У Андрея Сильваста, милиционера Волковысского отдела Департамента охраны, есть очень интересное хобби — коллекционирование моделей автомобилей и военной техники - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Пятница, 30 Августа 2024 12:22

У Андрея Сильваста, милиционера Волковысского отдела Департамента охраны, есть очень интересное хобби — коллекционирование моделей автомобилей и военной техники

Выставка его коллекции откроется в начале учебного года в народном музее «История Волковыщины» средней школы № 7. Но мне посчастливилось ознакомиться с ней раньше. Глаза разбегаются от такого изобилия интереснейших экспонатов. Большинство мальчишек здесь точно задержится надолго. Подумать только — около 800 экспонатов! Кто из ребят не мечтал о таких модельках, хрупких, но очень красивых самолетах?! А за каждой моделью настоящая история создания советского автопрома, бронетехники или боевой машины авиации. Сам Андрей о каждой модели может рассказать много и увлекательно.

— Коллекционеры не любители выставляться, потому что вещи очень хрупкие, много деталей различных, легко потерять, — говорит Андрей. — Цель этой выставки — рассказать детям в честь знаменательных дат — 80-летия освобождения Беларуси и 85-летия Победы в Великой Отечественной войне — об истории того времени. Чтобы они могли посмотреть на военную технику тех времен.

А вообще здесь представлена техника с времен Первой мировой войны и до самой современной. Есть модель СУ-57, китайские истребители пятого поколения Джей-20 (J-20), которые у них только на вооружение поступают. Есть F-16.

DSC_0098

По словам хранителя народного музея «История Волковыщины» Инны Пеньковской, такая выставка полезна детям, тем более, что многие увлекаются техникой, кто-то и сам коллекционирует, сборными моделями занимается.

— Я не ожидала, что будет так много экспонатов, мы думали: буквально пару столов в музее будет занято. Когда увидела, была поражена, конечно. Это такой энтузиазм, такие знания о военной технике.

На выставке часть моделей — сборные.

— Мое основное направление — это коллекционирование готовых моделей, которые раньше производились, и реставрация старых моделей, которые в продаже уже невозможно найти. После выпуска определенного количества производство серии, как правило, прекращалось. Допустим, По-2 лодочный (истребитель конструктора Поликарпова, 1928—1954 гг. производства). Его нигде не найти. Это сборная отреставрированная модель.

Это хобби появилось у Андрея где-то в начале 2010-х и началось с модели серии «Автолегенды СССР».

DSC_0012

— Первая модель, как я помню, которую увидел у нас в киосках, это ЗИС-101А зеленого цвета, — рассказывает Андрей и бережно берет со стола модельку, чтобы показать с разных сторон.

Некоторые модели появляются у коллекционера в результате обмена с другими любителями. Есть модели, которые отреставрированы коллекционером.

— Реставрация — сложный процесс, — рассказывает владелец эксклюзивных экспонатов. — Надо смыть краску первоначально, потом все грунтуется и затем, как машина, красится. Если надо, делается затемнение, декор наносится. Есть, например, здесь два танка Т-72 (двойки). Я специально для сравнения поставил: как выглядит до покраски и как должен выглядеть после. Стоят несколько неокрашенных моделей, чтобы показать, как они в «сыром» виде выглядят.

Андрей рассказал, что сотрудничал с российским издательством «Яуза» в Москве, которое выпускает книги о военной технике, например, про танки Т-34, Т-28. Возникла группа из 200 коллекционеров, собирающих модели военной техники, которая со временем выросла до пяти тысяч человек.

— Мы объединялись, с фирмой договаривались, предлагали, какую модель поставить на конвейер. Они делали эскизы, отправляли на фирму в Китай. Китайцы производили пробную партию: около 10—15 штук. Затем они привозили готовые модели сюда на рассмотрение. Мы, коллекционеры, смотрели параметры. Где-то что-то переделывалось. Отправлялось обратно в Китай. И тогда они уже целую партию полноценных моделей производили для специализированных журналов издательства. Допустим, «Танки мира» — их серия моделей на подставках, намного лучше, чем у других производителей. Видите разницу? Более 60 моделей, которые редко можно найти, издательство сделало для нас.

Как рассказал Андрей, в его коллекции модели из разных стран.

— Есть британская простая моделька Т-50 с металлическим корпусом. Ее редко кто выпускал. Т-44 тоже трудно найти. Много эксклюзивного. Того, чего уже нет в продаже, и никто не делает.

С годами такие модели ценятся все выше. Если говорить о моделях военной техники, то самой первой в коллекции появился танк из серии «Русские танки» Т-72.

— Простой «танчик», — рассказывает коллекционер. — Он стоил тогда всего пару рублей. И потом я стал искать в интернете, что вообще существует. Начал искать группу коллекционеров. Где можно приобрести модели. Тогда проще было найти готовые. В Беларусь поставлялись две модели в месяц. В основном, из металла, долговечные. Кто-то переделывает, делает другие камуфляжи, смывки, краски. Они хорошо поддаются переделке. Есть здесь модели разных производителей: китайские, немецкие, итальянские, чешские польские, российские, английские. Здесь весь мир собран. Есть белорусские сборные модели «Zebrano». Украинские масштабные модели. Китайцы советскую, российскую технику делают. Вот танк Т-80Б1 с металлическим корпусом, окрашенным кистью. Это модификация сегодня стоит на вооружении в Беларуси.

Как рассказал коллекционер, модели окрашены по-разному: заводским методом, аэрографом или же вручную.

