Гнезно. Место, в котором хочется жить - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Пятница, 16 Января 2015 00:00

Гнезно. Место, в котором хочется жить

В нашем районе много сельских населенных пунктов, каждый из которых поражает невыразимой самобытностью. Одним из самых красивых и живописных, несомненно, является Гнезно. Сочетание старины с современностью, сельского уклада жизни со всеми благами цивилизации производит воистину непередаваемое впечатление и делает это местечко настоящей жемчужиной Волковыщины.

Кстати, это самая близлежащая от райцентра деревня. Неудивительно, что именно она первой в районе получила статус агрогородка.

Такое любопытное «гнездо»

Когда возникла деревня — не известно. Начало ее истории теряется в глубине веков. Некоторые исследователи считали, что здешнее поселение относится к числу основанных еще в дохристианские времена. Например, известный историк первой половины позапрошлого века Нарбут. О существовании имения Гнезно в 14 веке упоминается в Литовской метрике. В то время оно было великокняжеским владением, которое монарх давал в пользование сановным асобам. Имение называлось «Гнездо» и принадлежало Монивидам — богатому роду Великого княжества Литовского. В 1449 году великий князь ВКЛ и король Польши Казимир Ягелончик подарил Гнезно Николаю Войшвиловичу. Последующими владельцами Были Николай Шемет и его наследники…

В 1812 году деревня была сильно разрушена французскими войсками. А сразу после этого она перешла во владение семьи Тарасевичей, которые оставались хозяевами до 1939 года.

От прошедших времен сохранилbсь здесь несколько зданий, имеющих историческую и художественную ценность. В их числе — известный костел Святого Михаила Архангела, являющийся архитектурным раритетом белорусской поздней готики с элементами ренессанса. Аналогов ему среди памятников зодчества в нашей стране нет.

Выразительность и своеобразие придает его природный ландшафт: в южной части протекает река Нетупа. В восточной — расположен старинный парк с преобладанием лиственных деревьев. Он окружает усадьбу и простирается вдоль былого тракта. На западной окраине парк незаметно переходит в сад. За старинным сохранившимся домом есть пруд, возле которого любят отдыхать жители и гости. Река здесь делает несколько затейливых изгибов, возле одного из которых разместился небольшой остров. С территории усадьбы на противоположный берег Нетупы можно попасть через мостик. А рядышком — еще один пруд…

Площадь территории агрогородка — 250 гектаров. Численность населения — 523 человека. Количество жилых домов — 138. Около восьмидесяти процентов населения проживает в индивидуальных жилых домах.

С приобретением статуса агрогородка в 2005 году существенные перемены произошли как во внешнем облике Гнезно, так и в судьбе местных жителей. Улицы имеют добротное асфальтное покрытие, полностью заменена линия электропередачи, проведена телефонизация домов. Реконструкция коснулась практически всех объектов социальной сферы, а перемены к лучшему вошли в обычную жизнь сельчан. Природный газ, центральное отопление, водопровод, канализация, бытовые удобства в доме, заасфальтированные улицы и даже наличие тротуаров — все это стало нормой для нынешних гнезновчан.

Сделан капитальный ремонт больницы и амбулатории с оснащением их новым оборудованием, в том числе стоматологическим. В больнице сестринского ухода уютные и комфортабельные палаты.

Сельский центр культуры и досуга, а также библиотека расположены в здании, представляющем историко-культурную ценность. Большой и хорошо подобранный книжный фонд, компьютер…

Во время проведения работ по благоустройству агрогородка было разбито много клумб и газонов, на которых весной-летом-осенью буйно растут и цветут всевозможные растения.

Понятно, что агрогородок Гнезно впечатляет еще на подъезде. Сейчас, правда, так не оценишь всю красоту здешних мест. Зато про них легко и подробно расскажут его жители. Как, впрочем, и про многое другое.

Вместе на одном месте

Иван Леонтьевич и Галина Викторовна Гаврилики.

Иван Леонтьевич и Галина Викторовна Гаврилики почти ровесники. И хоть супругам уже за 70, про детство и юность, которые неразрывно связаны с судьбой деревни, они помнят почти все.

