт.

Без всякой подготовки Николай достойно выдержал вступительные испытания и, удовлетворенный этим обстоятельством, документы пошел забирать. Начальник училища уговорил юношу остаться. В Волковыск молодой лейтенант попал по распределению - командиром взвода в отдельный дорожно-командный батальон. Дослужился до командира батальона. В 1987 году Николай дал согласие на перевод в Пинск, но через месяц после этого оказался в Афгане. Мог бы, конечно, не ехать, да отказываться он не привык.В Кабуле Цыгановский заменил начальника центрального диспетчерского пункта армии - именно отсюда осуществлялось движение колонн по стране. Дважды в день начальник тыла армии, которому подчинялся ЦДП, проводил совещания. Карта на всю стену, на ней на магнитах - названия колонн и гарнизонов.

Николай докладывал, кому, куда и что надо подвезти, где в данный момент движется колонна. Армейские склады располагались в Пули-Хумри, там колонны загружались и оттуда шли по всем направлениям. Кстати, об этом населенном пункте даже поговорка ходила: «Если хочешь жить в пыли - поезжай в Пули-Хумри». Пыли там было - по колено, ты чувствуешь ее запах, слышишь ее чавканье. Английская экспедиционная бригада вымерла там от гепатита, именно поэтому Пули-Хумри называли еще долиной смерти. Вот отсюда и развозили по гарнизонам имущество и боеприпасы. Самыми опасными считались направления на Джелалабад, Гардез, Газни. Путь сюда был неблизким, поэтому колонны ночевали в Теплом Стане, на окраине Кабула.

Ранним утром на БТРе вместе с разведчиками Николай Андреевич выезжал сюда на проверку готовности колонн, ему докладывали, готовы ли к сопровождению вертолеты, и только тогда машины отправлялись дальше. По всему маршруту от Кабула на время продвижения колонны выставлялись временные посты.Цыгановского Бог миловал - лишь однажды перед их БТРом на дороге взорвался снаряд, но они увидели уже только воронку от него. Впрочем, вспоминает Николай Андреевич, стреляли в Афгане всюду. Днем отовсюду слышалось «шурави», а вечером или ночью в этом же месте можно было получить нож в спину.

Когда начался вывод войск, майор Цыгановский служил на другой должности - начальником штаба дорожно-комендантского батальона. Так что от Хайратона до Малого перевала именно он отвечал за движение колонн.

Жизнь полна красоты

С самого детства мальчишка увлекся фотографией. На первый свой фотоаппарат «Весна» денег он насобирал самостоятельно. Учить его было некому - не было в деревне специалистов, так что до всего доходил сам. Не одну пленку испортил, пока научился вставлять и проявлять ее. Это было главным. Что касается объекта съемки, то сюда подходило все, что просто попадало в объектив. Николай уверен, что это детское увлечение и развило в нем творческую натуру вообще. А фотографирует он и сегодня - для себя и своей семьи.

В училище курсант - опять-таки самостоятельно - освоил модное тогда выжигание. Увидел, как мучается над портретом Есенина сосед по казарме - захотелось сделать лучше. Позже изучил чеканку, а в Волковыске молодого лейтенанта потянуло на живопись. Это сегодня научиться всему можно в Интернете, посидев над нужными пособиями в читальном зале или купив их в книжном магазине. В то время ничего подобного не было, а душа просила творить.

Познакомился с местными художниками, все непонятное выяснял у них, о чем спросить стеснялся - доходил сам. Вспоминает теперь с улыбкой, что даже не знал, чем разводятся краски - покупал обычную олифу. Сравнивает себя, начинающего, с ребенком и шутит: «В детстве мы все понемногу рисуем - конечно же, картины. Это в старости уже получаются только рисунки».Чудачеством считали и домашние, и сослуживцы еще одно увлечение Николая - он начал собирать корни деревьев. На учениях или просто на дежурстве, на полигоне или в лесу в их причудливых формах он, вроде бы, далекий от романтики человек, видел совсем другое: то зверек померещится, то лицо стариковское морщинистое увидит, а то и крик отчаянный услышит. Мгновение - и снова перед ним безжизненные коряги, которые кто-то просто бы отбросил в сторону. Николай складывал в коробки - авось, когда-нибудь пригодится.

