— Наш центр знают больше по работе с детьми-инвалидами, по тем масштабным и ярким мероприятиям, которые проводятся для них и их родителей. Хотя и здесь их задачи намного шире, чем просто развлечь. Главное — формирование толерантного отношения к детям-инвалидам, принятие их обществом. Но это лишь одно из многочисленных направлений работы учреждения. Остальные так же важны и трудоемки, но не так заметны. Признаюсь, работа наших специалистов очень тяжела, и только нормами рабочего времени не ограничивается. Поэтому однозначно: в центре нет случайных людей, все переживают за дело и очень ответственно к нему относятся. С уверенностью могу сказать, что мы — одна команда.
— И кто ее составляет?
— Высокопрофессиональные специалисты: педагоги-психологи, учителя-дефектологи (логопеды, олигофренопедагоги, сурдопедагог), педагог социальный, учителя, воспитатели, инструктор-методист по адаптивной физической культуре, медицинские работники (врач-психиатр-нарколог, врач-педиатр, медицинская сестра, медицинская сестра по массажу). 90,5% специалистов имеют высшее образование, 71,5% из них — дефектологическое. У 85,7% педработников высшая и первая квалификационная категория.
Такая высокая планка была установлена с самого начала деятельности учреждения. С большим уважением вспоминаем мы бывших директоров Людмилу Владимировну Трофимову и Елену Александровну Цырибко, которые внесли весомый вклад в становление и развитие центра.
— Валентина Чеславовна, как знакомятся с центром родители, и на какую помощь они вправе рассчитывать здесь?
— Деятельность центра разноплановая: образовательная, в том числе в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до 3 лет, коррекционно-педагогическая, диагностическая, медико-реабилитационная, социально-педагогическая и психологическая, методическая, консультативная, информационно-аналитическая.
Мама, обнаружив у своего ребенка какие-то проблемы в физическом, познавательном или речевом развитии, может прийти к нам на консультацию самостоятельно. Если ребенок посещает учреждение образования, в каждом из которых есть дефектологи, то запрос сделают они. Следующим шагом будет психолого-медико-педагогическая комиссия. В прошлом учебном году было обследовано 2149 детей раннего, дошкольного и школьного возраста. При выявлении показаний дети направляются для обучения по специальным программам или для получения коррекционно-педагогической помощи в учреждения дошкольного или общего среднего образования района: в специальные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями зрения, группы или классы интегрированного обучения и воспитания, специальные классы, пункты коррекционно-педагогической помощи, в специальные учреждения образования — ясли-сад № 3, вспомогательную школу-интернат, ЦКРОиР. У нас налажено тесное взаимодействие с медицинскими работниками Волковысской ЦРБ по своевременному выявлению детей с ОПФР, в том числе раннего возраста.
Заседания комиссии по запросу родителей или других законных представителей проводятся в нашем центре по предварительной записи каждые среду и четверг, а также во всех учреждениях образования по утвержденному графику. К слову, обследование возможно только с согласия и в присутствии законных представителей детей.
— Много ли деток нуждается в какой-то коррекции? Растет ли их число?
— По состоянию на сентябрь 2018 года в банке данных таковых 1542 ребенка. Я бы не сказала, что их количество растет, но считаю, что проблемы становятся серьезнее. Если мы зачисляем ребенка в группу с тяжелыми нарушениями речи, то это, действительно, нарушения тяжелые.
— Чем это можно объяснить?
— Одну из причин я вижу в том, что родители очень мало разговаривают со своими детьми, мало им читают в раннем возрасте. С «пеленок» весь досуг детей занят гаджетами. Мамы-папы довольны: ребенок круто разбирается во всем, что с ними связано, не замечая, что его словарный запас ничтожен, что он не умеет связно разговаривать и строить предложения. Если это не исправить еще на дошкольной ступени, то дальше ему придется нелегко.
— То есть важно выявить нарушения как можно раньше?
— Это на самом деле очень актуально. Чем раньше с ребенком будет начата коррекционная работа, тем больше шансов исправить нарушения и дать ему возможность быть успешным в школе. А в случае наличия у ребенка тяжелых множественных нарушений развития — ослабить имеющиеся и предупредить появление вторичных нарушений.
