Таких, как она — единицы. Рассказываем о руководителе первичной ветеранской организации бывших работников ОАО «Красносельскстройматериалы» Елене Блажиевской - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 07 Августа 2021 15:19

Таких, как она — единицы. Рассказываем о руководителе первичной ветеранской организации бывших работников ОАО «Красносельскстройматериалы» Елене Блажиевской

В Красносельском ее знают все. Человек с большой буквы: добрая и заботливая, внимательная и благожелательная, честная и справедливая. Потребность творить добро — помогать людям, дарить им радость — у нее ровно такая же, как дышать. Пережитые невзгоды и испытания не сделали ее злобной и замкнутой, а, наоборот, воспитали мудрость и терпимость, раскрыли недюжинный творческий потенциал.

Время не лечит

Елена Казимировна Блажиевская — дитя войны. Родившаяся в 1943 году, она, конечно, не может помнить ужасов того лихолетья. Тем не менее, война прошла по ее жизни, пропахав глубокую борозду в ее судьбе, оставив зарубки в душе, сердце и памяти.

Вероятно, немногие наши читатели знают, что есть еще одна деревня с названием Шауличи, которая расположена всего в нескольких километрах от Шауличей, стертых фашистами с лица земли и превратившихся в мемориальный комплекс. Героиня моей статьи родилась в тех других, живых, Шауличах, расположенных в Зельвенском районе.

Девочка росла умной, послушной, любознательной. Когда слышала от близких и односельчан слово «война», то неизменно просила рассказать о ней. Они рассказывали. Много, подробно, страшно. Ибо не было в округе семьи, которую миновало горе, с войной связанное. Она слушала. Представляла, сожалела, плакала. Но полное осознание трагедии пришло тогда, когда мама, взяв ее за руку, повела в уничтоженную вместе с людьми тезку ее родной деревни:

— Впервые я увидела мертвые Шауличи 7 июля 1951 года, через восемь лет после трагедии. Тогда там все выглядело иначе — росла высокая трава, и только проволокой были отгорожены два места, две большие могилы, в которых лежали тела расстрелянных людей. В одной — мужские, в другой — женские. У детей отдельной могилы не было. По рассказам свидетелей, изверги стреляли в них по всему периметру, везде, где заметят. Малыши-то не понимали до конца, что происходит: они плакали, вырывались из рук, пытались куда-то бежать. В них стреляли. А потом, кого-то мертвым, кого-то недобитым, бросали в яму, в холодные объятия матерей. И засыпали землей, — на глазах пожилой женщины слезы. Да их и не может не быть. Беда эта из разряда тех, которую время не лечит. Бессильно здесь время.

В то первое посещение Шауличей познание такого невообразимого горя страшной болью легло на сердце восьмилетнего ребенка. И всегда было с ней. С ней и теперь:

— Меня настолько сильно впечатлила трагедия Шауличей, что я стала бывать там постоянно. Сначала с мамой приходила, потом с сестрой. Потом с мужем, с дочерьми, с друзьями, с коллегами…. С каждым новым посещением я все больше желала, чтобы это место стало известно всем. Чтобы весь мир узнал о трагедии деревни. Узнал подробно, с известными немногим деталями. Такими, о которых я рассказываю, проводя здесь экскурсии. Такими, о которых рассказывает наша районная газета…

Самое главное

Лена очень любила учиться. Не потому, что ей все легко давалось, а потому, что процесс постижения нового приносил мало с чем сравнимое удовольствие. Причем определенного предпочтения какого-либо предмета изначально у девочки не было. Разве что стихи читать любила, да и прозу тоже. Замечала иногда, что мыслить начинает рифмами. Отмечала желание донести до других то, что считала важным, нужным, интересным. И мечтала стать учителем. Впрочем, не просто мечтала — шла к этому. Была уверена, что со своими отличными отметками поступит в любое учебное заведение. Вероятно, так бы и случилось. Но…

