Рубрика «От поколения икс к поколению альфа». О том, как новации влияют на новое поколение и меняют нашу жизнь, поговорили с преподавателем истории и обществоведения гимназии № 1 Павлом Эльяшевичем и его учеником Александром Лешко - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 14 Января 2023 12:13

Рубрика «От поколения икс к поколению альфа». О том, как новации влияют на новое поколение и меняют нашу жизнь, поговорили с преподавателем истории и обществоведения гимназии № 1 Павлом Эльяшевичем и его учеником Александром Лешко

Жизнь меняется на глазах. Технические новинки становятся ее частью, кардинально меняя взаимоотношения между людьми. О том, как новации влияют на новое поколение и меняют нашу жизнь, мы поговорили с преподавателем истории и обществоведения, руководителем военно-исторического музея боевой славы гимназии № 1 г. Волковыска Павлом Эльяшевичем и его учеником Александром Лешко.

— Павел Павлович, у молодого поколение большой потенциал, но живет оно в непростое время. Как информационные технологии повлияли на преподавание истории? Не стало ли детям труднее изучать ваш предмет?

— Информационные технологии, конечно, открывают широкий спектр возможностей для ученика в обучении, познании мира, поиске интересного или нового. Но большие возможности увеличивают время поиска нужной информации. Современное поколение более мобильное, быстро приспособилось к этому процессу и умеет находить информацию гораздо быстрее взрослых. Информации много, главное — найти нужную.

— Все ли информационные источники можно использовать? Как правильно в них ориентироваться детям?

 — Есть много памяток, в том числе по истории и обществоведению, которые позволяют по алгоритму установить достоверность информации. Есть масса приемов и способов убедиться в достоверности фотоснимка или события, изображенного на нем. Вот, к примеру, в фильме «Брестская крепость» (экранизация 2010 г.) есть эпизод: маленькая девочка плачет возле погибшей мамы. Снимок этого фрагмента СМИ разных стран часто использовали в 2014—2015 гг. для иллюстрации новостей из зон военных конфликтов. Да, война — это, безусловно, страдания, горе и ужас. Но те, кому выгодно изменить представление, легко подменяют понятия. Сегодня для распространения недостоверной информации работает в мире целая «фейковая индустрия». Наша задача, используя знания по истории, удостовериться в документальной правдивости, а не принимать все за истину. Знаете, это как на примере тени от цилиндра: если смотреть сбоку, то она в форме прямоугольника, а сверху — в виде круга. Так вот современные технологии позволяют любой предмет, явление, событие, исторический факт рассмотреть со всех сторон, чтобы узнать правду.

Возможности оцифровки документов сегодня велики. Саша лично в этом убедился. При подготовке к олимпиаде по истории мы углубились в тему подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Как результат — родословное древо семьи Александра выросло. Правда, Саша?

— Да. Мы изучили краеведческий материал и нашли сведения про моего прадедушку, который был одним из деятелей революционного движения на Волковыщине и организатором советской милиции, — подтвердил Александр Лешко. — И даже нашли его газетную статью с автографом в Подоросском краеведческом школьном музее.

— Оцифровка архивов времен войны позволяет найти документы, подтверждающие причастность человека к боевым действиям, выписки из учетных ведомостей, — добавляет Павел Павлович. — Возможности расширяются, потому что оцифровываются не только документы, учетные карточки, но и наградные листы. Так получилось и с одним из руководителей нашей школы (директором СШ № 1 с 1955 по 1979 гг.), ветераном войны, заслуженным учителем БССР Тимофеем Андреевичем Гриченком. Он был награжден орденом Красной Звезды, но при жизни (до 1982 г.) так его и не получил. Так уж вышло: где-то затерялось, что-то не дошло. У него был еще орден Славы третьей степени. Он его редко надевал из скромности. В столетний юбилей ветерана его сын участвовал в написании статьи в газете «Наш час», а мы параллельно вели исследовательскую работу и обнаружили в оцифрованных базах данных наградной лист на орден Красной Звезды Тимофею Андреевичу. Спустя много лет награда нашла своего героя. Жаль, когда собрались родственники в прямом смысле слова от Москвы до Бреста, Тимофея Андреевича с нами уже не было.

— А современному поколению присуща скромность?

— У Саши большое портфолио наград. Недавно получил очередную за свои достижения. Но не хвалится ими. Скромность остается скромностью во все времена. По внутреннему содержанию и внешнему проявлению это понятие не поменялось. Эта черта есть у нашего юного поколения. Мне посчастливилось работать с такими ребятами. И это радостно.

— Дети стали более «поверхностными» из-за смартфонов. Не все, конечно. Но, на ваш взгляд, такая тенденция наблюдается?

— Когда мы с вами учились, среди нас тоже были отличники, хорошисты, троечники. Были и двоечники, хулиганы. Случалось, и отличники стекла били. Думаю, сегодня механизмов воздействия на молодое поколение множество, а сил для направления его поведения в созидательное русло, сдерживания или пресечения противоправного поведения требуется гораздо больше. Раньше достаточно было слова или взгляда, сейчас этого мало. Нужно потратить немало сил, чтобы привлечь внимание детей. Даже своим внешним видом, личным примером. Это реалии современной жизни. Мы знаем, к чему приводит бесконтрольность со стороны взрослых. Страшно, когда четырнадцатилетние дети под уголовной ответственностью. Такой ребенок, скорее всего, оторван от реальности. Он живет, как в компьютерной игре: закончилась игра, обновился и продолжил играть. Увы. В реальности все не так. В жизни обновлений нет. За каждый поступок, за каждое принятое решение придется отвечать. Это тоже проблема современности. Возраст уголовной ответственности снижен, подростки должны учиться понимать последствия своего поведения, в том числе и в виртуальном мире. Мы живем в обществе, и всем хочется, чтобы в нем царила гармония, а не хаос.

