Счастлив воистину тот, кто умеет. Рассказываем о переселенке из Средней Азии Галине Чернышевой и ее семье - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 12 Декабря 2021 13:11

Счастлив воистину тот, кто умеет. Рассказываем о переселенке из Средней Азии Галине Чернышевой и ее семье

Наверное, для каждого человека его дом — самое важное место на Земле. Но любовь Галины Николаевны к своему дому особенная, настолько это глубокое и сильное чувство. Может, потому, что однажды она свой дом потеряла. Прошло уже немало лет, а потеря болит до сих пор.

В который раз убеждаюсь: когда речь идет о людях, стандартных сюжетов не бывает. Планировался очерк о семье, переехавшей в Беларусь из другой бывшей советской республики, где им жилось трудно и плохо. Но Галина Чернышева о жизни в Средней Азии рассказывает с восторгом и благодарностью в адрес судьбы, забросившей девушку со Свислоччины на границу Казахстана и Киргизии. Надо признать, что судьбе она и сама активно помогала. В ее родном селе Новый Двор школа была большая. Только в Галином классе 40 учеников. Причем пятеро из них школу окончили с золотой медалью. Галина тоже хорошо училась, поэтому с легкостью поступила в Калининградский университет, на биологический факультет. В 1987 году получила диплом со специальностями «Биолог. Преподаватель биологии и химии». Работать направили в детский санаторий под Калининградом. Но через полгода здание санатория признали аварийным и закрыли. А в стране уже набирала ход перестройка. Предприятия закрывались, штаты сокращались и устроиться на работу, да еще без жилья и местной прописки, оказалось невозможно. Место Гале нашла сестра, жившая в Казахстане. Так в 22 года Галя Ботвич оказалась в казахском селе Георгиевка, в должности врача-лаборанта районной больницы.

— Казахстан. Честно скажу, в советское время это был рай на земле. Солнца много, фруктов море, люди добрейшие…

Молодая, образованная, полная энергии девушка быстро вошла в жизнь коллектива. К работе добавлялись общественные нагрузки — профсоюз, комсомол, множество различных мероприятий — она успевала повсюду. А через год с небольшим вышла замуж и переехала к мужу в село Ленинское. Можно сказать — за границу, потому что Ленинское располагалось на другом берегу реки Чу, разделявшей Казахстан и Кыргызстан. «Заграница», конечно, была чисто условная: от места работы Галю отделяло всего десять километров, а автобусы ходили через каждые 20 минут. Ее муж Николай Чернышев родился и вырос в Киргизии, как и его родители, по национальности украинцы. Их предки когда-то бежали сюда от голода, из Таврической губернии. Прижились и полюбили эту щедрую землю и ее дружелюбный гостеприимный народ.

В полной мере оценила эти достоинства и Галина. Николай работал в автомастерской и был автослесарем, как говорится, от Бога, благодаря чему пользовался всеобщим уважением. У них было много хороших знакомых и настоящие друзья.

— Я очень благодарна Средней Азии. Там есть чему поучиться. Мусульмане очень дружные, почитают родителей, ценят женскую скромность. Мне это нравится. Мама к нам часто приезжала погостить и всегда удивлялась, какие здесь замечательные люди.

chernysheva (2)

Вскоре родилась дочь Полина. После декрета Галина перешла на работу в областной роддом. Именно там, в Бишкеке, в «мамином» роддоме появился на свет сын Слава.

Когда Чернышевы начали строить дом, казалось, Киргизия навсегда станет для Галины второй родиной. Но пришли «лихие 90-е». Развал Советского Союза как цунами прошелся по всем советским республикам. Развалилось все. Автомастерская закрылась, работы не стало, попытки заработать где-то еще ничего не дали — у людей не было денег, чтобы платить работникам. Как и многие в то время, Николай Чернышев начал перегонять машины из Германии. Занятие-лотерея: на одной машине можно «подняться», а на другой столько потерять, что и за год не отработаешь. Неделями он пропадал в поездках, а жена дома не находила себе места от тревоги за него. Слава Богу, были друзья, старавшиеся ободрить, помочь. Особенно Мирказим, давний друг семьи, главврач стоматологической поликлиники. Он приносил деньги, она отказывалась брать, зная, что отдавать будет нечем. Тогда Мирказим говорил: «Ну, продай мне что-нибудь». И уходил с какой-то вовсе не нужной ему вещью, оставив на столе сумму, заметно превышающую ее стоимость.

