Рубрика «От поколения икс к поколению альфа». О том, какое место занимают новейшие информационные технологии в жизни молодых и как это отражается на них самих мы поговорили с преподавателем гимназии № 2 Натальей Нечитайло и ее ученицей Дианой Мазец - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 23 Октября 2022 09:02

Рубрика «От поколения икс к поколению альфа». О том, какое место занимают новейшие информационные технологии в жизни молодых и как это отражается на них самих мы поговорили с преподавателем гимназии № 2 Натальей Нечитайло и ее ученицей Дианой Мазец

Мы продолжаем рассказывать о молодом поколении альфа, которое живет в окружении технологических новинок. Новшества формируют новые черты современных подростков. О том, какое место занимают новейшие информационные технологии в жизни молодых и как это отражается на них самих мы поговорили с преподавателем биологии волковысской гимназии № 2 Натальей Нечитайло и ее ученицей Дианой Мазец.

— Сегодня в любую секунду мы можем получить доступ к библиотеке знаний — Интернету. На ваш взгляд, это помогает детям в учебе? На уроках они пользуются такими возможностями, как Интернет?

— Это помогает, конечно, иногда я работу планирую с интернет-источниками на определенных этапах урока. У нас класс, как вы видите, оборудован интерактивной доской, где можно демонстрировать материалы из Интернета, какие-то видеоролики, проводить олимпиады онлайн. Выполнять онлайн задания. Мы даже можем подключить микроскоп, выполнить срез и вывести на большую доску. Все это мы можем видеть и показать всему классу в кабинете. Использовать различные интернет-приложения, например, «Plickers». Каждый учащийся должен показать карточку с одним из вариантов: A, B, C, D. Учитель сканирует телефоном и тут же на интерактивной доске мы видим процент выполнения задания. Результат сразу налицо: кто подготовился, кто нет, как усвоен материал. Эта технология уже не новая, просто как один из вариантов, что можно использовать и чем увлечь детей. Это не весь урок — какие-то его фрагменты. Конечно, расширяется кругозор детей. И это современный мир, от него никуда не уйдешь.

— Сейчас все чаще говорят о гиподинамии, о том, что дети стали меньше двигаться. Ваши наблюдения это подтверждают или нет?

— Может, изменился стиль общения детей. Но степень активности их не изменилась. Дети так же подвижны, так же эмоциональны, такие же целеустремленные. Информацию они по-другому добывают. Раньше мы бегали больше в библиотеку, теперь они нажали на кнопку, быстро получили ответ на свой вопрос. Зато у них есть больше времени на то, чтобы эту информацию переработать. Я бы не сказала, что ощутима гиподинамия. Тем более, я как биолог учу, что движение — это жизнь. Они активны по-прежнему.

— Для меня кабинет биологии неразрывно был связан с колбочками, в которых были эмбрионы птиц и животных. Сейчас появились даже сериалы про врачей, которые в кадре проводят и комментируют операции. На сегодняшних учениках сказывается такая популяризация медицины, элементы которой изучаются на уроках биологии в школе? Какой наглядный материал вы используете?

— Когда в 9 классе начинаем изучать организм человека, дети, насмотревшись сериалов, начинают задавать очень интересные вопросы. По возможности мы сами стараемся задавать такие вопросы нашим врачам. И, например, на факультативе, изучая болезни сердца, мы с ребятами как-то брали видеоинтервью у врача-кардиолога Волковысской ЦРБ. Детям очень понравилось.

Сейчас в распоряжении учителя есть много видеороликов, учебных фильмов, которые нельзя не использовать. И, как говорится, лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать. Приходили мои выпускники из химико-биологического профиля — девчонки, которые учатся на первом курсе в медуниверситете — рассказывали теперешним моим «хим-био» какие есть возможности. Можно провести виртуальную операцию на электронной хирургической доске. Препарировать орган, разрез сделать. Про виртуальный хирургический стол мне Диана рассказала после того, как в прошлом году съездила на курсы подготовки к олимпиаде. Тогда для них на кафедре в медуниверситете проводили занятия. Возможности новых технологий шагнули далеко вперед. Колбочки ушли на второй план, но мы используем все наглядные методы. Повторюсь: лучше один раз увидеть, — говорит Наталья Алексеевна. 

— В связи с пандемией многие стали изучать вопросы генетики, иммунитета. Шутили, что все вдруг стали генетиками. Ваши дети тоже проявили интерес к данной тематике?

— Генетика всегда очень интересна была детям. Она изучается сейчас в 11 классе. Но из-за пандемии вопросы иммунитета стали еще актуальнее и особенный интерес представляют для учащихся, которые занимаются в группах химико-биологического профиля.

На экскурсии в Волковысском зональном ЦГЭ нам рассказали про вирусы, опасные вирусные и бактериальные заболевания. Учащихся заинтересовала эта тема, так многие из них планируют связать свою жизнь с медициной.

— Вы были ребенком и таким же подростком. Что дети считали важным в ваше время и что имеет первостепенное значение для современных детей?