— Веселая была деревня, детей много, река рыбная и быстрая, горки хорошие. В любое время года порезвиться было и где, и с кем. Правда, свободного времени недоставало. Полуголодными ходили, одежку по очереди носили, работали наравне со взрослыми. Так как долго война эхом отзывалась. У нас так точно, потому что семья была большая — шестеро детей, три девочки и три мальчика, включая меня. Тем не менее, получалось и раков ловить, а их в то время немерено здесь водилось, и рыбу удить, и в лес ходить. А уж как на зимних каникулах на лыжах с горки катались, то даже и теперь снится иногда, — рассказывает Иван Леонтьевич. Самым ярким своим воспоминанием о детстве он называет игру в лапту. О юности — любовь, первую и ставшую единственной. О зрелости — детей, а потом внуков. Вспоминает школу-семилетку, которая на том же месте стоит еще с «польского часа». Много детей училось в ней, а радость от постижения наук была огромная. Конечно, много внешне измененная.

По мнению Ивана Леонтьевича, деревня территориально мало изменилась. Особенно это касается основных улиц. Новые же улицы с новыми домами находятся поодаль, не затрагивая исторического центра. Пожилой мужчина помнит, как шли разговоры о том, что Гнезно станет агрогородком. И как шутили местные, что не сельчанами уже зваться будут, а агрогорожанами.

— Зваться мы продолжаем сельчанами, а вот жизнь под стать городской стала, — после этих слов хозяин взял велосипед, чтобы ехать в магазин за продуктами.

Иван Леонтьевич приветливый и доброжелательный, отправил меня с расспросами к жене. И улыбнулся, добавив, что она у него знатный рассказчик.

Прав оказался, как говорят, на двести процентов. То, что поведала Галина Викторовна, может явиться сюжетом для рейтингового фильма, если кто-то надумает таковой снять.

— Здесь родились и жили все мои предки, которых помню я, и которые помнили друг друга из поколения в поколение. Я — единственная дочка в семье, были у меня еще два брата, теперь, правда, один остался — Станислав. Вацлав жил в Польше, недавно умер. Они оба старше меня, больше чем на десять лет. Детство было тяжелое, безрадостное почти. Из-за того, что маму рано потеряла — девять лет мне было, когда она умерла. Папа так больше и не женился, — по глазам было видно, что собеседница моя не в настоящем времени, а в том периоде своей жизни, «когда деревья были большими».

Братья женами обзавелись, оба пошли в примы. А Галинка жила с отцом и его старенькой мамой. В общем, хорошо жили. Отец души не чаял в дочушке единственной. Бабуля старалась маму заменить девчонке. Это у нее не до конца получалось, потому что за восемьдесят старушке было. Так прошел почти десяток лет. А потом новая трагедия обрушилась на плечи юной девушки.

— Бабушка приболела немного, так, ничего серьезного, простыла просто. В это время я захожу с папой поздороваться, а он мертвый лежит. Братья уже отдельно жили, свои семьи имели. Они сразу приехали в родительский дом, все вместе мы папу в последний путь собрали. И все думаем, как это бабушке, маме его сказать? Наконец я решилась. Прихожу в соседнюю комнату, где она лежала и спрашиваю, мол, знаете ли вы, что у нас случилось? «Знаю», — ответила бабушка и попросила меня помочь ей подойти к мертвому сыну. Я подвела ее к папе, она заплакала и незнакомым мне голосом попросила: «Сыночек, возьми меня с собой». А вечером, спустя несколько часов, когда отца отпевали, она умерла, — Галина Викторовна помнит этот день с мельчайшими деталями. Говорит, что две смерти в один день за всю историю деревни не было.

Следом к ней пришли более ранние воспоминания. Не менее трагичные, но коснувшиеся всей деревни. Это большой пожар в 1948 году:

— Еще мама жива была. Как раз уборка зерна к концу подходила, и родители, чуть рассвело, ушли в поле. Стась, брат, как раз коров с поля пригнал, посадил меня на стол возле окошка, дал куклу любимую и лег подремать немного. Я разговаривала с куклой и вдруг услышала громкий плач. Посмотрела в окошко — на углу улицы стояла плачущая и заламывающая руки женщина. Я подошла к брату и говорю: «Стасик, вставай, вставай, там соседка сильно плачет». «Пусть плачет, а ты играй», — спросонья ответил брат. Я не успокоилась и растормошила, наконец, его. Когда он вышел, уже горел наш сарай. Тогда домов здесь было больше, и стояли они вплотную друг к другу. Брат заметался, начал скотину выпускать, но так и не спас ничего — погода огню способствовала. Жара была и ветерок. Домов 30 сгорело, вместе с сараями и скотиной. Только кони, которые с людьми на поле были, уцелели. И курей-гусей-уток несколько успело убежать. Без крова осталось половина этой улицы, что теперь называется Мстибовской. Тогда названий улиц еще не было. Могло и больше домов сгореть, но с Волковыска на помощь подоспели солдаты.

