Не боги горшки обжигают. В рамках проекта «Мы созидаем мир» знакомимся с гончаром Алексеем Ромаусовым - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Среда, 17 Мая 2023 13:54

Не боги горшки обжигают. В рамках проекта «Мы созидаем мир» знакомимся с гончаром Алексеем Ромаусовым

Согласно Библии, Бог создал первого человека из глины, а затем вдохнул в него жизнь. Книга бытия гласит: человек рождается из пыли (праха) и становится прахом, когда умирает. Слово «прах» с древнееврейского переводится как «глина» или «земля».

Руки создают вечность

Алексей Ромаусов превратил в кувшины, горшки, заварочные чайники, чашки, вазы, статуэтки, свистульки, колокольчики и прочие керамические изделия не одну сотню тонн глины. Те, кто видел вещи, сделанные руками Алексея, говорят, что это произведения искусства. Сам же мастер, вероятно, в силу природной скромности, их таковыми не считает. Вернее, к настоящему искусству он может отнести немногие свои работы. Говорит, что большинство из них — это обычные предметы, которыми удобно пользоваться в быту. Но есть, конечно, и такие вещицы, которые сложно не отнести к творческим работам, среди которых попадаются и предметы искусства.

То, что его призвание — гончарное дело, Алексей понял не сразу. Лепить любил, как и все мальчишки. Из пластилина — солдатиков. Из песка — заборчики. Но мечтал стать ветеринарным врачом, так как очень любил животных, не мог видеть, как они страдают от болезней. Детство Алексея не было обычным. И безоблачным не было. Он родился в Калининграде, но прожил там недолго. По семейным обстоятельствам, из-за болезни родителей, в три года мальчика забрала бабушка в Беларусь. Так он стал нашим земляком. Говорит, останься он в городе, в котором родился, то, вероятно, не стал бы гончарных дел мастером.

055 (2)

 

Первый раз попробовал себя в роли гончара в десятом классе. В деревне, куда он приехал на летние каникулы, была гончарная мастерская, где взрослые парни делали всякие красивые предметы из глины. Они разрешили Алексею поработать вместе с ними, поощряя его желание творить.

— Я там увидел, как бесформенный кусок глины превращается в горшок или даже в изящную фигурку. Процесс этого превращения напоминал волшебство. Я загорелся желанием узнать, почему так происходит. Я захотел стать гончаром, — рассказал Алексей о начале своего пути в чарующий мир глиняных превращений. Ему все было интересно в этом деле. В частности, производя первые нехитрые вещи из глины, он думал о том, как сделать процесс изготовления керамических изделий и их последующее использование отвечающими стандартам высокого качества. Чтобы они были не только красивыми, но и прочными, не размокали и не рассыхались, выдерживали высокие и низкие температуры… Сейчас он это знает досконально. В том числе, благодаря Мирскому художественному училищу, где Алексей постиг теорию создания керамики. А потом был опыт, который, по мнению молодого гончара, в этом ремесле решающий.

055 (2)

Алексей рассказывает, что гончарное дело за много веков претерпело не слишком много изменений. Конечно, появились новые технологии, но основным орудием работы гончара, как и в давние времена, сегодня остается гончарный круг. От себя добавлю — и умелые руки. Мастер демонстрирует этот самый гончарный круг. Он берет небольшой кусочек сырой глины, кладет его в центр верхнего диска гончарного круга и запускает его. Когда круг вращается, Алексей придает крутящемуся кусочку глины нужную форму. Умелые руки мастера не останавливаются ни на секунду, они будто ласкают глину со всех сторон. И, кажется, закрой Алексей глаза, ничего бы не изменилось. Минута — и он держит в руках симпатичную крышечку для горшка. Показал и отложил ее в сторону для дальнейших манипуляций. А волшебство продолжается. Еще минута — и гончар слепил маленькую вазочку, с красивым узором. Впрочем, он называет процесс создания изделия на гончарном круге словом «кручу».

Интересуюсь, что больше всего привлекает его в работе с глиной. Говорит, глина — это особый материал для работы. Она отличается мягкостью и податливостью. Она благотворно влияет на нервную систему, успокаивает. Она наполняет чувством важности, нужности. Чувством вечности — ведь керамические изделия непременно переживут не одно поколение человечества. Так было. Так будет. Получается, гончар создает вечность. Для каждого человека — разную, по его запросам и интересам. Изделия умелого мастера займут достойное место в доме, в музее, на улице, придавая невероятное величие, теплоту, уют. Для нас, для наших детей, внуков, правнуков. Потому и приходят на помощь мастеру все известные стихии. Земля смешивается с водой для придания формы изделию, воздух и огонь высушивают, обжигают, придают цвет.

