Пятница, 25 Ноября 2016 00:00

За роялем — автор

Автор Лариса Прокопеня
Имя нашей землячки Алины Безенсон известно далеко за пределами ее малой родины.

Она — знаменитый композитор, секретарь правления белорусского союза композиторов, член белорусского общества современной музыки и союза музыкальных деятелей Республики Беларусь. В ее творческом багаже — произведения разных форм и жанров: симфонические поэмы, концерты, оратории, кантаты, хоровые и вокальные циклы, обработки белорусских народных песен и песни на стихи белорусских поэтов, камерная инструментальная и духовная музыка. Произведения Алины Безенсон звучат в самых престижных залах Беларуси, России, Украины, Болгарии, Латвии, Польши, Германии, Австрии, Бельгии и Голландии. А недавно они звучали в Волковысской детской школе искусств, где проходил творческий вечер нашей талантливой землячки.

«Истоки родной земли» — так назвали работники школы серию мероприятий, посвященных Году культуры. Школа гордится своими выпускниками, которые вносят большой вклад в развитие музыкального искусства. Многие и сейчас поддерживают тесные отношения с alma mater. Алина Безенсон — выпускница 1986 года, автор и организатор многих творческих проектов, не забывает приглашать педагогов Волковысской ДШИ на эти мероприятия, щедро дарит сборники своих произведений и охотно откликнулась на предложение о встрече.

Мероприятие вызвало большой интерес у творческой интеллигенции Волковыщины. Музыкальный зал школы искусств с трудом вместил всех желающих поближе познакомиться с композитором и ее творчеством. Участие в вечере принимала не только сама Алина, но и ее семья: отец Иван Петрович, супруг Виталий, сестры Елена и Марина, брат Виктор с супругой и дочерью. Они рассказали о первых шагах Алины в мир музыки, поделились воспоминаниями о ее детстве. Учащиеся и педагоги исполнили популярные произведения композитора. Несколько эстрадных номеров подарила зрителям племянница композитора, участница телепроекта «Академия талантов», Алина Чижик. Выходила на сцену, чтобы исполнить сольные партии, и сама Алина Ивановна. Кроме того, она рассказала о своем творческом пути и ответила на вопросы, которые интересовали поклонников ее таланта.

— Думали ли вы, что станете композитором?

— Музыку я любила с детства. Целый день, с утра до вечера, в доме звучала музыка. Мы с сестрами и братом слушали ее по радио, на пластинках, которые покупали папа и мама. На чердаке нашего дома мы устроили ансамбль. Брат Виктор играл на синтезаторе, сестра Лена пела. Там проходили наши, как мы их называли «чердачные» концерты. Когда мне было лет пять, родители купили фортепиано, и мы с сестрами, еще не зная нот, пытались подбирать любимые мелодии. Я часто уединялась, что-то наигрывала. Но композитором я решила стать гораздо позже. Был момент, который я хорошо помню. В 7 классе я написала свое первое произведение — «Гоман Немна». Сначала это была просто тема. Я наиграла ее, еще не развитую, отцу и увидела слезы в его глазах — так он был тронут. Он сказал мне: «Доченька, да ты у меня композитор!» В тот момент я и поверила, что буду композитором. И с тех пор уже целенаправленно шла к этой цели.

— Вы много сочиняете для детей. Не каждый композитор может писать такую музыку. Как вы пришли к этому, и есть ли разница в том, как писать для детей и для взрослых?

— Первые произведения я написала для своих детей. Так что можно сказать, к этому меня подвела сама жизнь. У меня уже были симфонические поэмы, оратории, кантаты. Но когда мои дети пошли в музыкальную школу, сын — на фортепиано, а дочь — на скрипку, педагоги стали обращаться ко мне с просьбами написать что-нибудь для детей. Вот так и появились «Красная Шапочка и Серый волк», «После дождя», а затем и другие произведения. Детскую музыку писать сложнее, чем, скажем, симфонию. Надо проникнуть во внутренний мир ребенка, чтобы произведение было ему понятно и понравилось.

— Большое место в вашем творчестве занимает и духовная музыка: духовные гимны, обработки григорианских песнопений, мессы. Нередко можно увидеть в них объединение православной и католической традиций. Что вдохновляет вас на создание такой музыки?

— Меня с детства воспитывали в католических традициях. По воскресеньям и в праздничные дни мы с мамой обязательно ходили в костел. Но среди моих друзей очень много православных, и разное вероисповедание не мешает нам дружить и общаться. Я считаю, что все мы — христиане, между нами не должно быть никаких барьеров. Я каждый день молюсь о том, чтобы во всем мире христиане объединились. Моим первым учителем по композиции был Андрей Бондаренко, ныне священнослужитель, протоиерей. И хотя мы с ним не разговаривали на темы веры и религии, общение с этим высокодуховным человеком не могло не отставить свой след в моей душе. Когда я училась в консерватории, пела в хоре при костеле. Мне очень это нравилось, и не случайно мои первые хоровые произведения именно духовного характера. Конечно же, все это оставило свой след в моей жизни и повлияло на творчество.