— Что коррекция подразумевает?
— Мы предлагаем кризисную поддержку семье, в которой родился ребенок с нарушениями в развитии, в первую очередь, психологическую и информационную. И, конечно, при наличии показаний организуем для малыша получение ранней комплексной или коррекционно-педагогической помощи. Коррекционные занятия направлены на исправление или ослабление имеющихся у ребенка нарушений развития, активизацию познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы и общих способностей к обучению, формирование навыков общения. Учителя-дефектологи и педагоги-психологи проводят их два-три раза в неделю. В настоящее время коррекционно-педагогическую и раннюю комплексную помощь в центре получают 75 детей с ОПФР.
Повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса способствует комплексный подход в работе с детьми различных специалистов нашего учреждения. Помимо учебных и коррекционных занятий ребята, получающие помощь в центре, могут пройти курс занятий по адаптивной физической культуре, курс массажа, что способствует укреплению их здоровья, развитию и совершенствованию физических и двигательных качеств, профилактике появления вторичных нарушений.
— В центре, насколько знаю, есть и своя «школа»?
— У нас работают классы, где осуществляется обучение и воспитание лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями на основании специальных образовательных программ для данной категории детей. В первый класс ЦКРОиР принимает деток, которым на
1 сентября исполнилось 8 лет. Сейчас у нас три таких класса, учащимися которых являются 20 ребят. В режиме пятидневной учебной недели они проводят здесь по 10 с половиной часов — учатся, кушают, отдыхают, проходят какие-то процедуры. Учеников подвозят на специально оборудованном транспорте.
— На какую поддержку, кроме кризисной, могут рассчитывать родители?
— В нашем учреждении образования активно работают клубы для родителей. Мы учим мам и пап взаимодействовать со своими детками — грамотно, по-особенному, даем им советы, проводим необходимые консультации. Плюс психологический эффект: родители знакомятся друг с другом, общаются, дружат потом семьями, вместе обсуждают свои проблемы и помогают друг другу.
— Одним словом, вы в одной связке — специалисты центра и семьи детей с особенностями развития?
— Безусловно, но в этой связке есть еще одно звено. ЦКРОиР — координатор специального образования в районе в целом, поэтому опекаем мы не только детей с особенностями в развитии, но и педагогов учреждений образования, работающих с ними. Для них у нас созданы восемь методических объединений, действуют творческие группы, практикуются методические выходы, работает информационно-консультативный пункт. С 2015 года на нашей базе функционирует районный ресурсный центр по интегрированному обучению и воспитанию, а с этого года он стал областным. У нас богатая библиотека специальной литературы, которой мы обеспечиваем все учреждения образования.
— В ноябре 2014 года центр поменял свою прописку, переехав в более комфортное здание. Материальная база стала лучше?
— Сейчас у нас замечательные условия и превосходная материальная база. Есть у центра свои спонсоры: ОАО «Беллакт», ОАО «Волковысский мясокомбинат», ОАО «Красносельскстройматериалы», ПУП «Цемстрой», РПУП «Одиннадцать», районные отделения общественных объединений «Белорусский фонд мира», «Белорусский детский фонд». Но без поддержки и постоянного внимания руководства района, управления образования к вопросам специального образования в целом жить мы бы не смогли. Огромная благодарность им за это. В прошлом году за счет средств местного бюджета центр установил специальное надворное оборудование для детей с ограниченными возможностями — в области мы единственные имеем такое. Нынешней весной будет смонтирована новая его «порция». Дорогостоящим оборудованием оснащена сенсорная комната, очень нужная детям-инвалидам. Хватает учебно-дидактического, спортивно-реабилитационного оборудования. В учебных кабинетах полностью заменены учебная и корпусная мебель. У нас кругом безбарьерная среда.
— Хотелось, чтобы не было барьеров и в душах людей, в отношениях к особенным детям…
— Хотелось бы. К нашим детям и на мероприятия, и в классы часто приходят волонтеры — братчики прихода святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учащиеся городских школ, кружковцы учреждений дополнительного образования. Они проводят с нашими ребятами много времени, какое-то время живут их жизнью. В их сердцах барьеров точно нет. Разрушить в остальных — наша задача.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.