В актовом зале центральной районной больницы собрались заведующие отделениями и старшие медицинские сестры поликлиник, больниц и амбулаторий района, чтобы узнать, как правильно обращаться с пациентами, имеющими проблемы со зрением.
По словам председателя районной организации ОО «БелТИЗ» Ольги Харук и члена правления Елены Самардак, эта тема назрела давно. Они неоднократно сталкивались с ситуацией, когда члены организации не обращались к врачу по одной-единственной причине — не желая испытать возможный дискомфорт от некорректного обращения.
— Например, на прием к врачу дочь приводит незрячую мать. При разговоре врач, игнорируя свою пациентку, вопросы о ее самочувствии, о приеме лекарств и так далее задает сопровождающей. А та не в курсе, потому что живет отдельно, — рассказала Елена.
— Были случаи, когда «скорая» отказывалась брать без сопровождения незрячего или слабовидящего человека, — дополнила рассказ подруги Ольга.
Учитывая распространенность подобных ситуаций, объявление республиканской -акции, касающейся взаимоотношений между незрячими гражданами и медицинскими работниками, весьма кстати. Актовый зал был полон.
Открыла семинар районный врач-офтальмолог Татьяна Русиновская, рассказав во вступительном слове о цели семинара и представив коллегам Ольгу Харук и Елену Самардак.
— Республиканская акция «Медицинское обслуживание: взаимоотношения с незрячим человеком» проходит в эти дни во всех областях Беларуси. Значение ее для людей с ограниченными возможностями невозможно переоценить, — сказала в своем выступлении председатель общественной организации «БелТИЗ». — Когда человек теряет зрение, он сталкивается с общественными и социальными барьерами. В результате у него может возникнуть ненужный комплекс. Чтобы такого не случилось, важен особенно, но корректный подход к человеку с проблемным зрением. Везде важен. В том числе, в учреждениях здравоохранения, избежать обращений в которые практически невозможно.
Именно об этом особенном подходе узнали присутствующие на семинаре. Например, что окрашенные ступеньки, которые есть во всех медицинских учреждениях района — это не все. К элементам безбарьерной среды также относятся большие цифры на номерах кабинетов, хорошее освещение.
Но это актуально только для слабовидящих. Для полностью незрячих людей неоценим человеческий фактор. Взять, к примеру, сопровождение незрячего человека от регистратуры до двери нужного кабинета. Медицинский работник должен сделать это максимально корректно и безболезненно для человека с ограниченными возможностями. Затем убедиться, что в кабинете присутствует врач и поставить его в известность, что в очереди незрячий.
Также на семинаре-тренинге поднимались вопросы, как правильно помочь незрячему человеку подойти к стулу или к кушетке и сесть (лечь), как разговаривать с ним, чтобы было понятно, к кому именно обращаются. Говорилось о том, что перед проведением медицинских манипуляций или процедур необходимо рассказать незрячему человеку, что именно и каким образом с ним будет происходить. Что в его присутствии следует избегать привычки объясняться с помощью мимики и жестов. Были затронуты также другие проблемы. Многие нюансы обращения с инвалидами по зрению были продемонстрированы на практике. Присутствующим были розданы «Памятки для медицинских работников по правилам общения и сопровождения незрячих» с пожеланиями, чтобы они были на виду как у среднего, так и у младшего медицинского персонала.
Встреча прошла в конструктивном ключе и доброжелательной атмосфере.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.