— Среди ваших произведений есть и эстрадная музыка. Как случилось, что вы поддались соблазну поработать на ниве популярной музыки?

— Случилось примерно так же, как и с музыкой для детей. У нас в семье есть талантливая певица, моя племянница Алина. Некоторые из эстрадных песен я написала специально для нее. Но вопреки расхожему мнению о том, что эстрадные песни приносят авторам большие гонорары, скажу, что это не так. Все как раз наоборот. Эстрадное творчество — самое затратное. Мало просто написать хорошую мелодию. Нужно заказать аранжировку, записать песню в студии. Все это стоит немалых денег. У меня записаны 30 песен, но я не ставила себе цель заработать на них и с удовольствием дарю диски всем желающим.

— Как выбираете тест для будущей песни?

— Для меня важно содержание стихов, глубина текста, ритм поэзии. Люблю работать с высококачественными стихами профессиональных поэтов. У меня есть песни на стихи Людмилы Глинской, Татьяны Мушинской, Леонида Пранчака, Ивана Титовца и других отечественных и зарубежных авторов.

— Есть ли у вас любимые произведения и случались ли творческие неудачи?

— Когда начинаешь писать музыку, с первых нот она становится любимой. Я очень критически подхожу к своим сочинениям и дорабатываю, оттачиваю каждую фразу, пока мне не понравится всё, до последней ноты. Другое дело, что когда проходит какое-то время, мне хочется что-то переделать. Тогда я могу сделать вторую редакцию произведения. Но таких произведений, которые отправились бы в корзину, у меня не было.

— Как работает композитор-песенник — всем известно. Написал музыку, отдал исполнителю или продюсеру, получил гонорар. Как находит своих исполнителей и слушателей ваша музыка?

— У меня происходит все наоборот. Меня просят написать — и я пишу. Моя музыка востребована, мне не нужно искать для нее исполнителей. Я часто дарю свои сборники, и у меня просят еще и еще. Вот и сегодня я привезла с собой несколько новых сборников, которые подарю Волковысской школе искусств.

— Какую главную задачу вы ставите перед собой как педагог и композитор?

— Конечно же, развивать любовь к музыке. Родители отдают детей в музыкальную школу с разными целями. Далеко не все станут музыкантами. Мои дети не стали. Сын выбрал профессию программиста, дочь получила экономическое образование. Но ни разу они не пожалели о том, что учились в музыкальной школе. Музыкальное образование, воспитание никому не помешают в жизни. Музыка развивает личность. Поэтому я, как педагог, стараюсь находить индивидуальный подход к каждому ученику, исходя из его способностей и целей. У одних развиваю способности в сочинении, другим просто прививаю любовь к музыке, стараюсь сделать их жизнь интереснее.

— Вы преподаватель в детской школе искусств и в академии музыки, композитор, автор и организатор различных творческих проектов, жена и мама двоих детей. Как вам удается совмещать творчество и быт, и какое из своих «амплуа» вы считаете главным?

— Я очень люблю работать с детьми. У меня много талантливых учеников, есть лауреаты международных конкурсов. Есть дети, которые просто сходу начинают сочинять, у них много идей, работать с ними — одно удовольствие. В этом году у меня большая нагрузка в академии музыки, там я преподаю много предметов. Но самая главная моя работа и самая любимая — это сочинение музыки. Конечно, у меня есть еще и домашние дела. Поэтому я взяла себе за правило: пока не приготовила обед, не навела порядок в доме — за музыку не сажусь. Благодаря мужу и детям, которые меня поддерживают, помогают мне, находится время для всего.

— Талантливых людей много, но успех приходит далеко не ко всем. Как вы считаете, что имеет решающее значение: талант или труд?

— Я уверена, что талант кроется внутри каждого человека. Его нужно просто найти. Я, например, всегда поражаюсь таланту художников. Однако без труда не напишешь ни картину, ни музыку. Труд важен для успеха в любом деле. Хотя занятие любимым делом я не могу назвать трудом. Творчество — это воздух, которым я дышу. Это не труд, это мое удовольствие.

— Наверняка у вас много планов на будущее?...

— Я не очень люблю строить планы, потому что часто все выходит совсем не так, как планировалось. В ближайшее время хочу завершить работу над сборниками. Произведения написаны, их много. Теперь нужно составить сборники, отредактировать их и подготовить к изданию. Это не творческая работа, и я не люблю этим заниматься. Когда она будет окончена, я могу заняться тем, о чем давно думаю, — начну писать оперу.

Прочитано 4990 раз Печать
Другие материалы в этой категории: « Свята вады і агню Мстибово. Деревня с родословной »