Счастье состоялось - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Пятница, 31 Июля 2015 00:00

Счастье состоялось

Елена Веруш

За 33 года работы в редакции героев газетных публикаций было у меня столько, что материала о них хватило бы, пожалуй, на солидную книгу. Перелистывая старые подшивки, часто ловлю себя на мысли, что с кем-то из них хотелось бы встретиться снова — узнать, что изменилось в жизни, убедиться, что таким же положительным мой давнишний герой остается до сих пор.

Недавний звонок в редакцию этим мыслям дал возможность материализоваться. Бывший заместитель главного врача по детству и родовспоможению Янина Казимировна Маковецкая, сообщив, что 55-летие отметила мама первой рожденной в Волковыске тройни, предложила мне снова написать об этой семье. Как раз к Ковальчукам из Красного Груда, фоторепортаж об одном дне из жизни которых появился в нашей газете 9 июля 1988 года, я давно мечтала попасть еще раз.

Анна Иосифовна, как ни странно, тот визит журналистов 27-летней давности тоже помнит. Возможно, поэтому и не отказала в новой встрече. Адрес у Ковальчуков в Красном Груде изменился, но их двухэтажный коттедж долго искать не пришлось, тем более что хозяйка встречать меня вышла на улицу. 28-летнюю худенькую Аннушку узнать в сегодняшней степенной Анне Иосифовне очень трудно. Как и тогда, в доме была тишина, но сейчас просто шуметь некому. Дети, а их у Анны с Иваном пятеро — две старшие дочки да тройняшки-сыновья, давно выросли и вылетели из родительского гнезда. У каждого свои семьи, в которых уже подрастают семеро внуков Ковальчуков-старших, так что голосами и смехом дом полон только на выходные. Сейчас, когда у каждого есть свой транспорт, даже ночевать в деревне не остаются, чтобы освободить маму от лишней работы. Они все ее очень берегут, особенно после операции на позвоночнике.

— Да, тогда было тяжеловато всем, — вспоминает Анна Иосифовна. — Правда, мои стали еще сплоченнее и дружнее, так что ни к чьей совести взывать не приходилось. Зять полностью взял на себя огород. Муж корову доил, а мальчишки, очередь установив, по хозяйству управлялись. Достаточно было только время напомнить, как тут же прекращались игры и начиналась работа.

Показав мне семейную фотогазету, которую невестка оформила к ее 55-летию — «Здесь вся наша история!» — Анна в эту самую историю своей семьи и углубилась. И начала с самого главного и удивительного момента — рождения своих мальчишек. О том, что третий ребенок, а мечтали они, имея двух дочушек, о сыночке, будет не один, никто даже не предполагал. УЗИ тогда не было, вот и не увидели еще двоих. Только акушерка Лидия Игнатовец обещала ей двойню. А тут на тебе! — трое. Во время родов их и подсчитали: Андрей родился первым, а похоженькие друг на друга Паша с Юрой, можно считать, вместе. Все «аккуратные», с нормальным весом. Правда, у одного дыхание сразу не открылось, так ему устроили экстрим под холодным краном — тогда только закричал.

Помогали с детьми все: и старшие дочки, и мама со свекровью, и отец. Все равно было непросто, ведь жили в доме без удобств, а за водой вообще приходилось ходить в соседский колодец. Правда, отцу совхоз тоже оформил отпуск по уходу за детьми — до их первого юбилея. А маме еще на полтора года отпуск продлили (по «официальному курсу» мамочки тогда воспитывали детей дома до 1,5 года), выплачивая пособие в 35 рублей на каждого. А потом уже и в сад их отдали — стало легче. Хотя, уверяет Анна, с детьми проблем у нее не было никогда. Воспитывали личным примером и добрым словом, в костел сыновья плюс ко всему ходили, учась мудрому и вечному еще и там.