— Когда я оканчивала седьмой класс, умерла мама. Папа один поднимал пятерых детей. Он не мог позволить себе такую роскошь, как учить нас дальше. Тем более, в деревне была только семилетка. Я расстраивалась, плакала, страдала, так как желание продолжить учебу было основной и, пожалуй, единственной на то время мечтой. Однажды из Свислочи приехал брат отца, в семье которого не было детей. Он забрал меня к себе. Там я окончила школу, а потом — педучилище. Поехала в Островец по распределению. Преподавала биологию. Помню, был у нас в школе свой огород, уход за которым входил в курс моего предмета. Мы с детьми вырастили там арбуз весом 18 килограммов. И победили на престижном садоводческом конкурсе. Работая в Островце, поступила в университет на филологический факультет, так как уже была убеждена, что хотела бы преподавать языки и литературу.

В то время у девушки был роман с хорошим парнем Иваном Белобоким, вскоре ставшим ее мужем. После свадьбы она переехала в родную деревню супруга под названием Звездная. Устроилась работать учителем в Моисеевичскую школу. Много времени отдавала общественной деятельности, которая была ей близка и желанна. Семейная жизнь радовала, муж был добрым, любящим, заботливым, понимающим. Рождение первенца Виктора стало вершиной счастья. Которое, увы, длилось недолго:

— Сыночек рос, и росла у него температура. Никто не знал, от чего, какая такая болезнь поселилась в его маленьком тельце. Где мы только ни лежали. В областных детских центрах, в республиканских! Какие только врачебные консилиумы ни проводились! И не могли понять причину болезни Витеньки. Так и ушел мой сынок к Богу. Четыре дня не дожил до первого своего земного дня рождения.

После потери ребенка Елена Казимировна еще больше потянулась к людям, с головой окунулась в проблемы других, помогая и словом и делом.

Белое и черное

Однажды муж Елены, который работал в Волковысских электросетях, сообщил, что ему предложили работу в нынешнем ОАО «Красносельскстройматериалы». Это было время расцвета предприятия. Реконструкция и расширение производства шли полным ходом. Рядом с первой технологической линией были построены вращающиеся 4-я и 5-я печи, цех помола цемента, дробильне отделение, клинкерный склад. После ввода этих новостроек выпуск цемента достиг почти 630 тысяч тонн в год. В середине 60-х годов с целью улучшения экологической обстановки в зоне завода началось строительство пылеулавливающих установок, оборудование электрофильтрами на вращающихся печей. Не забывало руководство и о социальном развитии: были построены магазины, жилые дома, детский сад и другие объекты.

— Кроме того, зарплата была очень достойной. Тогда у нас дочь появилась, а там лучший в районе (если не в области) детский сад. В скором времени обещали квартиру. Конечно, мы согласились. Считаю, что тот день определил мою дальнейшую жизнь.

Вторая дочь, Алена, родилась уже в Красносельском, в добротной квартире, полученной от завода. Так как работы в школе для Елены Казимировны не нашлось, она устроилась воспитателем в детский сад, тот самый, первый заводской, один из лучших:

— Там все было хорошо — просторные светлые помещения, специальная дорогая детская мебель, разнообразные игрушки, отличное питание… Я была так счастлива, что, кажется, на крыльях летала. Всю себя отдавала детям. А когда выпадала свободная минута, проводила мероприятия, организовывала походы, выставки, концерты, писала сценарии, пела в хоре. Общественная деятельность, как и раньше, приносила мне огромное удовольствие. Я старалась все успевать, все делать красиво и качественно. Хотелось, чтобы наш садик был не просто лучшим, а уникальным в позитивном смысле этого слова.

Естественно, ее замечали и отмечали. Выдвигали в разнообразные советы и комитеты, поручали ответственные дела. Елена Казимировна одну грамоту получила, вторую, третью… Одной денежной премией была награждена, второй, третьей… На одном профсоюзном собрании отмечена, на втором, на третьем… И так далее.

— Безграничным было счастье. Полным. Даже боль от смерти Витеньки начала несколько притупляться. А потом снова удар — известие о том, что у меня онкология. Больше года больницы. Неустанные молитвы к Богу с просьбой продлить жизнь хотя бы на пять лет, чтобы подрастить дочерей. Нежелание умирать в 34 года… И снова, после неимоверных страданий, наступило выздоровление. А вместе с ним полная, безоговорочная, бессомненная вера в Бога.