Отчего случился пожар, до сих пор с полной уверенностью сказать никто не может. Вероятнее всего, парни в сарае с соломой курили… Погорельцы разместились по соседям. Люди были очень дружные, помогали друг другу всегда, поэтому несчастных как родных приняли. Всем помогли, потому что остались без еды, без одежды, без единой вещички. Семья Галины обосновалась в плебании у ксендза. Восстановили свои дома люди примерно в течение четырех лет.

Своим самым большим везением в жизни Галина Викторовна называет мужа. Говорит, любовь ни на грамм не притупилась с годами. Вместе они сына Александра вырастили. Теперь не натешатся внучками. И правнучкой. Встречаются часто — и семья сына приезжает, и они с мужем детей в городе навещают. Жалеет пожилая женщина только о том, что «не дал Бог больше детей».

Почти каждый день супруги Гаврилики ходят в костел — он прямо напротив дома расположен. А в свободное время Галина Викторовна выпекать любит, да и певунья она знатная. Раньше и в рукоделии ей равных не было. А теперь зрение не то.

Садовские с улицы Садовой

Семья Садовских

Павел Садовский, потомственный житель Гнезно, встретив однажды на дискотеке в родном клубе незнакомую девушку, понял, что жить без нее больше не хочет. Подобные чувства испытала и Светлана. Она в то время переехала с семьей в наш район, в небольшую деревеньку Яныши вблизи Гнезно из Казахстана. Семнадцать лет прожив в крупном городе Кустанае, Света грустила по шумным улицам, по большим компаниям, по близким друзьям и подругам. Первый танец с Павлом полностью изменил ее мысли:

— На смену большой депрессии пришла большая любовь. И, соответственно, — радость. Мы начали встречаться. А когда я, окончив училище, получила профессию продавца, мы поженились. Жили первое время у свекрови, потом получили однокомнатную квартиру от хозяйства. Когда, через два года после Андрюшки, родилась Юленька, решили купить собственное жилье. Вот этот домик. Он и теперь в ужасном состоянии, а видели бы вы, какой он был…

Светлана преувеличивает. Пока, конечно, ремонт в доме не закончен, но здесь комфортно, красиво, уютно. А еще сразу видно, что в семье царят любовь и понимание.

Павел свою малую родину не променяет ни на какое другое место. Вспоминает ее в свете своего детства, которое пришлось на 90-е годы прошлого века. Говорит, тогда веселее было в том плане, что детей и молодежи было больше. В любое время года на улицах было шумно и многолюдно. В детский сад целая компания шла. В школе — одиннадцатилетке — было многолюдно. Кроме местных приезжали в сад и школу дети со всех окрестных деревень. Классы насчитывали до 30 учеников. А потом деревня стала «стареть» — уезжала молодежь, а обратно мало кто возвращался. Изменения к лучшему в деревне произошли после получения ею статуса агрогородка. Начали строить удобные домики, провели коммуникации и потянулись сюда люди — оставались и возвращались местные, «чужие» селились, выбрав Гнезно своим «гнездом».

— Детей пока все еще маловато. Вот в классе четвероклассника Андрюшки, к примеру, учиться всего семь детишек. А у младшенькой Юли во втором классе —только шесть. Но мы с женой считаем, что такая ситуация временная. Потому что у нас есть все условия для жизни, работы и отдыха. Более того, администрация хозяйства и работники сельсовета стараются все это сделать еще лучше, — считает Павел.

Он работает в местной котельной, а Светлана — в больнице сестринского ухода. Работа молодых супругов устраивает. В город, как говорят, «рукой падать» — 5 километров езды на машине. Тем более, в Гнезно есть железнодорожная станция с часто останавливающимися поездами и дизелями. Так что и в Гродно попасть без проблем можно, и в Минск… У молодой семьи много друзей. Часто собираются вместе, весело проводят время. Светлана хорошо поет, принимает участие практически во всех проводимых в деревне мероприятиях. А их немало.

