Искренняя любовь к своим воспитанникам помогает сотрудникам центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации оказывать компетентную педагогическую помощь детям с особенностями психофизического развития - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 03 Октября 2021 13:00

Искренняя любовь к своим воспитанникам помогает сотрудникам центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации оказывать компетентную педагогическую помощь детям с особенностями психофизического развития

Искренняя любовь к своим воспитанникам для этой категории работников образования — превыше всего. Именно она помогает сотрудникам центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации оказывать компетентную педагогическую помощь детям с особенностями психофизического развития.

Одна большая семья

Эта сфера образования носит название специальная педагогика. И, с этим трудно поспорить, является самой сложной и ответственной. Ибо каждый работник центра должен совмещать в себе навыки учителя, воспитателя, медицинского и социального работника, организатора, консультанта. А потому здесь нет случайных людей. Просто не может быть. Потому что далеко не для всех забота о чужом ребенке может стать одной из главных составляющих жизни.
— Если к нам устраивается специалист, который не может (не хочет, не умеет) работать с особенными детками, он быстро увольняется. Но случается такое редко. Так что текучесть кадров у нас минимальная. Наши педагоги — люди думающие, умеющие анализировать. Практически все имеют специальное высшее образование, иногда два. Но, несмотря на это, продолжают постоянно совершенствовать свои знания. Чтобы еще больше помогать детям. Коррекционный центр — одна большая семья, в успешность которой вносят вклад его работники, наши воспитанники и их родители, — считает директор районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Валентина Слащинина.

DSC_0145

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (сокращенно ЦКРОиР) — это специальное учебно-воспитательное учреждение в системе образования. Здесь проводят комплексную социально-педагогическую, психологическую и медицинскую реабилитацию детей с инвалидностью и особенностями психофизического развития, чтобы максимально интегрировать их в общество. ЦКРОиР — координатор специального образования в районе в целом, поэтому здесь получают методическую помощь педагоги учреждений образования, работающие с детьми, имеющими особенности развития. Для них созданы методические объединения, действуют творческие группы, работает информационно-консультативный пункт. Есть богатая библиотека специальной литературы, которой обеспечиваются все учреждения образования.
То есть, это детский сад, школа и даже медучреждение для детей с синдромом Дауна, детским церебральным параличом, или ДЦП, аутизмом, поведенческими нарушениями, интеллектуальными, речевыми и другими. Детей с ограниченными возможностями. Детей с особенностями психофизического развития. По-разному можно называть этих деток. Но суть одна — это дети-инвалиды, нуждающиеся в комплексной помощи. Чем раньше эту помощь начать оказывать, тем больше шансов адаптировать ребенка к максимально комфортной для него жизни. Направить в ЦКРОиР может участковый педиатр (врач-специалист), учитель-дефектолог (логопед, сурдопедагог), психолог учреждения здравоохранения. Семья может обратиться самостоятельно. Следующим шагом будет психолого-медико-педагогическая комиссия.

DSC_0153

При выявлении показаний дети направляются для обучения по специальным программам или для получения коррекционно-педагогической помощи в учреждения дошкольного или общего среднего образования района: в специальные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями зрения, группы или классы интегрированного обучения и воспитания, специальные классы, пункты коррекционно-педагогической помощи, в специальные учреждения образования — ясли-сад № 3, вспомогательную школу-интернат, ЦКРОиР. Заседания комиссии по запросу родителей или других законных представителей проводятся в центре по предварительной записи каждые среду и четверг, а также во всех учреждениях образования по утвержденному графику. К слову, обследование возможно только с согласия и в присутствии законных представителей детей.

DSC_0174

— Обследование показывает, в помощи какого специалиста (логопеда, дефектолога, психолога, других специалистов) нуждается ребенок. И начинается его путь к знаниям, полноценной жизни. Чаще всего он бывает долгим и тернистым, — со знанием дела говорят работники центра.
В центре занимаются дети со всего района. Их доставляют сюда автобусом из самых отдаленных деревень. Одни детки проводят здесь час. Другие находятся в центре по десять с половиной часов, чередуя уроки с отдыхом. Как правило, это дети с множественными и тяжелыми заболеваниями. Есть колясочники.

Сложностей в работе с особенными детьми у работников ЦКРОиР предостаточно. Их труд невозможно измерить по критериям обычных детских садов и школ. Их воспитанники не вписываются в обычные мерки. Можно длительное время вкладывать все силы и знания в одного ребенка, а крошечный, но желанный результат появится лишь через год. Или даже позже. Каждый, пусть даже не заметный у обычного ребенка, шаг в развитии для них — большая победа.
— Конечно, чудес не бывает, — неожиданно вырвалось у меня.
— Да нет, бывают, — задумавшись ненадолго, ответила Валентина Чеславовна. — Только они рукотворны. И создаются совместными усилиями наших работников и родителей. У нас в коллективе есть поговорка, что специалист с ребенком работает час, а родитель — все 24 часа. Конечно, ни один наш ребенок не стал ученым. Но многие из них живут полноценной жизнью — создают семьи, работают, имеют увлечения. В этом огромная заслуга нашего коррекционного центра. Потому что большинство из наших воспитанников еще десять лет назад считалось необучаемым и вынуждено было вести безрадостное существование.

