Тоже мне проблема, сказали бы некоторые. Это, знаете ли, как посмотреть. Живем-то мы в одном доме, под одной крышей. Можно было бы, конечно, пошутить по поводу «уважительной» причины разъехаться. Только как-то не смеется. Разные люди — разные взгляды. Это нормально. Но только в том случае, если эта разность не приводит к противостоянию, конфликтам и в корне не рушит привычный уклад жизни. До сегодняшнего дня я была уверена, что дружеские отношения, кровные узы и родственные связи важнее национальных, религиозных и тем более политических убеждений. Почему же сегодня разделился белорусский народ и раскололись некоторые семьи? Как теперь объединить «лукашистов» и «невероятных»? Достаточно ли для этого 2021-й назвать Годом народного единства? Поспособствует ли единению Всебелорусское народное собрание под лозунгом «Единство! Развитие! Независимость!»?
Много слышу скепсиса в отношении белорусской «моды на годы». В 2006-м мы славили матерей, в 2007-м заботились о детях, в 2008-м занимались здоровьем, в 2009-м делали лучше родную землю, в 2010-м повышали качество, в 2011-м совершенствовали предприимчивость, в 2012-м больше читали книг, в 2013-м развивали бережливость, в 2014-м проявляли гостеприимство, в 2015-м воодушевлялись молодежью, в 2016-м распространяли культуру, в 2017-м развивали науку, с 2018 по 2020 обратились к малой родине… Что, скажите мне, плохого в этой, со слов некоторых, «притянутой за уши в современную Беларусь из Советского Союза моде»? Название году дается не для того, чтобы «поговорить и забыть». Если наша страна взяла курс на защиту материнства и детства, то эти задачи решались не только в 2006 и 2007 годах. Если государство акцентировало внимание на развитии регионов в трехлетие малой родины, то и в дальнейшем будет решать проблему «угасания деревень». Темой года власть задает курс на решение определенных проблем. А это, как известно, не одного года работа.
Каких только нелестных слов не пишут о Всебелорусском народном собрании. Всенародный форум как основной орган народовластия в Беларуси, планы на пятилетку и принимаемые программы развития страны некоторые считают пережитком прошлого и еще одним приветом из «совка». Критика должна быть конструктивной и положительно заряженной. Критиковать надо, не оскорбляя. Иначе мы превращаемся в заурядных критиканов, которые постоянно в дурном расположении духа видят только отрицательное. Критиканство портит и нашу репутацию, и отношение к нам окружающих. Знаете три «золотых» правила критики? Не нравится — критикуй; критикуешь — обоснуй; знаешь — предложи. Если есть проблема, нельзя ждать, что она сама собой «рассосется», не стоит усугублять ситуацию экспрессивными комментариями, надо предлагать решение. Говорят, критика сближает. Почему бы нам не проверить это на деле? Ведь «ябатьками» и «невероятными» мы стали не так давно, а вот критиками и критиканами …родились. Критика полезна. Критиканство — путь в никуда.
Есть среди нас граждане убежденные в необходимости сменяемости власти в стране. Есть среди белорусов и те, кто не рассмотрел будущего президента ни в блогере, ни в айтишнике, ни в банкире и голосовали за действующего. Есть люди с непринятием бчб-флага, пережившие войну или послевоенное время, видевшие смерть и испытавшие голод. Есть молодое поколение, которое считает, что нельзя постоянно оглядываться на историческое (пусть даже героическое) прошлое. Есть такие, как я. Кто родом из СССР, чьи знания о войне, к счастью, — по учебникам истории, художественной литературе и фильмам, а представления о лихих 90-х, к радости, — смутные. Они видят и рады достижениям. Они замечают и критикуют недостатки. Нас много. Все мы разные. У каждого своя правда. Каждый хочет быть услышан. Но готовы ли мы слушать друг друга? Ведь последние полгода только выясняем, кого из нас больше и на чьей стороне правда. Разве это диалог?
Отец у меня православный, а мама — католичка. Религия в нашей семье никогда не была камнем преткновения. Мы всегда отмечали праздники и по католическому, и по православному календарю.
Меня в семье учили веротерпимости и толерантности. Мой отец украинец. Зная все о майдане на своей родине, он имеет право считать, что худой мир лучше доброй войны. Хотя «худой» мир, по его убеждениям, — это не про Беларусь. Моя мама белоруска. Как бы трудно ей ни было (здоровье не то, лекарства дорогие, пенсия небольшая), она видит только хорошее и верит только в лучшее. Моя свекровь никогда не примет бчб-символику, потому что под этим флагом ее отца, совсем молодым, угоняли в Германию. Оглядываться на историческое прошлое — ее законное право. Мой семнадцатилетний сын критикует реализм деда, идеализм бабушек и мой принцип — не плевать в колодец, из которого пьешь. Моей трехлетней дочери все равно, кто по национальности дед, вероисповеданию — бабушка, убеждениям — мама, профессии — папа, гороскопу — брат. Главное для нее, чтобы мы были вместе. Представляете, какие разные люди собрались в одну семью? Скажу больше. Среди моих родных и близких есть и «лукашисты», и «невероятные», и критики, и критиканы. Но это никогда не помешает нам быть одной большой семьей. Так вот. Всебелорусское народное собрание мы провели, и пять лет будем жить с девизом «Единство! Развитие! Независимость!». На мой взгляд, единство народа, развитие страны и независимость государства берут свое начало в семье. Ведь это так важно — разным людям оставаться не только одной семьей, но и единым народом. Мы белорусы — мы сможем! Быть разными, но оставаться едиными.
Наталья ГРИБ
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.