— Общечеловеческие ценности так же важны и в настоящее время. Те, что были и у нас: добро, уважение, честность, справедливость. Все, как было, так и остается. Во многом изменились родительско-детские отношения. Дети самостоятельно получают информацию из жизни, Интернета, из своего окружения. Они ее перерабатывают и каждый по-своему. И как они воспримут, растолкуют, применят эту информацию — это уже другой вопрос. Раньше источниками информации были больше мама, папа, школа, сейчас источников очень много. Подростки не стали хуже, просто большим объемом информации окружены. Родители из-за своей занятости, работы меньше уделяют внимания детям.

— Какими вы видите современных подростков, их основные черты? В чем они лучше, в чем хуже нас?

— Меняется мир и условия жизни, соответственно меняются люди. Современные подростки креативные, более мобильные, чем мы. Они быстрее ориентируются в современном мире, нежели мы. Они умеют быстро найти ответы на свои вопросы в глобальной сети Интернет. Однако, это же является и минусом. Потому что их в основном интересуют вопросы прикладного характера. Дети хотят учиться, но не всему, а тому, что им может пригодиться в жизни и еще лучше — пригодиться прямо сейчас. Такой своеобразный подростковый прагматизм. Нас учили всему и понемногу, комплексно, а здесь они немножко прагматичные. Как они говорят, «мне это не надо». Поэтому наша задача, как учителей, показать подросткам необходимость фундаментальных знаний как основы образованности человека, практического успеха в любой сфере современной профессиональной деятельности.       

Современные дети более открытые, больше делятся переживаниями, чувствами. В наше время не было модно выставлять все напоказ, а сегодня они с открытой душой все тебе расскажут, все покажут. В соцсетях размещают много фотографий. Современные подростки более раскрепощенные, более уверенные в себе. Наверное, у нас не было такой уверенности.

— Что нужно делать, чтобы раскрыть потенциал ученика?

— Когда Диана в 6 классе стала изучать биологию, она была сразу заметна. У нее мышление нестандартное, креативное. Она еще участвует в интеллектуальном движении района. Много читает, много знает, что тоже ей помогает. Понимаете, не всегда ребенок отличник, но ему может нравиться конкретный предмет. По биологии очень большой объем знаний нужен, поэтому память должна быть хорошая. Логика нужна, увлеченность и желание. А заинтересовать учитель должен.

— Какими вы хотели бы видеть своих учеников?

— Целеустремленными, умеющими использовать свои знания. Потому что бывает, что дети учатся в школе хорошо, а потом ничего в жизни не добиваются. Опустили руки. Поэтому вера должна быть в себя, чтобы достичь успеха.  

Там нужны знания

Диана Мазец одержала победу на областном этапе республиканской олимпиады по биологии. Она учится в 10 классе химико-биологического профиля. В таких классах выделяется больше часов по данному направлению.

104-3

В руках у Дианы карточка для приложения «Plickers»

— Расскажите, пожалуйста, о вашем участии в олимпиаде. Долго готовились? Почему выбрали биологию?

— С шестого класса я для себя решила, что пойду учиться на врача. Поэтому я начала больше заниматься биологией. Подготовиться к олимпиаде — большой труд. То, что дают в школе, и то, что дают на олимпиадах областного, республиканского уровня, сильно отличается. Это уже больше университетский уровень, сложнее, поэтому приходится много готовиться. 

— Просто так, наугад, не сделаешь?

— Нет. Там нужны знания.

— А почему врачом с шестого класса захотелось стать?

— Мне просто литература Антона Павловича Чехова нравится, на глаза попалась его «Палата № 6». Понравилась, поэтому захотела стать врачом.   

— Много тратите свободного времени на интеллектуальные игры?

— Время особо не тратится. Тренер говорит, что в субботу будет турнир, мы собираем команду, готовимся, приходим на турнир и играем несколько часов, в зависимости от того, какие задания. Путем логического размышления приходим к правильному ответу. Темы разные, из истории, из литературы. Например, могут дать картину и нужно описать, что на ней изображено, что хотел привнести в мир автор этой картиной.

— Как познакомились с современными технологиями? Какую роль играют в жизни. Как и для чего вы их используете?

— С технологиями знакома еще с самого детства, со знакомства с компьютером. Современные технологии очень помогают в учебе. Потому что всегда есть возможность где-то какую-то книгу почитать, видеоурок посмотреть, найти лекции, конспекты.

—  Контролируете время, проводимое в смартфоне?

— Как-то само получается разграничивать.

— Вы представлены в соцсетях?

— Да. В Телеграме, на Ютубе. Просматриваю лекции по биологии, научпоп. Из каналов смотрю, например, канал «Утопия шоу». Обучающие ролики по биологии даже помогают в подготовке к олимпиаде.

— В какие игры играете?

— Особо не играю, потому что времени не так много.

— Что цените в людях, друзьях?

— Честность, открытость, доброжелательность.

— Много информации приходится пропускать через себя, как снимаете эмоциональные, сенсорные перегрузки?

— Музыкой. Слушаю разную, больше современную, но с классикой тоже знакома. Время от времени еще вышиваю. Это чаще всего маленькие картинки: кот, собака. Есть домашние питомцы: дома аквариум, кот и два попугая.

— Что пожелаете сверстникам, читателям?

— Ставить перед собой цели и постепенно, поэтапно их достигать.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1226 раз Печать