Среди молочных рек - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Среда, 29 Апреля 2015 00:00

Среди молочных рек

Слышала я где-то, что слово доярка пришло к нам из древней Индии. Означает оно «нянька», «кормилица». Хорошее и правильное это слово. Не догадайся женщина в незапамятные времена доить коз и коров, буйволиц и овец — не стояли бы на нашем столе масло, сыр, творог. Не стояла бы на столе и кружка с молоком.

Испытать на себе работу тех, о ком я пишу, мне давно хотелось. И вот, преодолев, наконец, страх, я приехала поработать дояркой, а если официально и вернее, то оператором машинного доения, на ферму «Жорновка», принадлежащую СПК «Матвеевцы». А перед этим мне пришлось очень рано встать, непривычно для себя одеться, выпить успокоительную таблетку и, несмотря на это, волноваться всю дорогу от дома до места новой работы. Как оказалось потом, напрасно.

«Елочка» все поменяла

Возле входа меня встретила заведующая Анна Котикова, которая работает на этой ферме тридцать два года, двадцать пять лет из которых в нынешней должности. В те далекие годы эта ферма только построилась и также считалась одной из лучших в районе. Хотя все тогда было здесь по-другому.

— Четверть века назад люди были толковые, трудолюбивые, ответственные. А потом уходить на пенсию начали, уезжать в город… В связи с этим брать в животноводы приходилось не совсем тех, кого хотелось. А кадры нужны были — линейная дойка требовала много работников. Честно скажу, попадались люди пьющие, мало думающие о хорошем исполнении своих обязанностей. Поэтому, когда два года назад ферму начали реконструировать, проблема с безответственными людьми отпала. Мы смогли оставить лучших, которые работают по сей день, исполняя свои обязанности с любовью и грамотно, — рассказала Анна Сергеевна.

Из десяти доярок, необходимых на прежней, линейной дойке, осталось пять — четыре основных и одна подменная. Елена Адинак, Наталья Киселева, Наталья Троян и Ольга Панько работают в две смены. Первая длиться с 6 до 14, вторая — с 18 до 23. Через три дня смены меняются. Если выходной надо дать, отгул или больничный, заменяет коллег подменная Елена Добрыш. Она, кстати, подменяет также погонщика и санитарку.

— Есть у нас человек, с которого, собственно, и начинается «елочка». Это телятница, про которую не сказать просто невозможно. Любовь Ковалевская работает с телятами больше тридцати лет, поит их, кормит, ухаживает. Она знает все про самочувствие каждого малыша, с одного взгляда замечает его недомогание и зовет на консультацию и помощь ветеринарного врача. Это ответственнейший работник, болеет за подопечных как за деток родных. А вот и она, — заведующая показала на женщину, суетящуюся возле «иглу» (так называются телячьи домики).

Есть на МТФ «Жорновка» помощник заведующей, селекционер, два ветврача. Некоторые специалисты продолжают получать образование по выбранной специальности.

Сейчас на комплексе содержится 578 голов дойного стада. Суточный надой от одной коровы составляет примерно 16 литров молока. Чаще эта цифра с плюсом, иногда — с минусом. По сравнению с прошлым годом — стабильный плюс. И все-таки главная мечта всех животноводов «Жорновки» — получать на этой реконструированной ферме молоко только сорта «экстра» — сбылась лишь частично.

— По логике, только такое молоко и должны получать. Для этого мы делаем все необходимое — соблюдаем технологию производства, имеем прочную кормовую базу, исключаем молоко животных с малейшим намеком на заболевание. Работники грамотные, старательные… Ну, вроде все слагаемые для получения молока наивысшего класса у нас в наличии. А идет по большей части высший, — сетует Анна Сергеевна. И добавляет, что, вероятно, дело в охлаждении молока.

Разговаривая, мы с ней по территории комплекса двигались к его святая святых — молочно-доильному блоку, который появился здесь почти два года назад.

По пути я рассматривала ухоженную территорию, добротные коровники, клетки с телятами. Животные на этом комплексе разделены в соответствии со своим физиологическим состоянием, которое, соответственно, требует разного ухода и кормления. Например, в одном помещении находятся стельные коровы. В другом — первотелки, к которым нужен особый, бережный подход. Есть специальная секция для животных, прошедших курс лечения — для предотвращения попадания антибиотика в реализуемое молоко. Они доятся отдельно. И так далее. В общем, как я поняла, механизм здесь отлажен годами ежедневного кропотливого труда.

