Сегодняшний день объединяет тех, кого обошла удача слышать от окулиста заветные «единица-единица». 4 марта — Международный день… очкарика. Без обид, пожалуйста, по-другому ведь и не скажешь. Увы, для тех, кто носит этот аксессуар, слово «очкарик» с детства оскорбительный синоним обзывательных «ботан, умник, интеллигент». Меня участь ношения очков тоже не миновала. Вот только в восьмидесятые нас, очкариков-детсадовцев и школьников, было в разы меньше, чем сегодня. Я была чуть ли не единственным ребенком в очках на весь, пусть и деревенский, но довольно многочисленный, детский сад.
Возрастная проблема со зрением у меня появилась в пятилетнем возрасте. Устранять ее пришлось, естественно, с помощью очков. Мама до сих пор хранит их — мои первые и, к счастью, пока единственные. Смешные, с круглыми стеклами «а-ля Катя Пушкарева», пластиковой оправой и дужками, которые плотно цеплялись за уши, они сидели на лице, как влитые. В семейном альбоме моих фото в очках нет: мама всегда предусмотрительно их снимала. Но некоторые детские воспоминания, собственно, и не нуждаются в таком «документальном» подтверждении. Носить очки для чтения и письма мне пришлось за год до школы. Стеснялась я страшно. К тому же, «дужки за ушки» были не слишком удобны. А вот обзывательств, типа очкарик или ботаник, в свою сторону не помню. Мой комплекс «не красивая, а в очках» формировался исключительно под влиянием внутренних противоречий.
В первый класс я пошла уже без ненавистного аксессуара. Зато впервые услышала оскорбительные «очкарик» и «ботаник» в адрес других мальчишек и девчонок. И стала бояться снова надеть очки. К счастью, все последующие школьные и студенческие годы на профилактических осмотрах в кабинете окулиста я слышала только «единица-единица». Так что, и самая низкая школьная отметка может быть самой желанной, если оценивает качество зрения. Правда, я и подумать не могла, что страх перед очками не заставит себя долго ждать и этот аксессуар снова появится в моей жизни. И уже, к сожалению, не на один год…
Тревога появилась, когда профилактические осмотры у окулиста стал проходить старший сын. Зрение у него было на «единицу», пока в доме не появились компьютер, ноутбук и телефон с «игрушками». Так, не без помощи гаджетов в старших классах ему пришлось-таки надеть очки для чтения и письма. Правда, в классе в очках он уже был не один. Аксессуар мы подбирали тщательно. Недостатка в моделях не было, поэтому легко нашли не только нужный диоптрий, но и подобрали оправу к лицу. Перспектива носить аксессуар совершенно не радовала сына и, конечно, беспокоила меня. Быстро привести в норму зрение мешали все те же гаджеты, «игрушки» в которых совершенствовались быстрее, чем исправлялось зрение. Мои попытки свести к минимуму времяпрепровождение за компьютером и в телефоне вызывали негодование и возмущение. Поэтому в отличие от меня, надевшей очки в детском саду только на год, сын читал и писал в очках все выпускные школьные годы…
А год назад медицинскую комиссию я проходила уже с пятилетней дочерью. Мое беспокойство перед визитом к окулисту, к сожалению, тоже оказалось не напрасным. Как результат — диагноз и очки для постоянного ношения. Пенять не гаджеты в этой ситуации не получилось: с телефоном Соня не знакома, а мультфильмы смотрит в строго ограниченное время. Наследственная предрасположенность? Возрастная особенность? Что ж, очки так очки. Вот только станет ли девочка, которая не терпит ничего лишнего на себе, их носить? Переживала я напрасно: очки, которые дочь выбирала сама, прижились на ее лице без проблем. Труднее оказалось другое. «Мама, а сегодня на прогулке один мальчик из другой группы назвал меня очкариком…».
Да, со времен моего «детства в очках» не только сильно помолодела проблема остроты зрения, но и заметно снизился уровень культуры. Это вынуждает даже дальнозорких быть дальновидными. Как только дочь надела очки, я сразу же провела беседу о том, что к «очкарику» надо быть готовой. Вся семья была очень убедительна в том, что ношение очков — удел исключительно умных девочек и мальчиков. Так что, над должным стать обидным и оскорбительным «очкариком» Соня вовремя научилась просто смеяться. «И что ты ответила мальчику?» — спросила я. «Очки носят самые умные. А смеются над ними самые глупые. Вот ты умеешь читать? Нет. А я и читаю, и пишу, и считаю. Поэтому мои глазки не выдерживают такого ума…». Железобетонно, правда?..
На сегодняшний день во всем мире насчитывается около 39 миллионов слепых людей и 124 миллиона человек с плохим зрением. Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту — ребенок. Менее чем через 10 лет число незрячих жителей Земли составит 75 миллионов человек. Таковы данные Всемирной организации здравоохранения ООН. Сегодняшний день призван напомнить всем без исключения о важности профилактических мер для сохранения остроты зрения.
То, как сильно усугубилась эта проблема, видно невооруженным глазом. Загляните в школу, сад: в группах и классах далеко не по одному ребенку в очках. Эх, если бы очки у наших детей были следствием увеличения продолжительности и объемов чтения! Увы. Давайте смотреть правде в глаза без розовых очков, чтобы она уколола-таки нас. Сегодня наследственным проблемам со зрением прекрасным подспорьем служат лучшие электронные друзья наших детей. Ни одна «живая» книга не испортить зрение так, как это сделает «игрушка» в телефоне. Увы, виднее это только тем, кто уже в очках…
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.