От «звезды» до «знічкі» - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 16 Августа 2020 11:26

От «звезды» до «знічкі»

Автор

Увидев, как увлеченно в который раз я смотрю фильм Э. Рязанова «Гараж», сын не удержался от язвительного комментария: «Мама, что ты смотришь? Это же прошлый век…».

«Для меня любимые книги и фильмы — на все времена и вне моды» — ответила я. Киноманкой меня назвать нельзя. Скорее — ретро-кино-мамкой, предпочитающей кино давно минувших лет. Да, я люблю старые фильмы. Пересматриваю каждый раз, когда они идут по ТВ и мне позволяет время. Не знаю, в чем тут дело. То ли кино, действительно, замечательное. Хотя я в этом понимаю только на уровне субъективного восприятия. То ли родители меня «подсадили» со времен семейных просмотров. Ведь в квартире моего детства был один телевизор на всех, а не по одному — в каждой комнате и на кухне, как сегодня у многих. То ли это особенность моя: люблю перечитывать книги и пересматривать фильмы, которые подарили мне незабываемые впечатления, чтобы пережить их повторно.

Думаю, таких, как я, немало. Возьмем любимые нами дни календаря. Каждая праздничная программа ТВ связана для меня с определенным фильмом. Не представляю Нового года без «Иронии судьбы». Сколько себя помню, мы с мамой готовили и накрывали новогодний стол под романсы из этого фильма. Традицию я нарушила только в этом году. Не по своей вине, фильм не транслировался. Новый год без любимого фильма для меня, можно сказать, так и не наступил. «Ирония судьбы. Продолжение» особого восторга не вызвал ни у кого из моей семьи. Смотреть из года в год мы ее не будем, потому что первый фильм для каждого из нас — естественная законченная история, не нуждавшаяся в искусственном продолжении.

23 февраля мой отец, а вместе с ним и вся семья, неизменно смотрели «Экипаж». Тот самый — А. Митты. Мне до сих пор он интересен, хотя в наше время фильмы-катастрофы есть и покруче. С сыном в кинотеатре на премьерном показе один раз мы посмотрели современную версию. Хороший фильм. Бесподобный В. Машков. Харизматичный Д. Козловский. Но смотреть его ежегодно 23 февраля у меня желание не возникает. Поэтому и возвращаюсь к привычным с детства экранным героям-летчикам.

8 Марта мы с мамой непременно хохотали во время просмотра «Служебного романа». Того самого — Рязановского, с Фрейндлих и Мягковым в главных ролях. Женский день невозможно отпраздновать без музыки из этого фильма. Современная интерпретация с Зеленским и Ходченковой после первого просмотра была позабыта и позаброшена. Вроде, красиво-смешно-современно…а не то. Поэтому традиционно из года в год, «пережив служебный роман», переключаю на оскароносную Меньшовскую мелодраму на все времена — «Москва слезам не верит».

Какое 1 Мая без «Белых рос»? Вечером после традиционного трудового дня (праздник мира, труда, мая в деревне по-другому не праздновали) было естественно окунуться в Дударевскую драму деревенской жизни. Все в этом фильме было знакомое, свое, близкое, родное — гродненское. Незамысловатый сюжет, понятные диалоги, житейский юмор — белорусский фильм на все времена. Да, есть продолжение. Посмотрела ради интереса. Больше неинтересно. А старый фильм я знаю практически наизусть еще и потому, что несколько раз перечитывала «Вечер», по мотивам которого Дударев написал сценарий к фильму.

9 Мая по ТВ демонстрируется множество фильмов о войне — и давно снятых, и современных. Но символом праздничного Дня Победы для меня неизменно остается фильм «В бой идут одни старики». За полтора часа испытываю массу эмоций — от смеха до слез. Казалось бы, фильм о войне не может быть веселым и музыкальным. Может. Под «Смуглянку» переживаешь и страх перед войной, и боль потерь, и гордость за героев, и радость победы, и счастье мирной жизни.