До начала дойки оставалось немного времени. А потому мы с заведующей прошли в служебное помещение, где она меня представила моим, на сегодняшний день, коллегам, провела инструктаж и выдала спецодежду.

Коров доить, что мешки ворочать

Наталья Троян и Ольга Панько встретили меня радушно, предложили кофе с пирогом. Немного «за жизнь» поговорили. Наташа — молодая многодетная мама, веселая и жизнерадостная. Ольга постарше, серьезная и рассудительная. Обе всю жизнь работают доярками, любят свою работу и делают ее на совесть. И получают за это хорошие деньги. Говорят, что от их умения и добросовестности в большой степени зависит, сколько молока даст корова. А от этого — престиж и богатство сельхозпредприятия. И, в конечном итоге, его работников. То есть, их самих.

— Работа в сельском хозяйстве легкой не может быть по определению. Конечно, и у нас она тяжелая. Однако много легче, чем была раньше. Зарплата же, наоборот, повысилась. И условия труда замечательные. Все это можно назвать авансом, вернуть который возможно добросовестным трудом и ответственным отношением к делу, — поделились своими мыслями Ольга и Наталья.

Условия их труда мне скоро предстояло увидеть. Пока же я была удивлена тем, что вижу сейчас. Признаться, я не ожидала, что у доярок, то бишь, операторов машинного доения, такой шикарный кабинет, просторный и светлый. Здесь есть все — холодильник, микроволновая печь, мойка, электрочайник, стол, удобные стулья. Рядом находятся другие помещения, в которых располагаются теплые туалеты, душевые кабины. Есть стиральная машина, так что «аромат» рабочего места работники фермы за ее пределы могут не выносить.

Надев на себя длинный прорезиненный фартук, нарукавники и перчатки я вместе с коллегами пошла в доильный зал. Отметила стерильную чистоту везде, как в коридорах, так и непосредственно в доильном зале. Мои коллеги его называли «яма». Вероятно потому, что он расположен значительно ниже уровня находящихся здесь кабинетов, в том числе и компьютерной комнаты.

Сначала я почувствовала ветерок, дующий с противоположной стороны помещения. Пока сообразила, что происходит, в зал начали входить коровы. Первоначально они выстроились друг за дружкой по одну сторону траншеи, потом начали заходить на противоположную. Процесс доения начался сразу с входом первой коровы. Ольга ловко взяла стакан со специальной жидкостью и начала подставлять его под коровье вымя, обмакивая, таким образом, все четыре соска. Спустя минуту, она отрывала кусок от ближайшего бумажного полотенца, которые развешены по всему залу и насухо вытирала недавно нанесенную жидкость. А следом Наталья, сдоив первые струйки молока в отдельную емкость, подсоединяла доильный аппарат. И вот потекло молоко по молокопроводу…

Когда доение коровы заканчивается, аппарат сам отключается. После этого необходимо снова окунуть соски в раствор, уже другой, предназначенный для обработки после доения. Выдоенных коров выпускают, и сразу заходит следующая группа животных. Далее все операции повторяются в указанной выше последовательности. Автоматическая система доения также включает в себя индивидуальные счетчики, подающие звуковые сигналы после каждых полученных 100 граммов молока. Вся информация записывается в общую базу данных на главном компьютере. Подвесное оборудование позволяет оператору постоянно видеть коров. Работницы ходят по доильному залу в полный рост, им не нужно наклоняться, чтобы обработать корове вымя, подсоединить доильный аппарат. Во время дойки молоко поступает сразу в молокопровод, течет по трубам через фильтр прямо в холодильник, не соприкасаясь с воздухом. После обслуживания одной партии коров доильные аппараты сами поднимаются, операторы машинного доения тщательно моют их из специального шланга.

Некоторое время я просто наблюдала за этой картиной. Потом, поняв, что доступ к вымени был, на первый взгляд, удобный и безопасный, а коровы стояли спокойно, решила попробовать проделать все эти манипуляции сама. Взяла стакан у Ольги и начала делать все то, что и моя умелая коллега. Не так быстро и ловко, но у меня получалось. Окрыленная успехом, я попросила разрешения у Натальи подсоединять доильный аппарат, так как именно в моем представлении ассоциировалось непосредственно с дойкой и работой современной доярки.

