Для одних бизнес — это желание заработать, для других — дело всей жизни. - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Четверг, 29 Августа 2019 15:54

Для одних бизнес — это желание заработать, для других — дело всей жизни.

Иван Заневский, известный в своих кругах резчик по дереву, решился на смелый поступок превращения хобби в преобладающую часть основного бизнеса. Готовая база в виде необходимых знаний и навыков у него имеется. Желание тоже. Да и начало, пусть и небольшое, уже положено. Посмотрим, что у него получится.

Полезное хобби

Резьбой по дереву Ваня увлекался с детства. Что послужило тому причиной, и сам не знает. Может, пример «рукастого» отца Антона Адамовича, для которого делать что-либо в доме своими руками было необходимостью? А может, товарищеские отношения с любимым школьным учителем Петром Михайловичем Окуликом, который у своих учеников развивал, кроме привычки к труду и мастерства, творчество и патриотизм?

— Посещал кружок резьбы по дереву с младших классов. Петр Михайлович смог заинтересовать меня и увлечь настолько, что это же занятие я выбрал для себя при переходе в профильный класс. Вырезать неплохо получалось, на многих профильных конкурсах и олимпиадах я занимал призовые места. Вместе с аттестатом об окончании школы получил специальность резчика по дереву 4 разряда. Во время учебы на факультете психологии Гродненского государственного университета им. Янки Купалы мне недоставало куска дерева, лобзика и стамески. Зато появилось еще одно серьезное увлечение — белорусская мифология, — вспомнил Иван.

С тех пор резьба по дереву и мифология шли у парня, можно сказать, рука об руку. Он пробовал работать психологом в детском саду. Работа нравилась, но заработная плата не вполне устраивала. Каждую свободную минуту Иван брал в руки инструмент и мастерил-мастерил-мастерил. Забавные вещицы, которые у него получались, шли, в основном, для подарков друзьям и близким, для украшения интерьера. Все чаще появлялись заказы от неизвестных людей, сулящие мастеру и удовольствие от процесса изготовления, и неплохое денежное вознаграждение. Отказываться не хотелось. Совмещать две работы, вкладывая в ту и другую душу, не получалось. Иван сделал выбор в пользу резьбы по дереву. Став официально ремесленником, он начал все свое время посвящать изготовлению вещей из резаного дерева. Больших и маленьких, сложных и простых. Выкраивает время и для второго своего хобби, то есть, если можно так выразиться, он одно хобби помещает внутрь второго.

— Работаю по заказам, изготавливаю за деньги резные деревянные предметы для оформления чужих домов, бань, приусадебных участков. А в свободные от этой работы минуты мастерю ставших близкими персонажей славянской, особенно белорусской, мифологии. С углублением знаний по этой теме я все больше поражаюсь неординарности мысли, доброте, силе духа и прочим качествам наших предков, о которых говорят придуманные ими (а может и не придуманные) мифические герои. Образное восприятие и объяснение бытия посредством мифов отличает белорусский народ, часто в лучшую сторону, даже от его славянских собратьев. Я пытаюсь в своих работах отразить эти качества и показать эти отличия, — увлеченно передает свои мысли Иван.

Доброте — в помощь, злости — во вред

Рассказывать про мифологию белорусов молодой мастер может долго и интересно. В его словах чувствуется любовь к родной стране и к людям, ее населяющим. И, конечно, к существам, с которыми наш народ издавна делил быт. И которых сейчас, пользуясь своим творческим взглядом и многочисленными наглядными пособиями, Иван «разрабатывает».

Слово «жевжик», я думаю, знакомо многим из нас. По крайней мере, в пору моего детства так называли взрослые шустрых и неугомонных детей. Кто такой жевжик на самом деле, толком никто и не знал. Как оказалось, Жевжиком наши предки называли сильного и ловкого деда с длинной бородой в челноке и с рогатиной, который опекает реки и озера. Живет он на самой глубине и помогает людям, лодка которых перевернулась — ловко подплывает и своей рогатиной переворачивает лодку назад. Если же идет дождь или ветер, то Жевжик может остановить эти природные явления, чтобы человек безопасно доплыл до берега. Получается, это хороший персонаж. А ассоциация с шустрыми детьми, вероятно, шла от быстроты и ловкости мифического существа и от рогатины (рогатка в руках мальчишки).

Разработан молодым резчиком по дереву также интересный персонаж из мифологии белорусов под именем Опивень. Ассоциация со словом «пить» в этом случае не подводит, так как мифический Опивень — это нечистик, склоняющий людей к пьянству. Опивень с удовольствием составлял компанию любому выпивохе, пил наравне и щедро подливал в рюмку, но сам никогда не пьянел. Это плохой персонаж, но, тем не менее, его известный издавна образ (свиное рыло, хвостик, рожки) можно подавать в лепке и дереве по-разному. Мастерить их помогает Ивану его сестра Ирина Голонская.

— Мы хотим создать своих собственных персонажей. Да таких, чтобы при одном взгляде на них становилось понятно, что это за существо, за что оно ответственно, чего от него можно ожидать. Поэтому подготовка к созданию образа длительный творческий процесс. Но дело понемногу движется. Опивень, мне кажется, удался, — улыбнулся Иван, показывая маленькое чудище.