Один только раз, признается Анна Иосифовна, подняла она на детей руку. Как-то приехала с работы, а они пропали, все трое. Объездила на велосипеде все окрестности — как в воду канули. Озеро осмотрела: если бы потонули, решила, шапки плавали бы, но на воде — ничего. И вдруг — идут. Грязные, чумазые. На свалке металлолома, оказывается, что-то разбирали. Вот тогда мама и схватила первое, что под руку попала, перетянула шлангом всех троих. Они от неожиданности и обиды сначала в плач кинулись, а потом хохотать стали, выясняя, кому сколько досталось. А через неделю все повторилось, но уже предварительно положенный на видное место ремень мальчишки спрятали, влетев в дом на минуту раньше мамы. Вспоминая то давнее и такое дорогое время, Анна то улыбается счастливо, то слезу вытирает. Выросли дети…

Ковальчуки всегда держали большое хозяйство — как в деревне без него? Но помощников было много, так что управлялись всегда без особого напряжения. Мало что изменилось и сейчас, пока есть силы, решили и корову не сводить, и поросят кормить, и птицу разводить. «Хочется ведь каждому в сумку гостинец положить, — объясняет Анна Иосифовна. — А приезжают мои не по одному — все вместе. Моих пятеро, невестки с зятьями — еще пять человек да внуков семеро. Веселей, чем в былые времена».

Больше всего маму радует именно то обстоятельство, что ее дети и сегодня все вместе и в радости, и в горе. Родителям помогают сообща, просто на шашлыки на природу едут все вместе, в аквапарке по одному не бывают, День Победы решили в Бресте встретить — никого не забыли. Когда у Паши неизлечимо заболела маленькая дочка, беда сплотила их еще сильнее. А уж радость если — то всегда одна большая на всех. Все пятеро удачно нашли свои вторые «половинки». «Удачно» в мамином понятии — это не богатство, а любовь и уважение, то, что дети друг друга ценят. Кстати, и невестки, и зятья и Анну, и Ивана называют мамой-папой — так решили сами. А Юрина жена задолго до свадьбы, еще когда он в армии служил, будущую свекровь мамой звала, прибегая к ней в гости. Когда замуж вышла Алена, братья, услышав из уст жениха «мама», обращенное к их матери, взревновали было, а потом успокоились — мамы-то от этого меньше не стало!

Воспитанные в почитании труда и умении трудиться, все из семьи Ковальчуков работают. Старшая Лена, идя по стопам мамы, закончила сельхозинститут, сейчас она — главный бухгалтер в РСКУП «Волковысское». Бухгалтером работает и Марина. Павел с Андреем — электромонтеры, а Юра, как и папа, — тракторист. В каждой семье свой транспорт, и у всех есть права, в том числе и у мамы. Правда, работать по полученной в сельхозакадемии специальности ей, можно сказать, так и не пришлось. Разве что в райпотребсоюзе экономистом какое-то время работала, а на пенсию (как многодетная мама оформила ее в 50 лет) уходила из совхоза, где диспетчером была.

Анна Иосифовна, страница за страницей перелистывая свою жизнь, подводит итог: «Я счастлива. Поверни все назад, ничего бы менять не стала. Любви моей и сердца материнского по-прежнему на всех хватает, и меня дети любят и ценят. Разве не счастье это? Еще какое!»

Союзники или соперники?

Сегодня вечером, возвращаясь домой от родителей, мы с мужем завели разговор о роли бабушек и дедушек в жизни нашей Машеньки. И я на минуту задумалась: кто они, идеальные бабушка и дедушка XXI века? Те самые, которые приезжают по выходным, привозят самые вкусные в мире домашние пирожки и не спускают с рук драгоценных внуков? Или те, которые просыпаются и засыпают вместе с ребенком, пока родители с утра до позднего вечера зарабатывают на жизнь? А может быть, они живут далеко, и ты с нетерпением ждешь отпуска, чтобы поехать к ним в гости? Уверена, у каждой семьи есть свой идеал бабушки и дедушки. И мои рассуждения — лишь информация к размышлению мамам и папам.