Однажды, переезжая на новую квартиру, оставил одну у знакомого, а когда захотел забрать, оказалось, что тот сжег его богатство в печке. Не один раз подобную «зачистку» в доме проводила и жена. «Приходилось восполнять», - смеется он сегодня, рассказывая на презентации своей выставки, как создавались эти работы. «Вот это я под Орлом еще в 80-х годах нашел, это на рыбалке на Немане, пока рыба не клевала. Чуть ножиком подправил - собака получилась, а вот это - лицо, здесь - колыбель, вот, смотрите, голова старика.

А это я дрова рубил, смотрю - утка с рыбой во рту. Бывает, раз глянешь, одно увидишь, второй раз в руку возьмешь - еще что-то. А назавтра совсем другое перед тобой. Выбираю тот образ, к которому душа больше ляжет».Идею организовать подобную выставку Николаю Андреевичу подсказали в центре социального обслуживания населения, который тесно сотрудничает с центральной районной библиотекой. Сюда он пришел, чтобы на компьютерные курсы записаться. Курсы оказались ликбезом для совсем несведущих, зато вот интересное и необычное нашли в нем самом. Поразил он и организаторов, и посетителей выставки своим удивительным полетом мечты и фантазии, который в сочетании с золотыми руками автора создает настоящие произведения искусства.

Что касается рук, то Николай Андреевич, замечу, работает левой. Правую руку беспомощной сделал инсульт. Оправившись, он заставил работать вторую. Так что все теперь майор запаса делает левой, в том числе и картины-рисунки свои, и фигурки из корней и наростов. Приловчился одинаково умело и резец в руке держать, и кисточку - свои творения, подправив до нужного образа, сначала морилкой обрабатывает, потом лаком покрывает. Вот за полтора месяца, как возникла идея с выставкой, он, наконец, достав из загашников свои сокровища, и сотворил всю эту красоту. Увидеть ее каждый желающий может до конца февраля в читальном зале центральной районной библиотеки.

Викентий Рожко, член Союза художников Беларуси, преподаватель изобразительного искусства педколледжа:

- С Николаем Цыгановским мы познакомились давно, еще когда на Советской были художественные мастерские. Он часто приходил к нам, наблюдал за нашей работой. Не думал, что в нем когда-то проснется художник. Поэтому, получив приглашение на презентацию выставки, очень удивился. Еще больше рад, что в нашем полку прибыло, что есть в городе такой талантливый человек. Восхищен: какой глаз надо иметь, чтобы увидеть что-то в этом корешке! Какое мастерство, чтобы по сути из ничего сделать нечто! Творческих успехов, коллега!

Светлана Лукашевич, заведующая отделением дневного пребывания для граждан пожилого возраста центра соцобслуживания населения:

- Пни и корни, наросты и ветки непредсказуемых и причудливых форм в символическом соединении силы дерева, земли и фантазии человека стали уникальными авторскими произведениями. Прикоснуться к этой красоте приятно и волнительно. Перед мастером преклоняюсь.

Елена Забело, заведующая отделом обслуживания и информации центральной районной библиотеки:

- Говорят, творчество приходит тогда, когда вы счастливы и наслаждаетесь настоящим. Это действительно так! Счастливый человек, наслаждающийся жизнью, впитывающий в себя все ее краски и оттенки, творит легко и свободно. Он просто выплескивает из себя все накопившиеся эмоции и чувства, освобождая место новым. И ему не нужно прилагать никаких дополнительных усилий, чтобы творить. Желаю Николаю Андреевичу, несмотря ни на какие внешние факторы, внутренне всегда ощущать себя счастливым человеком, и тогда творчество станет для вас естественным и необходимым средством самовыражения!

Прочитано 3963 раз Печать