DSC_0045

Много разных времен представлено на экспозиции. Илы, МиГ-21 Антонова, которые невозможно сейчас нигде найти, сами по себе эксклюзивные. Есть модели, произведенные в Японии. Представлен Т-24 — один из самых первых советских танков, которые производились серийно. Есть сборные модели различных лет выпуска, начиная с 60—70-х и до самых современных, которые сейчас производятся. А рядом в нескольких коробках лежат комплекты, которые еще на сборку пойдут. Например, с моделью танка Т-72Б1 издательства «Звезда». Это самая распространенная модификация танков в Беларуси, сказал собеседник.

— Сколько на сборку одного экземпляра тратите времени? — спрашиваю.

— По-разному. Если маленькая моделька, на сборку потребуется буквально тридцать минут. Но саму модель быстро не сделаешь, потому что нужно время на грунтовку, окраску, высыхание. Потом наносится декор. И под каждую модель нужно подобрать определенную краску.

DSC_0005

Представлена на выставке отреставрированная редкая модель из металла, самолет И-16 из редкой польской серии «За Сталина». Есть «Искандеры», которые на вооружении стоят в Беларуси. Есть Су-34. Есть большой вертолет, которому как экспонату 34 года. Ил-2 — самая первая модель, которую собрал Андрей.

Как расширяется коллекция

Если есть возможность купить недорого коллекционную модель, Андрей ее приобретает. Если не хватает чего-то в коллекции, начинает собирать.

— Допустим, как производилась в СССР серия самолетов Лавочкина? По порядку идут самолеты: ЛАГГ, ЛА-5, ЛА-5 ФН, ЛА-7. У меня ЛАГ появился первым, и я захотел полную серию моделей собрать. Находил комплекты. Часть клееные, часть крашеные, часть сборная. Невозможно найти фирму, чтобы полную серию производила. Скажем, самолет ЛАГГ с 1941 года начали выпускать, потом не единожды он модернизировался. Хочется одного конструктора серию собрать. То же самое по серии Яков, самолетов конструктора Яковлева. ЯК-1 ЯК-7, ЯК-9 и ЯК-3. Где-то появились металлические модели, потом сборные, где-то реставрированные. Получаю радость, когда удается целую серию собрать.

Так было и с американской палубной авиацией. Часть моделей раньше производилась в России. Сейчас моделям по 25—30 лет. Речь о Спитфайрах, которых только часть удалось собрать Андрею. А, например, производство Харрикейнов в процессе развития авиастроения переросло в производство Тайфунов, а затем Темпестов. Так можно проследить эволюцию техники одного производителя с 1930-х по 1945 год, как менялось производство, двигатель, конструкция.

Вот только если брать серию Спитфайров, у них целых 24 модификации. Полную серию не собрать, говорит коллекционер.

В процессе сборки, поиска модели Андрей читает исторический материал. Есть книги по определенной тематике, по Якам, ЛАГам, например. В Интернете не вся информация есть. Выдается только то, что конкретно в запросе, а требуется больше.

Среди экспонатов выделяется большой черный самолет. Это Black Widow («Черная вдова») — ночной перехватчик бомбардировщиков. Один из самых тяжелых истребителей в мире, специализированных для борьбы с бомбардировщиком.

Школьникам Андрей может рассказать как об экспонатах, так и об определенных исторических периодах, с ними связанных. На выставке есть справочники «Сто битв» с краткой историей различных событий, например, битвы за Британию, блокады Ленинграда, основных сражений Второй мировой войны.

У коллекционера в планах в ближайшее время модели пикирующих бомбардировщиков собрать. Интереснее всего, по его утверждению, сам процесс поиска недостающих моделей. Интересно обмениваться с другими коллекционерами-любителями. Появляются в жизни новые контакты, другие люди.

Немного из истории

— Смотрите, СУ-6, — показывает экспонат коллекционер. — Редкая модель. Мало кто знает, что этот самолет прямой конкурент штурмовика ИЛ-2, ИЛ-10. «Ильюшин» был запущен в серийное производство не на одном заводе. Это самый массовый военный самолет вообще в истории по количеству произведенных экземпляров. Есть экземпляры, которые на ходу и сейчас. Су-6 не пустили в серию, потому что боялись, что будет спад производства в случае вероятных отказов. Если говорить про ИЛ-2, то он сначала проектировался двухместным, но его сделали одноместным. Однако из-за этого во время войны немецкие летчики их часто сбивали, заходя сзади. Потом модернизировали самолет и в серию пошел уже двухместный. В самом завершении войны появилось ламинарное крыло. Такова эволюция одного и того же самолета. ИЛ-10 уже способен был против истребителей воевать, скорость совсем другая была, высокая, и маневренность.

— Может быть, мое увлечение авиацией пошло еще оттого, что в своем детстве каждый день я над головой видел СУ-24, летящих с базы в Росси. Они над нашим домом пролетали. Буду собирать модель с росскими, нашими, опознавательными знаками.

Коллекционирование для меня — это изучение истории, больше Советского Союза, советской техники и противостояния в годы Второй мировой войны, Великой Отечественной. Как развивался прогресс техники, которая участвовала в Великой Отечественной войне. Что у противника стояло на вооружении. По истории отличные отметки были в школе, в университете, в техникуме. С детства увлекаюсь.

— А как семья относится к такому хобби?

— Замечательно. Только у меня два пацана и если одному пять лет и он уже понимает, что модели очень редкие, ценные, то младший хочет поиграться.

Такое хобби расширяет знания об истории, позволяет видеть исторические события в разных плоскостях, воспитывает патриотизм, а также тренирует ум и любознательность. Несмотря на то, что начинается увлечение с маленькой модельки в детстве.

Фото автора.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1174 раз Печать