Рукотворные чудеса

Вот один из кабинетов центра. Здесь проходят индивидуальные занятия у пятилетнего Алеши, симпатичного веселого мальчишки со сложным речевым диагнозом. Мама и сын сами пришли в центр, так как обращение к другим специалистам не принесло должных результатов. Им был нужен не просто специалист-дефектолог, а лучший из них. Нашелся он именно в ЦКРОиР. И вот буквально на глазах Лешка может не только почти правильно назвать свои имя и фамилию, но и очень похоже воссоздать звуки, которые издают еж и змея. Мама Татьяна рада, потому что успехи сынишки заметны, как говорят, невооруженным глазом. Учит (или лечит?) Алексея специалист дефектологического блока Анна Шеванюк.

— Благодаря коррекционному центру наш ребенок превращается в обычного мальчика, без всяких особенностей. Анна Геннадьевна — профессионал высокого класса. А еще добрый, отзывчивый, душевный человек. Мы многого достигли за несколько уроков! Достигли больше, чем рассчитывали! Мне она подробно объясняет, как вести себя с Лешкой. А ему очень интересно с ней заниматься, это самое главное, — с воодушевлением говорит молодая мама.
Но, по словам Анны Геннадьевны, заслуга в Алешиных успехах не только ее, так как мальчик еще посещает занятия дыхательной гимнастикой и получает массаж. Все это должно привести к полному избавлению от болезни.
А вот кабинет лечебной физкультуры, где специалист по ЛФК Наталья Николаевна Михник «разминает косточки» необычайно милой девчушке Дарине. Рядом сидит, подбадривая дочурку, мама Валерия. Дарина наизусть знает, каким будет следующее действие, а потому ведет себя пока спокойно, позирует, радуясь тому, что попадет в Интернет. Или в газету. Она прекрасно знает о существовании и одного, и другого. И даже о различии между ними. Пока Дарина улыбается в камеру, ее мама рассказывает о проблемах дочки:

— Родилась недоношенной. Мы изначально знали, что не все будет в норме. Сидеть девочка начала поздно, а ползать — только к году и семи месяцам. Сейчас нам четыре года. Вот ходить учимся. Мы посещаем центр больше трех лет, успехи налицо. Ходим на ЛФК, на массаж. Занятия дефектолога тоже посещаем, так как из-за тонуса мышц Дарина не выговаривает некоторые звуки. А вообще она очень умненькая девочка, знает и умеет больше, чем положено в ее возрасте.
После занятий физкультурой мама и дочь отправились на массаж, который проводит лучший в городе (а может, и не только) массажист Алевтина Фатаховна Пастухова. Конечно, завтрашний День учителя не ее праздник — она медицинский работник. Хотя, с учетом специфики места ее работы, педагогика ей так же близка, как и медицина.

— Благодаря этим специалистам Дарина имеет детство, чувствует себя настолько комфортно, насколько это возможно с ее заболеванием. И, я очень в это верю, благодаря работникам центра наша девочка войдет во взрослую жизнь вполне обычным человеком, — мнение Валерии созвучно мнению родителей других детей, проходящих обучение и лечение в коррекционном центре.
— У нас хорошие условия пребывания, отличная материальная база. Многое делается руководством района для уюта и комфорта наших необычных воспитанников. За счет средств местного бюджета центр установил во дворе специальное оборудование для детей с ограниченными возможностями, в достатке учебно-дидактическое, спортивно-реабилитационное оборудование, создана безбарьерная среда. В каждый класс обустроен отдельный вход со двора. Есть сенсорная комната, где ребятам помогают расслабиться или, наоборот, активизировать внимание, развивают органы восприятия. Помощь оказывают и наши спонсоры — ОАО «ПМК №143», «Беллакт», «Волковысский мясокомбинат», «Красносельскстройматериалы», районные отделения общественных объединений «Белорусский фонд мира», «Белорусский детский фонд», — рассказала Валентина Чеславовна.

DSC_0177

Она показала кабинеты, где осуществляется обучение и воспитание детей с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на основании специальных образовательных программ для данной категории. Классы оборудованы с учетом возраста, состояния здоровья, способности усваивать знания. Учеников подвозят на специально оборудованном транспорте. Здесь они не только не только занимаются, но и едят, играют, отдыхают, общаются, проходят назначенные процедуры. Сидячие, лежачие, в инвалидных колясках… Они, конечно, особенные. Привыкнуть к этому обычному человеку сложно. Но не учителям и воспитателям Веронике Владимировне Краснодемской, Людмиле Леонтьевне Бурак, Ирине Федоровне Поконечной, Светлане Васильевне Шукайло, Людмиле Владимировне Смураге, для которых эти больные детки давно стали обычными и любимыми. Разве что требующими большей заботы и внимания. Взрослые учат детей, а дети учат их. Кто-то может возразить, мол, чему может научить ребенок, тем более — с особенностями развития? Работники центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации авторитетно заявят, что могут. Улыбаться солнышку за окном, и даже дождику. Получать удовольствие от разговора с другом. Быть в восторге от рисунка на стене. Видеть обычные вещи в необычном свете. И многому-многому другому. Доброте нас учат эти дети.

DSC_0182

DSC_0186

Фото: автора

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2177 раз Печать