— С распадом СССР потеряли актуальность многие идеи. Что передавать детям?

— Есть такая «замыленная» фраза: передавать надо самое лучшее. Мы, взрослые, в силу эмоций или обстоятельств тоже не всегда поступаем правильно. Хочется во всем быть для детей образцом.

Мы сохраняем и передаем память. Это бесценно. Собираем ее по крупицам от военных времен до современности. Беларусь миролюбивая страна, на страже ее суверенитета стоят и Вооруженные Силы. Все об этом знают. Развивая эту тему, мы передаем молодому поколению преемственность армейских традиций. Даже на примере выставленных в виде экспонатов фуражек, принадлежавших военнослужащим разных званий, от рядового до генерала. Это передача истории, памяти, традиций. Параллельно с героическим передается и трагический опыт: война, геноцид… Переданные знания и опыт молодым должны помогать разбираться в простых истинах: что хорошо, что плохо.

054 (2)

— Современные технологии, компьютеризация, упрощение оценки, сведение контроля знаний до уровня тестирования… А сегодня снова стало актуальным видеть личность в поступающем. Почему, по-вашему, так происходит?

— Мы не можем пристроиться к определенной модели. Современному поколению тоже приходится лавировать. Видеть человека нужно. Кстати, вернусь к Саше. Вспоминаю, как начиналось наше тесное общение. Излишняя скромность, разговоры только по делу, спартанское «сказал и молчу», и сестра таланта — краткость, возможно, и позволили бы ему как олимпиаднику проскользнуть мимо меня. Тестирование показывало, что у него очень высокий уровень фактологических знаний. Благодаря этому Сашу удалось заметить. А дальше по накатаной… пришло умение в словесных выступлениях защищать свою точку зрения, приводить факты, аргументировать, делать выводы и так далее. Чтобы получить представление о личности учащегося, мы сводим воедино результаты теста и непосредственного общения. Получаем полную картину.

Обращаюсь к Александру, который получил первое место среди десятиклассников в республиканской олимпиаде по учебным предметам 2022 года.

— Почему история? Неужели так интересно изучать документы, карты, столько дат и фактов держать в голове?

— Изначально я не историю выбирал. Мне нравились математика, физика. Участвовал в районной олимпиаде по физике. Но потом стало скучно. А история оказалась более интересной. Всемирная история привлекла глобальными масштабами. Историю своей Родины тоже интересно и полезно знать.

— Как используете новые технологии? Для поиска информации или игры?

— По-разному. В игры не играю, мне это не интересно.

— Что вы цените в людях?

— Честность, простоту, умение объяснить то, что ты хочешь донести человеку. Смелость.

— Какую профессию для себя уже наметили?

— Она определенно будет связана с историей.

— В моей практике много выпускников пошли по моим стопам, но, к сожалению, в школе не остался работать никто, — добавляет Павел Павлович. — Саша сказал, что хочет быть историком, но не учителем. Рассматриваем научную деятельность. Всемирная история как наука открывает большие возможности. Например, регионоведение — одна из новейших на истфаке БГУ специальностей, которая, как туризм, сегодня в топе.

Александр принял участие в научно-исследовательской конференции «Наука побеждать» с работой о братской могиле на улице Медведева. Исследовал краеведческий материал, историю захоронения вместе с Павлом Павловичем и Яниной Леонидовной Бандык (учитель-тренер Саши по подготовке к олимпиаде).

— Работа предполагала анализ документов разных периодов захоронения и перезахоронения, восстановление поименного списка захороненных, — рассказывает Павел Павлович. — Количество захороненных меняется по причине опять же оцифровки. Запросы подают, например, родственники. Нам приходили электронные письма от людей, которые знали наверняка, что их предок служил в Красной Армии и попал в плен в Волковыске. Дальнейшая наша работа не так проста. Закрытые неоцифрованные данные архивов, непереведенные документы немецких архивов концлагерей. Мемориальные доски менялись, поэтому количество захороненных приблизительное. Выявлять спустя годы сложно. Но, если есть интерес, запрос, то мы беремся за работу.

У Александра первое место в районном этапе республиканской олимпиады по финансовой грамотности, в прошлом году — третье в области (учитель Ирина Богдановна Клак). Он — активный участник гражданско-патриотических акций по линии БРСМ и гимназии. Экскурсии, лекции среди учащихся тоже проходят с его участием. С портретом своего прадеда 9 Мая принимает участие в акции «Беларусь помнит». Любит спорт, катается на коньках.

— На самом деле Саша трудоголик — вы таких не видели, — говорит Павел Павлович. — Таких мало, но именно ради таких детей хочется работать. Хочется приходить в школу, потому что ты видишь в них свое продолжение. Саша уйдет — будем растить и воспитывать других Александров…

— Сегодня сложнее разглядеть талантливого ученика?

— Да, появился барьер — увлечений у детей стало больше. История — наука интересная, но сложная. Что касается олимпиадного движения, здесь нужны и память, и усидчивость. Историю надо еще и понимать, уметь находить причинно-следственные связи, систематизировать. А помогает в этом математический склад ума и логика.

Для Александра семья — это ценность. У него две сестры. А еще он дорожит теми, с кем общается. В школьном музее мне показали интересный экспонат: армейский ящик с множеством бумаг, документов, литературы. Саша, увлекаясь историей, уже успел их изучить. Они не просто «оцифрованы» его умом, они должны пригодиться следующим за ним — поколению молодых талантливых людей, на плечах которых сохранение мира и созидательный труд.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 789 раз Печать