«Попав в «Родник», я «зажурчала» под гомон детских голосов»
Анна Августиновна Ковалевич работает воспитателем в дошкольном центре развития ребенка № 11 г. Волковыска, который некогда назывался «Родник».
«Я разукрашу жизнь — цветными красками. Я воспитатель, я художник и поэт. Мой чистый холст — детишки разные, которые растут и дарят счастья свет», — эти слова передают отношение Анны Августиновны к своей работе. Ведь на нее каждый будний день смотрит столько пар детских любопытных глаз. Для маленьких детей все в новинку, и все только начинается.
— С детства хотела стать именно воспитателем, когда я играла во дворе, дети сразу фокусировали внимание на мне, — рассказывает воспитатель.
— Что в работе больше всего нравится? — спрашиваю у Анны Августиновны.
— Радостные и довольные глазки детей, счастливые взгляды родителей. Когда они уходят спокойные на работу, а детки с радостью бегут к нам.
Анна Августиновна родом из Зельвенского района, родилась в деревне Ляховичи. Окончила Гродненское педучилище, затем — Барановичский государственный университет. Начинала свою профессиональную деятельность в деревне Мадейки. Затем переехали с мужем в Волковыск. Трудилась год в Матвеевцах, а в «Роднике» — с августа 2007 года.
— Раньше работала с детками младшего возраста. Мне кажется, ясельный возраст самый сложный. Мы как будто перерезаем пуповину с мамой. Первый, с кем встречаются дети в саду — это воспитатель. С каждым ребенком надо поделиться своей любовью, каждому уделить внимание. Говорят, когда в семье двойня, сложно, нужен помощник. А тут полуторагодовалых 10—15 деток. И каждый что-то просит, куда-то зовет. Это период, конечно, сложный.
Уже больше 10 лет Анна Августиновна ведет речевую группу. С ее слов, сложность в том, что детей понимаешь не сразу. Но, несмотря на это, есть среди ее выпускников — хорошисты и медалисты.
Анна Августиновна — лауреат республиканского конкурса «Учитель года-2023». На конкурсе надо было пройти много испытаний: мини-уроки на сцене, мастер-классы с молодыми специалистами.
— Было очень сложно. Но это заслуга не меня одной, а большой команды. Я благодарна руководству. Коллегам, которые были моими крыльями. Благодаря им я удержалась на этом уровне. Несколько раз хотелось опустить руки. Но благодаря конкурсу убедилась в том, что я воспитатель и я на своем месте, — с гордостью сказала Анна Августиновна. — Были у меня два ангела — мама и лучшая подруга, они молились за меня. А еще «фея добрая», которой в любую минуту, в любое время суток можно было позвонить. И коллектив — мои «очумелые ручки», которые выручали и помогали.
У Анны Августиновны двое взрослых сыновей. Один сын в Гродно работает, другой — инженером на птицефабрике.
— Работа наша связана с детством, купаемся в этом детстве, в этих детских ласках, улыбках, объятиях. Это счастье! В преддверии праздника желаю всем нескончаемого потока энергии, позитивных эмоций, терпения, и, конечно же, здоровья!
Чтобы все жили дружно
Юрий Францевич Фальковский — преподаватель английского языка в средней школе № 7. Сам учился в Полонковской СШ Свислочского района. Изучал французский язык. В 10 классе заинтересовался иностранными языками.
— Учителя у меня были очень хорошие. Мария Павловна Курбат, Галина Сергеевна Зялик. Глядя на них, я стал думать о педагогике. В 10 классе записался на курсы в институт иностранных языков. В 1997 окончил нынешний Минский государственный лингвистический университет.
До поступления Юрий Францевич успел поработать слесарем в колхозе им. Дзержинского в деревне Ханьчицы. А когда уже учился в Минске, на четвертом курсе, стал работать в 181-й
школе. Учителей иностранного языка не хватало. Хоть и просили его остаться в Минске, предпочел столице Волковыск, чтобы быть ближе к родителям. Преподавал французский, английский. С 1995 года работает преподавателем в средней школе № 7. Здесь же его жена учит детей русскому языку и литературе.
— Многие спрашивают, каково это вместе работать, как делим компьютер. Просто. Я — с ноутбуком, она со стационарным, — говорит учитель. — А вообще, педагогика — это трудно. Надо, как говорится, прикипеть душой. Я люблю детей, люблю коллектив. В другой профессии себя не вижу. Быть постоянно в движении — это про меня. С марта этого года я — председатель профсоюзного комитета. В этом комитете 179 работников и 68 пенсионеров. Ответственность большая. Профсоюз — это тоже моя очередная ступенька, моя опора, надежда и поддержка. Сразу тяжело было, но мне помогают, и все получается.
Юрий Францевич — еще и классный руководитель уже пятого по счету класса.
— У меня свои требования, свои принципы: чтобы все жили дружно, чтобы ценили друг друга. В любой ситуации можно найти компромисс. А вообще, все нужно делать сообща.
— В чем задача педагога? — спрашиваю у Юрия Францевича.
— Воспитывать и сложное сделать простым. Чтобы у детей было желание учиться. Нужно быть самим собой, делать все правильно, быть патриотом своей Родины, любить ее и делать все, чтобы она процветала. Коллегам желаю, чтобы в жизни у них было все прекрасно, чтобы всегда шли к намеченной цели.
У Юрия Францевича и его жены двое детей. Сын Костя в Гродно в Ленинском РОВД работает, получает второе высшее образование. Дочь Маша учится в Академии МВД на факультете правоведения.
