В 1930 году сооружен фамильный склеп Тарасовичей. Он из гранитного камня, бетона, мрамора. Тарасовичам принадлежало все в деревне с начала XX столетия. Они были очень знатные. Интересно, что девичья фамилия у знатных дам в те времена писалась перед фамилией по мужу.
Есть еще три захоронения: четы Коллуппайло и их дочери княжны Марии Менжинской. Гробница устроена в виде каменной беседки с высоким полукруглым входом. На входе изваяние скорбящей женщины в человеческий рост. Небольшие бетонные ступеньки ведут в усыпальницу, внутри которой на трех стенах плиты с надписями на польском. Изначально статуя на входе была однотонная, а сейчас раскрашена в разные цвета.
Есть на территории костела и могилы графа и графини Ельских из мрамора в стиле классицизма.
Еще некоторые вехи истории…
В 1839 году случился большой пожар, иконы, украшения и утварь удалось спасти, но огонь уничтожил деревянные конструкции. Через пять лет все было восстановлено на средства местного помещика Иеронима Тарасовича.
В 1854-м была построена плебания, которая была уничтожена во время Второй мировой войны. В 1876-м пристроили пятигранную сакристию в стилях неоготики и неороманики. Главный алтарь построили в неоготическом стиле. В 1901—1902 гг. были сделаны боковые алтари. Деревянные органные хоры заменены на каменные и приподняты на две красивые византийские колонны с арками.
В костеле был орган, к сожалению, не сохранившийся.
До 60-х годов XX века храм имел свой архив, где хранились инвентарные книги XVII—XIX веков.
Очередная реконструкция, о которой уже говорилось, проводилась в 1931—1937 гг. под руководством варшавского архитектора Томаша Плюцинского. Тогда было замуровано окно северного фасада, перестроена сакристия, достроен четвертый ярус башни-колокольни.
После Второй мировой войны старинный костел был закрыт, использовался как хранилище сельхозпредприятия. Часть костельного инвентаря сохранили прихожане, барочную резьбу с алтарей забрали в Художественный музей в Минске.
В 1989-м костел стали возрождать. В 1990-м снова освятили, чтобы прихожане могли молиться.
Слева от входа в костел располагается кропильница, которая по каплям капает.
Помещение костела просторное: около 21,5х13,5 м. Главный алтарь напоминает трехосевую триумфальную неоготическую арку.
В его центре находится копия знаменитой иконы Рафаэля «Сикстинская Мадонна», в боковых нишах — фигуры Непорочной Девы Марии, Св. Екатерины, Св. Иоанна Предтечи и пророка Моисея. Копия «Сикстинской мадонны» Рафаэля выполнена на холсте В. Ясинским. Она подарена костелу местной помещицей М. Моньчинской в 1881 году.
В левом боковом алтаре — титульная икона Святого Архангела Михаила с иконой Св. Станислава Костки вверху, справа — иконы Распятие и Св. Казимир.
Вдоль стен и в нишах боковых алтарей стояли деревянные скульптуры святых работы неизвестных народных мастеров XVII века. После закрытия костела в 1961 году часть скульптур попала в Государственный музей БССР. Взамен их установлены деревянные. Сейчас некоторые из них экспонируются на выставке «Белорусская скульптура XVII—XVIII веков» в Национальном художественном музее в Минске. Выставка продлится до 7 апреля.
Пожертвовать на проведение ремонта и работ по благоустройству территории костела в связи с празднованием его 500-летия в августе этого года можно по реквизитам:
Религиозная община «Приход костела Святого Михаила Архангела в д. Гнезно Волковысского района Гродненской епархии Римско-католической Церкви в Республике Беларусь» (УНП 500066466)
Расчетный счет ВY64BAPB30158212200100000000-BYN в ОАО «Белагропромбанк» г. Минск (УНП 100693551), код ВАРВВY2X, 220036 г. Минск, проспект Жукова, 3.
ЦБУ № 419, 231900 г. Волковыск, ул. Первомайская, 6, тел. 8(01512) 6-72-45, 6-72-51, 6-72-44.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.