Но друзей осталось не много. Одни уже уехали, кто домой, а кто решил попытать счастья в Германии. Резко поменялось отношение к «русским» казахов, для которых русскими были и украинец Николай, и белоруска Галина. Куда-то улетучился казавшийся неотъемлемым и абсолютно искренним дух интернациональной дружбы народов. Да и между собой местным нашлось что делить. Росла преступность, расцвел рэкет, людей убивали, жить становилось страшно.

Они тоже подумывали о переезде, но мать Николая наотрез отказывалась уезжать из родного дома. Последней каплей, сломившей ее упорство, стала повестка сыну из военкомата. Участвовать в разборках с талибами на афганской границе и отдавать жизнь даже не за страну, для которой ты уже стал второсортным гражданином, а за интересы соперничавших влиятельных кланов, было глупо. И они уехали.

— Мы реально бежали оттуда. Мы бросили свой новый дом, который строили там. Стала реально ощущаться ненависть к русским, кто-то нагнетал ее специально. Начали подбрасывать листовки на базар — не покупайте дома у русских, они и так нам их отдадут. Ну и отдали, считайте. Представьте, мы продали свой дом по цене «бусика». Целый дом и «бус» — по одинаковой цене. Когда вы позвонили, что придете, мне приснился наш дом. Столько было в него вложено! Даже соседи меня ругали — Галя, тебе еще рожать, а ты таскаешь эти блоки. Мне там Коля кухню построил шесть на шесть метров, потому что жарко, плюс 40 в тени летом, кухня должна быть просторная ради прохлады. А у него был шикарный гараж, который был необходим, учитывая его специальность. И мы все это просто бросили. Очень тяжело было свекрови уезжать. Если мы молодые, мы ехали ради детей, то она ехала доживать. Хотя здесь прожила еще восемь лет. Но очень много плакала...

— А у вас не было желания перебраться в какую-нибудь западноевропейскую страну?

— Зачем, если я белоруска? Я не хочу никакой Германии, хочу в Беларусь. Честно, когда я приезжала сюда в отпуск и когда улетала обратно в Среднюю Азию, я всегда в аэропорту плакала. Однажды мужчина, который рядом сидел, спросил — девушка, что же вы так плачете? А я объясняю: я с родины уезжаю, вы не представляете, как это тяжело. Я не увижу этот лес, эти поля, я буду видеть каждое утро горы. Хотя потом я скучала по горам, — Галина Николаевна улыбается, мол, что поделаешь с человеческой природой. — Я к маме приезжаю: мамочка, сделай камячки с молоком, мне больше ничего не надо. Мои такое не понимают. Им надо пюре с мясом, а мне камячок. Это тоже пюре, только приготовленное в печи, с молоком.

Около месяца они прожили у Галиной мамы в Новом Дворе. А потом купили старый дом в Волковыске и начали все сначала. Перестраивали, достраивали, ремонтировали, все переделывали по своему вкусу. Можно представить, как себя чувствовала в эпицентре этого строительного беспорядка Галина Николаевна, для которой уют в доме просто физически необходим.

— Я умею за землей ухаживать, и палисадник посажу, и овощи на грядках, но наибольший кайф получаю от того, что делаю дома. Уют в доме, красота, кухня — все-таки у меня превалируют. Самую большую радость я ощущаю от этого. Так было всегда, с детства. Даже когда я из Калининграда приезжала, первое что делала — порядок в доме наводила. Мама пожилая, она меня в 42 года родила, я последний ребенок. Она очень много работала и очень много земли было — то свеклу надо полоть, то картошку окучивать. А я считала, что когда приходишь после работы, в доме должно быть красиво. Чтобы ты отдохнул.

Наверное, тяга к красоте и способности к рукоделию передались ей от мамы, Нины Павловны Ботвич, имевшей звание народного мастера по ткачеству поясов. Так же, как и неподражаемое чувство юмора, легкий дух авантюризма, оптимизм и жизненная стойкость. Галина Николаевна показывает мне дом, оба этажа, и приятно видеть, как радует ее каждая деталь, как горда хозяйка получившимся результатом.

— Вот эта вешалка для одежды в прихожей на месте старой двери входной сделана. У Коли моего руки золотые. Вот это все-все мы делали сами. От стройки до отопления и канализации, я не знаю, чего у меня Коля не знает и не умеет.