Супруги говорят, что двое их деток — это не предел. И шутят, что постараются догнать родителей Павла, в семье которых пятеро детей.

Удобно, красиво, радостно

Александр Говейно, главный агроном КСУП «Гнезно» и депутат районного Совета депутатов 

Александр Говейно, молодой главный агроном КСУП «Гнезно» и депутат районного Совета депутатов в своем детстве и в ранней молодости даже не знал, что существует на земле деревня с таким названием. Родился он в одной из деревень Пружанского района Бресткой области.

— Здесь председателем хозяйства был наш земляк и друг моего отца. Он мне и предложил переехать сюда. До этого я пробовал работать в городе, но вскоре понял, что это не мое, — рассказал Александр.

На то время он уже был женат на девушке Елене из своей деревни, и молодая семья воспитывала маленькую дочь. Сначала жили на частной квартире, а потом получили жилье от хозяйства. Это были 2002-2003 годы, и уже было известно, что Гнезно станет агрогородком. Даже первые домики строились.

— Первое мое впечатление о деревне — самое позитивное. Город рядом, железнодорожная станция, хорошие детский сад и школа… Такого в моей родной деревне, тоже большой и красивой, не было. А теперь для меня и Гнезно родной стала. И для моей семьи тоже.

Особенно Александр восхищается школой, в которой занимаются его тринадцатилетняя дочь Настя и уже здесь родившийся шестилетний сын Иван. Говорит, что даже в Волковыске не каждая из школ может похвастаться такой технической оснащенностью. И уютом. И профессиональными педагогами. Аналогично он отзывается и о местном детском садике, где работает его жена.

Вставал у молодой семьи, уже проживающей в Гнезно, вопрос о переезде в город:

— Жена тогда сказала четкое «нет» и попросила больше не поднимать этот вопрос. Спустя пять лет я понимаю, какой бы ошибкой стало, если бы мы решились поменять Гнезно на Пружаны, Волковыск или даже Брест. Потому что нигде не может быть так красиво, удобно и радостно, как здесь.

 Самые-самые-самые

  • Самый почтенный возраст у Степана Степановича Янюка, которому шестого августа исполнилось 90 лет. К сожалению, его жена уже умерла. Но одиноким пожилой мужчина себя не считает, потому что рядом живет семья дочери.
  • Самым юным жителем Гнезно считается пока Владислав Ульдинович, которому скоро исполнится три месяца. Мальчик родился в благополучной семье третьим ребенком.
  • Самую многодетную семью в агрогородке не назовешь, потому что их четыре. Супруги Елена Николаевна и Александр Мечиславович Янушкевичи, Елена Иосифовна Тимошко и Владислав Владимирович Полищук, Евгения Петровна и Сергей Толеславович Соловьи и Екатерина Ивановна и Артур Казимирович Ульдиновичи воспитывают по трое детей.
  • Самый солидный супружеский стаж — у Алиции Иосифовны и Станислава Викторовича Агейчиков, которые в любви и согласии прожили более пятидесяти лет.
  • Самый активный читатель агрогородка — Елена Вацлавовна Балюкевич, пенсионерка. Библиотеку она посещает как минимум раз в неделю. Любит читать периодику, разгадывать кроссворды. Нравятся ей также детективы и женские романы.
  • Самым активным подписчиком на периодику является Ромуальда Ивановна Леоник, пенсионерка, бывшая учительница. Сейчас в ее дом приходит 19 наименований газет и журналов, в том числе и «Наш час». Кстати, «районку» в Гнезно выписывают 130 семей.
  • Самыми большими любителями молока можно назвать восемь семей. Именно в их подсобных хозяйствах содержатся последние девять коров из ранее многочисленного стада.
  • Самыми красивыми дворами можно назвать приусадебные участки Людмилы Станиславовны и Михаила Михайловича Андала, Людмилы Михайловны и Евгения Александровича Гуляй, Люции Эдвардовны и Казимира Казимировича Садовских и Александра Робертовича и Натальи Станиславовны Трухан. В общем, практически все семьи жителей Гнезно стараются содержать свои дворы в образцовом порядке.
  • Самый продолжительный трудовой стаж — у Евгении Григорьевны Зубковой, главного экономиста КСУП «Гнезно». Начав трудовой путь с ранней молодости, она и сегодня продолжает работать.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 8440 раз Печать