К слову, белорусская мифология входит в общеславянскую семью мифологий. На сегодняшний день известно около 500 мифологических персонажей, около 150 из них довольно подробно описаны в различных источниках, для 100 персонажей есть графические изображения, 15 из них уже имеют объемное представление в виде ростовых скульптур. То есть, работы у нашего мастера по созданию мифологических образов своего народа предостаточно.

Отличительная черта нашей мифологии в простоте ее персонажей (домовые, водяные, лазники, лешие и так далее), с которыми в подавляющем большинстве случаев встречаются не жрецы, а обычные люди. В этом плане мифология у нас повседневная, живая, в большинстве своем созданная для того, чтобы научить людей жить правильно. Нечистики цепляются к нехорошим людям. Если же человек порядочный семьянин, не пьет, не дерется, то никакая нечисть ему не страшна.

Общеизвестна в научных кругах и архаичность белорусской мифологии. А потому, когда речь идет о наиболее древних поверьях, отечественные и зарубежные исследователи отправляются в экспедиции в Беларусь.

— Несколько статей, отражающих эту тему, касались нашего района, в частности, городища в Мстибово. Это добавило мне обоснованной гордости за свою малую родину, Волковыщину. К тому времени я уже воплотил в жизнь несколько идей владельцев агроусадеб в своем и других районах. И где-то в подсознании у меня возникала мысль, что неплохо было бы все мифические создания, которые я изготовлю, поселить в одном месте. И чтобы жили они среди людей и служили людям, — передал свои мысли Иван.

В прошлом — будущее

Вывод, который сделал молодой человек на основании этих раздумий, вырисовывался четко — надо открыть собственное дело, где будут совмещены резьба по дереву, мифология, и даже профессиональное знание психологии пригодится:

— Бывает так, что в один день все разбросанные мысли сходятся в одну. Так у меня и получилось. Более того, когда я начал интересоваться продающимися домами, мне попало объявление о продаже домика на окраине деревни Мстибово. Посмотрев на это место, я понял, что именно его искал. От красоты природного пейзажа, окружающего домик, дух захватывало. В нескольких шагах протекает река Нетупа, до железнодорожной станции рукой подать… Я понял, что это знак свыше, купил домик с участком и начал воплощать в жизнь свои задумки.

Название, пока предварительное, пришло само собой. «Печать Велеса» — так решил назвать усадьбу Иван Заневский. Печать Велеса (медвежья, иногда волчья лапа) — это талисман, великая сила, которая противостоит всему злому, помогает избежать неудач, бед и болезней. С помощью ее человек добивается своей цели, легко преодолевая все препятствия, которые встают на его пути. Даже самые смелые планы владелец амулета сможет реализовывать, но только в том случае, если они несут добро и не относятся к области фантастики.

Сам же Велес — это славянский древнеязыческий бог, непревзойденный по могуществу и силе. Он был покровителем колдунов и поэтов, его боялись и уважали. Но основной причиной, почему название агроусадьбы связано с именем Велеса, для Ивана явился тот факт, что, по преданью, в услужении у этого божества находились все лесные звери. Его чтили и искали с ним встречи все известные мифологические существа. А потому будет весьма уместно где-то в значимой точке расположить фигуру Велеса, а по разным уголкам усадьбы (где для них самое место) расселить его свиту.

— Я хочу также воссоздать историю Мстибово, вплоть до замка, который, согласно истории, был построен на месте капища, где наши далекие предки молились своим богам. Для этого в настоящее время углубленно изучаю все имеющиеся документы (как в нашей стране, так и за границей), которые касаются Мстибова. Знаю уже, что раньше на всех четырех дорогах, ведущих в деревню, стояли въездные арки. Они были во времена, когда в Мстибово гостили король Сигизмунд Август в 1546 году. Были и во второй половине 16 века, когда Мстибовский замок был местом проведения сеймиков шляхты, в том числе важнейшего сеймика 1576 года, на котором шляхта поддержала кандидатуру князя Стефана Батория на трон Речи Посполитой. Хочется узнать, какой герб был у деревни и воссоздать его в дереве. А что герб был, то это вытекает из полученного местечком в 1744 году Магдебургского права и соответствующих ему почестей и требований. В связи с такой богатой историей местечка, хозяин будущей агроусадьбы хочет провести здесь и вторую, дополнительную линию, ее образа — щляхецкую. Ибо духи (мифологические персонажи) не могут существовать без людей.

По словам Ивана, в Беларуси есть много мест, где можно встретить мифических существ. Как правило, они или находятся в музее и отдалены от людей, или просто стоят на улице и на них можно только смотреть. У него все будет принципиально иначе — посетители смогут посмотреть-потрогать фигурки мифических героев, многое узнать, а заодно и сувенир при желании приобрести.

Пока у будущего владельца агроусадьбы только отличные идеи и грандиозные планы. А начало у него пройдет по проторенной дорожке. Уже в этом году будут построены первые здания для приема гостей. Чтобы отдыхать, отмечать торжества, просто приятно проводить время на свежем воздухе.

— В моем воображении агроусадьба уже построена и функционирует. А на самом деле сейчас делается ее проект. В перспективе здесь будет помещение с банкетным залом, теннисом, бильярдом, банькой и т. д. На улице будут стоять беседки, качели и прочее. Естественно, все это будет мною сделано из натурального дерева. Уже готовые фигурки основных мифологических «жильцов» агроусадьбы пока будут пополняться в ожидании своего часа. Который, я думаю, не за горами, — считает Иван.

Пожелаем ему удачи. 

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1141 раз Печать