Подросшие дети, конечно, помогали. А иначе никак, денег у переселенцев не было, первые обои вообще родственники дали. Но постепенно все налаживалось.

chernysheva (3)

Работала Галина Николаевна сначала в ЦКРОиР, с детьми-инвалидами. Через год устроилась в спецшколу. Талантливый человек действительно во всем талантлив. Учитель из нее получился хороший, любимый детьми и родителями. Коллектив был замечательный (как и все, о ком она рассказывала, отмечу в скобках, а вывод сделайте сами). Девять лет — для нее это много: когда привыкаешь настолько, что все превращается в рутину, душа требует обновления — новых впечатлений, познания нового и проверки себя в новом деле. Потом полгода в СШ № 7, а потом «Беллакт» объявил конкурс на должность бактериолога в лаборатории бактериологических исследований предприятия. «Кастинг» Чернышева прошла успешно и до сих пор работает в лаборатории «Беллакта». Так же, как и на всех предыдущих работах, активно участвует в общественной жизни, потому что полна творческих идей и умеет их реализовать. Из нее и актриса получилась бы прекрасная — так выразительно она умеет рассказывать, так живо отражаются на лице эмоции, настолько легки и точны движения.

Нашли свою дорогу в жизни дети. Слава тоже работает на «Беллакте». Полина окончила БНТУ и сейчас живет в Минске, она ведущий инженер «Славкалия». От родителей они унаследовали приоритеты, среди которых самые ценные — это тяга к знаниям, культура, интерес к людям, талант общения, доброта. Галина Николаевна, например, не только помнит всех, с кем сводила жизнь, но и не теряет с ними связи. Когда Полина подросла, то побывала на своей родине, и старый друг Мирказим накрыл в ее честь великолепный достархан. А маме дочь сделала ответный подарок — билеты на самолет в Калининград и обратно. И Галина Николаевна побывала в своем университете и в «общаге», а главное — нашла номер телефона и позвонила своей преподавательнице микробиологии. Просто, чтобы сказать «спасибо». В ответ услышала: «Так меня еще никто не благодарил».

Рассказывая о себе, Галина Николаевна на самом деле почти не говорила о себе — в основном, о людях, которых на всю жизнь запечатлели ее сердце и память. Односельчане и одноклассники, учителя и коллеги, друзья и соседи, родные, само собой. И все они, конечно же, прекрасные и замечательные люди.

chernysheva (4)

— Родственники, друзья сами говорят, что приезжают сюда зарядиться нашим позитивом. Да, многие говорят, что мы тут как будто застряли в советском времени. Может, и застряли, но ведь все в жизни меняется. Пройдет наше время, уже наши дети смотрят на жизнь по-другому. Но пока мы живы, мы заслужили право жить так, как мы привыкли.

Мы просидели в этой светлой и уютной кухне несколько часов. Успел испечься пирог, сварился вкусный кофе — все как будто само собой сделалось, пока хозяйка рассказывала историю своей семьи. Их у мамы было четверо: три сестры и брат Анатолий, который, к сожалению, умер в 53 года. Но для сестер он жив, он с ними по-прежнему. Когда Галине тяжело, она перечитывает его стихи.

Счастлив воистину тот, кто умеет

Счастье найти даже в том, что имеет.

Но умеющих это не много,

Видно, немногим дано это Богом.

Сами себе создаем мы проблемы

И аксиомы возводим в дилеммы.

Календари мы листаем как книги,

Дни превращаем в короткие миги.

Счастлив воистину тот, кто умеет

Счастье найти даже в том, что имеет,

Тут возразить мне никто не посмеет.

Ну, а поскольку уметь и учиться —

Мы большей частью невежды, тупицы,

То и счастливых у нас единицы.

И становится понятно, откуда в ней столько позитива и доброжелательности по отношению к окружающему миру. Галина Чернышева умеет учиться и она научилась быть счастливой. Спускается со второго этажа в кухню жена Славы Катя с маленьким Артемкой на руках. Я так люблю свою невестку, говорит Галина Николаевна, я в ней себя узнаю.

Вот и еще один секрет счастья — любите и вам ответят любовью. А в самой Галине Николаевне так легко узнается непоседливая и бесстрашная новодворская девчонка, сумевшая найти свое счастье вопреки всему. В деревне, как и у всех, у детей Ботвичей была своя «мянушка» — Боговы дети. В точку попали односельчане.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 685 раз Печать