Это я перечислила только «праздничное» кино. А сколько у меня «будничных» фильмов — не пересчитать. Да, все они из прошлого тысячелетия. Будь возможность жить в трехтысячных — и там бы смотрела это кино. Радует то, что мои дети отдают предпочтение советским мультфильмам, на которых я сама выросла. Как бы их ни интерпретировали в современном мире (мол, Волк из «Ну, погоди!» курит, Карлсон — не пойми какое порождение больного детского воображения, Винни-Пух и его друзья — вообще сомнительная компания для воспитания подрастающего поколения), — они замечательные, на все времена, для любых поколений.

Огорчает только превращение героев моего детства и юности в антигероев современной жизни. Я привыкла не отделять актера от образа героя, созданного им в кино или на сцене. Это, безусловно, неправильно. Нелегко осознавать, что актеры тоже люди, способные совершать ошибки. Еще сложнее оправдывать их проступки и даже преступления. Взять хотя бы обсуждаемую сегодня ситуацию с Михаилом Ефремовым. Сын знаменитого отца, талантливый актер оказался слаб перед человеческими пороками, доведшими его до преступной черты. Не суди да не судим будешь? Согласна. Но объяснять причины, защищать перед судом, вымаливать прощение у общественности, ссылаясь на заслуги перед кинематографом, талант от Бога и тонкость натуры, язык не поворачивается. Некрасиво и низко со стороны актера после свершившегося устраивать торг: было-не было, ехал-не ехал, помню-не помню, пил-не пил. «Приговор товарищеского суда из числа почитателей таланта», на мой взгляд, очевиден: извинись-повинись-признай-возмести-понеси наказание. Как все «земные грешные». Звездный статус не гарантирует неприкосновенность, тем более при совершенном преступлении против жизни.

Может, если бы некоторые творческие личности с тонкой душевной организацией в какой-то момент своего жизненного пути не возомнили себя «небожителями» или «не от мира сего», то не пришли бы в их повседневную жизнь алкоголь, наркотики, безработица и прозябание в нищете. По-моему, слабость характера нельзя постоянно прикрывать тонкой душевной организацией. И уж тем более — оправдывать ею аморальные поступки. Многовато в творческой среде разгорается скандалов, связанных с неравными по возрасту и социальному статусу браками, громкими разводами, внебрачными детьми, борьбой за квартиры при жизни и дележкой наследства после смерти… Все это, перемоловшись со всеми подробностями «пустьговорящими», от трагического слезного опускается до абсурдного смешного. Даже спорный вопрос: кто больше чудит — молодое поколение «созвездий» или устоявшиеся статусные «плеяды»? И те, и другие своими чудачествами разбивают в пух и прах приятное впечатление от многогранных талантов, блестящих ролей, замечательных фильмов, прекрасных спектаклей.

Наблюдая за некоторыми пиарящимися по-черному звезд современного кино и театра, так и хочется рубануть языком тети Софы из Одессы: «Кто и когда вам, господа, сказал, что вы — не такие, как все? Творческие личности, тонкие натуры, возвышенные души… Та Боже ж мой! Что же вы, красивые, так некрасиво себя ведете местами?»

Вам, звездочки-звезды-созвездия, никто из фанатов-почитателей-поклонников ничего не должен. А вот вы, обожаемые-почитаемые-уважаемые-любимые-зазвездившиеся, должны не только нести культуру в массы, но и жить обязаны, придерживаясь высоких моральных принципов, и вести себя образом подобающим. Уж простите, профессия и публичность обязывают. Иначе в глазах поклонников очень легко скатиться от звезды до «знічкі» (в белорусском языке — падающая звезда).

Наталья ГРИБ

Прочитано 364 раз Печать
Другие материалы в этой категории: В патриотизме ли дело? Остановитесь!