Алексей продолжает «крутить». Впечатление, что создать керамическое изделие легко, конечно же, оказалось обманчивым. На самом деле, хороший гончар знает не одну сотню секретов своего дела. Хороший. Такой, как наш Алексей Ромаусов. Слушая молодого мастера, я диву давалась, как можно все это держать в голове. Правильный подбор глины. Правильная форма изделия. Правильный обжиг. И многое-многое другое.

055 (2)

Искусство в глине

Вероятно, эту историю наши читатели воспримут неоднозначно. Но она напрямую связана с нашим талантливым гончаром Алексеем Ромаусовым. С его умением творить. С его талантом созидать. Благодаря этой истории он уже приобрел и, скорее всего, приобретет в будущем мировую известность.

Алексей, будучи в отпуске по основному месту работы, ездил в гончарные мастерские России, чтобы поработать вместе с коллегами из других стран, узнать что-то новое о своей профессии, а заодно и несколько улучшить материальное положение своей семьи. К слову, с женой Юлей Алексей познакомился во время создания керамических изделий — он «крутил», она украшала. Сейчас в семье подрастают две очаровательные дочери Ева и Кира. Папа души не чает в своих девчонках. Он согласен с Реттом Батлером из «Унесенных ветром», который сказал: «Кому они нужны, эти мальчики, от них одни хлопоты — разве я не доказательство?». Но мечтает о том, что дочки в будущем подарят ему внуков-мальчишек. Которых он будет любить всем сердцем и передаст им все секреты своего мастерства. Впрочем, это лирическое отступление.

А дело было так. Однажды в гончарную мастерскую в городе Сергиев Посад, где проводил отпуск наш Алексей, явился современный московский художник, скульптор и поэт Сергей Катран, известный в определенных кругах своими экспериментальными авторскими проектами. На этот раз в его новом проекте огромная роль отводилась гончарному делу.

— Он зашел к нам, показал листы с многочисленными изображениями  симметричных фигур. Он сказал, что это слово «искусство», которое он хочет сделать из глины на 126 языках мира (существующих и умерших). Чтобы получить форму, произнесенное слово записывалось на электронный носитель. Именно эту открытую в звуковом редакторе графическую форму осциллограммы звука нужно было при помощи рук гончара перевести в трехмерный объект вращения. Он спросил, кто из нас возьмется за эту работу. Пятеро моих коллег, присутствующих при этом разговоре, отказались. А я согласился. Было интересно, что получится из этой затеи. Да и оплата радовала, — вспомнил Алексей начало проекта, который продолжается до сих пор.

Это было в 2015 году. За неполные 10 лет умелые руки гончара «написали» заданное слово на более чем 120 языках: английском, французском, немецком, болгарском, гавайском, фламандском, маори, креольском и др. Выставки под различными названиями, где было вывешено слово, созданное нашим земляком, состоялись в нескольких городах мира. В Санкт-Петербурге, например, она называлась «Пока не исчезнет слово».

Как удавалось Алексею вылить звуковое воплощение слова в керамике? Легко. На то он и мастер. Тем более, что для этого был куплен специальный гончарный круг. Да и в остальных, нужных для работы предметах, отказа не было. Видите это так называемое слово на фото? Красивое? Кому как. Алексей говорит, что размер слова в зависимости от языка колеблется от 50 до 150 сантиметров. Сама по себе работа довольно сложная. Особенно, если слово длинное. Но он справился. Вероятнее всего, подобные работы будут еще. Деловое сотрудничество с Капраном у нашего гончара задалось. А идей у первого, судя по его творческой натуре, великое множество.

055 (2)

К моему большому сожалению, имя Алексея не указано на воплощенных в глине словах:

— Автор идеи не согласен был ею со мной делиться, — улыбается Алексей. Да я и не тщеславен. Тем более, что факт исполнения мною гончарных работ в проекте на любой выставке указан в титрах. И говорить мне об этом не запрещено. А вот создавать копии для кого-то другого я права не имею.

Кстати, один русский, проживающий во Франции, купил сразу несколько слов, на разных языках. Развесил их в своем поместье, любуется. Перед гостями хвастается. И не только скульптурами, но и тем фактом, что сделаны они его земляком. Ну, или почти земляком.

— Я хороший гончар. Заметьте, не лучший, не отличный, не замечательный, а хороший. Потому что видел мастеров хуже себя, видел лучше. Я ремесленник, я делаю то, что заказывают другие. Создаю свои работы с любовью, хочу, чтобы они радовали тех, кто их приобретет. Надеюсь, так и происходит.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 813 раз Печать