С экспериментальным подходом
Валентина Чеславовна Слащинина работает директором Волковысского районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
— Я мечтала быть учителем. Школу окончила с отличием, с красным дипломом — наше педучилище. Профессия мне нравится, — говорит Валентина Чеславовна.
Окончив Волковысское педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов» в 1994 году, она работала учителем начальных классов в Вороновском районе. Вышла замуж и вернулась в Волковыск. Высшее образование получила в Гродненском государственном университете имени Я. Купалы.
— С 1999 года я работаю в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации социальным педагогом. На базе высшего я уже прошла переподготовку в Академии последипломного образования в Минске по направлению «специальное образование». Я полюбила это направление, считаю его очень важным. Когда я еще только начинала работать, существовали только интернатные учреждения специального образования, где обучались даже не все категории детей, так как некоторые считались необучаемыми. В настоящее время каждый ребенок имеет право получить образование в силу своих возможностей. Специальное образование развивалось, и теперь это равноправная ветвь системы образования. Это сложное направление, потому что дети непростые, родители обеспокоенные, ко всем нужно найти особый подход. Педагог специального образования всегда работает с экспериментальным подходом. Потому что для ребенка с особенностями психофизического развития специалист пишет индивидуальную программу, по которой будет с ним работать. Да есть какая-то основа, база, но сама коррекционная направленность очень индивидуализирована. И поэтому педагог специального образования всегда должен самосовершенствоваться, самообразовываться. И быть в некотором роде экспериментатором в подходе к образовательному процессу.
По словам Валентины Чеславовны, сегодня наше государство слышит родителей разных категорий, учитывает их мнения, пожелания. Много внимания вопросу специального образования уделяет Наталья Кочанова, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Министр образования Андрей Иванец при посещении школ всегда обращает внимание на развитие специального образования.
Помимо работы с обучающимися центр сегодня является координатором специального образования.
— В районе нет учреждения, которое бы не реализовывало программу специального образования. Дети с особенностями есть везде. Каждая школа, каждый детский сад работают в этом направлении. И мы с ними взаимодействуем. Специалистов, которые работают в системе специального образовании Волковысского района, считаю сильными профессионалами. У нас в центре очень хороший коллектив, настоящая команда единомышленников.
Валентина Чеславовна замужем. Старший сын уже работает, младший — студент-первокурсник.
— Учитель — это очень интеллигентная профессия. Гуманная. Самое главное в профессии учителя — это любить людей, любить детей. Уважительно к ним относиться. Делать свою работу ответственно. Чтобы не было стыдно, чтобы совесть была спокойна и чиста. Человек, который работает в сфере образования, должен быть порядочным, добросердечным, трудолюбивым и ответственным, уметь слушать и слышать.
Желаю коллегам получать удовольствие от своей профессии. Идти на работу с охотой и видеть результат своих творческих начинаний!
Дать раскрыться способностям
Евгений Олегович Буслович — педагог дополнительного образования Волковысского центра творчества детей и молодежи отделения туристско-краеведческого профиля. Молодой и энергичный преподаватель окончил Волковысский колледж ГрГУ им. Янки Купалы в 2009 году, затем — Гродненский государственный университет. Отслужил в армии в 11 бригаде в Слониме. Его жена Екатерина — психолог в Волковысском детском доме.
— У нас в центре творчества интересно, — рассказывает он. — Занимаемся с подростками 9—15 лет спортом, выезжаем на турслеты, в велопоходы, на различные соревнования. Летом были в передвижном девяти-
дневном палаточном лагере.
Евгений ведет туризм, спортивное ориентирование, велосипедный туризм, который сам очень любит. В туризме его воспитанники занимаются такой дисциплиной, как туристско-прикладное многоборье. Ребята тренируются на турбазе по ул. Победы 11, где есть веревочный городок.
— Всех воспитанников стараемся развивать. Одни быстро осваивают, другие немного дольше, — рассказывает Евгений. — Наши занятия укрепляют здоровье, повышают физическую выносливость. В армии мальчишкам пригодится физическая подготовка. Дети становятся менее замкнутые, чем те, которые сидят в телефонах. Когда ребята в соревнованиях участвуют, учатся адаптироваться к новой среде. У них новые друзья появляются. Это детям нужно.
В велотуризме Евгений обучает детей технике: правильной посадке на велосипеде, байкфиту (настройке велосипеда). Рассказывает, как переключать передачи на велосипеде, как подниматься в гору, обучает навыкам ремонта, особенностям питьевого режима, учету аэродинамики.
— Встречный ветер — плохо. Из-за него недавно в Слоним на велосипеде долго ехал. Это моя тренировка.
— В Слоним?
— 65 км — это не много, — улыбается преподаватель. — В прошлом году в велопоходе проехали 300 км за восемь дней и первое место в Гродненской области заняли. В велопоходе участвовали мои воспитанники, Павла Махомета и Миланы Биш. Вообще образование нашего профиля в последнее время вышло на другой уровень. Становится тяжелее в плане техники и конкуренция серьезная. Много появилось разрядников, кандидатов в мастера спорта в 15-летнем возрасте.
В их обучении, по словам учителя, лучше меньше говорить, а больше показывать своим примером. Детям тогда интереснее, они и друзей приводят.
— Нужно раскрыть детские возможности. Недавно в соревнованиях один парень на секунду проиграл победителю. То есть, человек может многое, надо лишь дать базу, и тогда она рано или поздно позволит ему раскрыться, — говорит Евгений.
— Поздравляю коллег с Днем учителя, желаю крепкого здоровья, терпения. Всегда идти до конца в своих начинаниях, и не сдаваться! — пожелал педагог.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.