Да, Елена Казимировна — глубоко верующий человек. Посещение храмов, общение со священнослужителями, молитва всегда помогали ей в трудные минуты жизни. А сейчас — не только ей, а и многим немолодым людям, для которых Елена Казимировна стала близким и родным человеком. Ведь вера для пожилых людей — очень важный аспект жизни. Впрочем, как и многое другое.

Жизнь прекрасна

Под надежным крылом первичной ветеранской организации бывших работников ОАО «Красносельскстройматериалы», находится 1 300 человек. Это самая многочисленная ветеранская организация района. А возглавляет ее, как вы уже догадались, Елена Казимировна Блажиевская. Работа, которую проводит она совместно со своими товарищами, впечатляет. Хотя сама пожилая женщина рассказывает о ней довольно скромно:

— В совете ветеранов я состою уже 18 лет. Поначалу руководила культурно-массовой комиссией, семь лет была заместителем председателя, а три года назад возглавила организацию. Три десятилетия работы в подведомственном детском саду предприятия, которые позволили знать о жизни заводчан не понаслышке, сейчас очень даже пригодились. Хотя, признаюсь честно, дела наши не были бы так хороши, если бы не мой заместитель — Галина Сергеевна Скопина. А еще наш совет, который объединяет 15 человек, за каждым из которых закреплено более семи десятков ветеранов. Мы регулярно посещаем одиноких и одиноко проживающих, выясняем, кому и какого рода нужна помощь, обращаемся в социальные службы. Недавно чествовали наших долгожителей: на предприятии ни много ни мало, а 27 пенсионеров старше 90 лет. Из 69 участников Великой Отечественной войны, в свое время работавших на предприятии, 76-ю годовщину Победы в этом году, к сожалению, встретил лишь Владимир Иосифович Клинчук. Раз в неделю (если срочные дела, то и чаще) собираемся с коллегами в помещении, специально выделенном для нас руководством, обсуждаем насущные вопросы. Готовим тематические концерты и выставки. У нас замечательный ветеранский хор «Надзея», с которым мы выигрываем на фестивалях такие призы, как поездки в разные замечательные места родной страны. Экскурсии у нас частые. Автобус предоставляется предприятием бесплатно, в пути нас сопровождает медицинский работник. Руководство и работники ОАО «Красносельскстройматериалы» относятся к нам с уважением: чествуют по праздникам, отзываются на каждую просьбу о помощи. А мы, в свою очередь, поддерживаем профсоюз родного предприятия во всех его начинаниях…

Теплые отношения у пенсионеров организации и с молодежью, с которой совместно проведено множество мероприятий.

— Молодежь, как губка, впи­тывает опыт старших мастериц в организации праздников, приготовлении домашних вкусностей, рукоделии и многом другом, а также учится любить свое Отечество, как любим мы. Это крайне важно, особенно сейчас, в не самые спокойные для страны времена, — уверена Елена Казимировна.

Мы беседуем с ней в просторной, светлой и уютной комнате, выделенной для своих пенсионеров руководством акционерного общества. Здесь много цветов. Здесь много периодических изданий, которые часто приходят читать члены организации. Порадовало, что наиболее читаемой из представленных многочисленных газет продолжает оставаться «Наш час». Здесь много поделок, изготовленных руками ветеранов: картины — из соломки, нарисованные и вышитые, деревья — зимние, весенние, летние и осенние, стенды с многочисленными фотографиями.

— Вот здесь мы принимаем участие в субботнике. А здесь — находимся в Гервятском костеле. Здесь сняты во время экскурсии в Брестскую крепость. А это кадры с мероприятия, посвященного старинным свадебным нарядам. Вот на этом снимке мы участвуем в спортивных соревнованиях, а на этом — отмечаем Пасху…

Стареть членам ветеранской организации ОАО «Красносельскстройматериалы» просто нет времени.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1103 раз Печать