Игра в одни ворота

На собственном опыте знаю: то, как ведут себя бабушки и дедушки с внуками, полностью зависит от нас, родителей. Одна моя знакомая часто жаловалась на свою свекровь: «она опять накормила Сереженьку бутербродами с колбасой», «бабушка снова купила ему игру-стрелялку», «представляешь, она пожалела Сереженьку из-за того, что мы с мужем отругали его за драку с мальчиком». Но она все это терпела, объясняя тем, что «ей бесполезно что-либо говорить». И пока бабушка разрешает внуку делать все то, что запрещают ему родители, а родители не могут договориться с бабушкой о совместном воспитании ребенка, Сереженька растет эгоистичным и меркантильным мальчиком, который чуть что не так — сразу прячется за бабушкиной юбкой.

Напротив, другая моя подруга, после того, как узнала, что ее бабушка в очередной раз угостила годовалую правнучку зефиром, запретила ей оставаться с ребенком наедине. Когда я спросила Иру, не слишком ли жестоко она поступила с бабушкой, подруга ответила, что до этого несколько раз пыталась убедить не давать сладкого ребенку, но «все оказалось бесполезным». Насколько знаю, бабушка до сих пор видится с правнучкой только в присутствии родителей, зато у девочки прекратился диатез.

Воспитываем бабушку и дедушку

Еще до рождения дочки мы с мужем договорились, что будем воспитывать ее самостоятельно, без помощи старшего поколения. Мы осознавали, насколько тяжело будет нам не поддаться соблазну и не взвалить на плечи родителей приятный груз в виде лапочки-внучки, но понимали: за то, какой вырастет наша дочь, ответственность будем нести мы, ее мама и папа, а не воспитавшие ее бабушка и дедушка. Так или иначе, мы решили обращаться за помощью в самых крайних случаях, например, когда нам необходимо отлучиться из дома.

Говорят, что бабушки и дедушки любят внуков больше, чем своих детей. Утверждать это не могу, потому что до своих внуков мне еще далеко, но догадываюсь, что это правда, когда вижу, как одни бабушка и дедушка нянькаются и сюсюкаются с нашей дочерью, другие — одаривают ее в каждый свой приезд новыми игрушками и музыкальными книжками. Маша просит дедушку взять ее на руки — дедушка тут же просьбу выполняет, потому что «внученька устала». Она просит хлеба или сушку — бабушка всегда во всеоружии и уже несет ей ломоть хлеба и пакет сушек, потому что «Машенька не наелась маминым обедом». Маруся взяла с полки магазина куколку, бабушка с дедушкой тут же оплачивают новую покупку, потому что «внученьке так понравилась именно эта лялечка»…

Но мы, родители, знаем, что на руки Маруся просится не потому, что устала, а потому что так удобнее сначала разглядеть, а затем и добраться до фарфоровых фигурок на полке; и хлеб она просит не из-за чувства голода, а потому что мучное — ее любимая еда, замечу, далеко не полезная; и новая игрушка неделями будет лежать в корзине с остальными, потому что дети склонны браться и хвататься за все новое, и наше чадо — не исключение! Я опасаюсь, что если это не прекратить, то рано или поздно бабушки и дедушки станут для Маруси «выгодными», а ее отношение к ним — потребительским. Поэтому, как только мы с мужем замечаем, что своим поведением кто-то из бабушек или дедушек провоцирует нашу дочь на капризы, скандалы и непослушание, мы всячески пресекаем их дальнейшие попытки задобрить ребенка очередными собачкой и мишкой, печенькой или булочкой. Мы не просто говорим своим родителям, что можно, а чего нельзя допускать в воспитании нашей дочери, но и объясняем, почему. К сожалению, не всегда такие разговоры проходят без обид со стороны старших: они снова и снова подчеркивают, что опытнее и знают, что лучше для их внучки. И каждый раз мы разубеждаем их в этом, давая понять, какая роль отведена им в воспитании нашей дочери. И быть может, для кого-то звучит несколько грубо то, что мы иногда обижаем своих родителей, запрещая им баловать нашу дочку и принимать за нас решения о ее воспитании, зато Маруся растет неизбалованным ребенком.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 3304 раз Печать