— Попробуйте, — разрешила та.

— Ого, — подумала я, взяв аппарат в руки, — его и держать-то тяжело. А как теперь подвинуть под вымя и правильно направить к соскам? Напрягая все силы, я попыталась справиться с нелегким делом. Увы, получив несильный, но чувствительный удар копытом, я позорно отступила, отдав приспособление Наталье. Она поспешила успокоить меня, сказав, что сразу редко у кого получиться может. Мол, навык нужен и опыт. А еще — умение общаться с коровами: надо любить их, находить подход к каждой. Потому что для настоящего мастера машинного доения корова — это не просто крупный рогатый скот, а существо мыслящее, с которым надо уметь ладить.

Попробовав найти подход к еще нескольким коровам, я отступилась, поняв и приняв свое поражение. Тем более, что в доильный зал начали входить первотелки, с которыми иногда даже Ольга и Наталья справляются с трудом. Одна такая черно-белая красавица у меня на глазах скидывала доильный аппарат несколько раз. Уж и так ее уговаривали Ольга, и эдак… В итоге, подоить получилось только с помощью другого работника фермы. Кстати, первые недели после отела молоко от четвероногих мам доят в отдельные бидоны. Так что, даже на современной «елочке» таскать тяжести, хоть и редко, но приходится.

Траншеи загрязнялись, так как животные не стеснялись «справлять нужду» прямо во время дойки. Доильные аппараты необходимо тщательно обмывать после доения каждой коровы. А по всему доильному залу висят шланги с теплой водой. Вот я и нашла себе, пусть самое грязное и непочетное, но нужное применение. Зато вымывала все на совесть.

А потом снова пошла по территории всей фермы. Погладила телят под пристальным взглядом их хозяйки, поговорила с молодым ветеринарным врачом и селекционером и снова с заведующей. Сделала несколько фотографий. И поняла, что журналистская работа мне все-таки больше по душе.

Несколько интересных фактов про коров:

  • Коровы имеют уникальный рисунок на коже носо-губного зеркала, схожий с человеческим отпечатком пальца. Как и у человека, у каждой особи они строго индивидуальны. Скотоводы из штата Индиана в США используют метод носовых отпечатков для розыска похищенных коров.
  • Коровы — очень дружелюбные животные. В стаде они выбирают себе друзей и вылизывают друг друга, тем самым выражая свою дружбу.
  • «Му-му-му» — вот какой звук издают коровы. Учеными доказано, что такое мычание может иметь 11 различных интонаций.
  • Коровы и быки не различают цвета. А на корриде красную ткань используют для красоты и зрелищности, а также привлечения внимания людей. Быков же просто раздражает активное движение перед ними.
  • Доказано, что коровы умеют плакать и испытывать чувство благодарности.
  • Коровы — очень наблюдательные животные. Они способны учиться на чужих ошибках. Проводили следующий эксперимент: оградили стадо коров оградой, которая при касании била током. Одна корова приблизилась к этой ограде и ее, естественно, ударило током. Это заметило все стадо, и практически никто из них больше к злосчастному ограждению не приблизился.
  • В Индии можно купить разлитую в бутылки мочу коров (священных животных в индуизме). Покупатели ее пьют, втирают в кожу, купают в ней детей.
  • Коровы имеют почти полный 360-градусный панорамный обзор.
  • У коров очень развито чувство времени, поэтому стадо живет по своему внутреннему распорядку, который очень строго соблюдается каждой коровой.
  • Мраморная говядина из японских коров Вагиу считается самым дорогим мясом в мире. Столетиями этих коров разводили лишь в далекой Японии, рядом с городом Кобе. При этом обращение с животными было поистине королевским: их кормили лучшими травами, поили пивом и ежедневно натирали саке.
  • Среди коров есть и свои рекордсмены: самая крупная корова в мире — это Маунт Катадин, гибрид голштинско-дурхамской породы, общим весом в 2 270 кг. Если верить Книге рекордов Гиннеса, в холке она достигала 1,88 метра, а в обхвате — 3,96.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 4595 раз Печать