Не забывается такое никогда - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Понедельник, 10 Сентября 2018 21:21

Не забывается такое никогда

Уборочная страда успешно завершена, у ее участников появились другие заботы. Но не раз герои хлебной нивы в мыслях возвращаются к тем моментам работы, которые забыть невозможно. Как правило, это первая жатва, от которой время у одних несколькими десятилетиями измеряется, а у других — несколькими годами.

Дело любимое, с детства привычное

 

Считанные земледельцы могут похвастаться таким стажем работы на комбайне, как у Бориса Мироня из КСУП «Матвеевцы», для которого прошедшая жатва была 36-й самостоятельной по счету. В целом он убирал хлеб на родных полях 48 лет.
Первый раз шестиклассник Борис вышел на полноценную уборку зерновых колосовых вместе со своим отцом — Федором Константиновичем Миронем, одним из лучших комбайнеров колхоза имени Жданова (сейчас — КСУП «Матвеевцы») в качестве помощника комбайнера. Кстати, в 70-х годах (да и позже) прошлого века несовершеннолетние дети с отцами работали на вполне законной основе. Это даже поощрялось, когда школьник, сын или дочь, участвует в уборочной кампании.
— Поля меня, как и других мальчишек и даже девчонок, привлекали с детства. Помню, как мы с друзьями не ложились спать, пока с работы не придут отцы. Помню, как смотрели с завистью на огромные комбайны, плывущие по полю, и делились мечтами, что, когда вырастем, будем сами управлять такой техникой, — вспоминает Борис Федорович.

Он помнит, как однажды зимой отец пришел домой и сказал при всех домашних, что, если Боря покажет хорошую учебу в школе, то летом пойдет к нему помощником. Счастью мальчика не было предела. Естественно, учебу он подтянул, старался быть аккуратным, ответственным и послушным. А во время летних каникул его мечта стала явью — летом 1970 года он стал полноправным членом отцовского экипажа:
— Первой культурой, которую я убирал, была рожь. Наш комбайн СК-4 «Нива» не имел кабины, которую заменял прицепленный над головой комбайнера зонтик, защищавший немного от солнца, но не от дождя. Бункер для зерна находился сбоку, поэтому в лицо летели пыль и шелуха. Центральный транспортер был из брезента. Для помощника комбайнера места не было, стебли в жатку я подавал, стоя на колодке, приставленной к подножке комбайна. Помню поле, которое все было усыпано васильками и ромашками. Во многих местах рос осот. Это из-за того, что химпрополок тогда не было. Если память меня не подводит, то с гектара в тот год мы намолотили где-то около 17 центнеров, что было хорошим результатом.

После первой семейной уборки проводить жатву совместно у отца и сына Мироней стало традицией. Так было до окончания школы. А затем, отслужив в армии, Борис попытался найти счастье в городе. Познакомился с девушкой Еленой, ставшей впоследствии его женой. Она тоже родилась и выросла в деревне, в Моисеевичах. Однажды, неожиданно для самих себя, молодые супруги признались друг другу, что гложет их тоска по деревенскому укладу жизни, по родным полям и нивам. Переехав жить в Романовку, в родительский дом Бориса, вздохнули с облегчением и забыли напрочь про сомнительное счастье городской жизни.

— Мне тогда было 23 года. Конечно, я сразу пошел в контору в Изабелин устраиваться в родной колхоз имени Жданова. Меня взяли водителем. Дело было как раз перед уборкой урожая, машины для меня не было, зато в колхоз поступило три новеньких СК-5 «Нивы», шикарных, с кабиной… Один из них дали моему отцу, второй — нашему товарищу, а третий предложили мне. Именно в том, 1982 году, я провел свою первую самостоятельную жатву на новом комбайне. Помощником у меня тогда была жена. То лето выдалось дождливым, простаивали, бывало, по три и даже больше часов. Помню обед, так называемую «ссобойку», состоящую, как правило, из хлеба, сала и лука, но казавшуюся такой вкусной.

Борис Федорович говорит, что тот новый комбайн ни в какое сравнение не шел с современной техникой. И по техническим параметрам, и по удобствам. Например, там не было контроля температуры, вообще никакого, даже слабенького вентилятора.
— Зато всякая поломка техники выправлялась за считанные часы. Если у комбайна выходила из строя какая-то деталь, то работники «райсельхозтехники» доставляли ее по первой просьбе. Не было проблем с топливом. В любое время можно было результативно обратиться к руководителям, как колхоза, так и района. На уровне относились к людям, занятым на уборке — передовиков определяли и поздравляли каждый день.., — немного ностальгирует по былым молодым годам механизатор.

В первый год самостоятельной работы он намолотил около 700 тонн зерна и стал лучшим комбайнером в своем хозяйстве, одним из лучших в районе, области и республике:
— Мне не хватило 12 тонн намолота, чтобы стать в респуб-лике третьим. Но меня все равно поздравили и наградили. Как память о той жатве, я храню Знак ЦК ВЛКСМ «Золотой колос».
Комбайнер показывает красивый и стильный значок, похожий на медаль. К слову, эта награда была учреждена постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ в мае 1967 года и вручалась молодым работникам, отличившимся при выполнении производственных заданий, показывающим пример творческого отношения к труду, активно участвующим в пропаганде и внедрении достижений науки и передовой практики.

Когда пришло время (а комбайн в те годы, как правило, списывали или переводили на другой вид работ через восемь лет), взамен «Нивы» Борису Федоровичу дали новенький «Дон». Кстати, новую технику и тогда давали только грамотным, ответственным и трудолюбивым комбайнерам.
— «Дон», несомненно, был производительнее и комфортнее «Нивы», но до современного КЗС-1218 «Полесье», на котором я теперь обмолачиваю зерно, ему далеко. Думаю, что прежней техникой нынешние урожаи не убрать бы вовремя. А поля, они всегда неизменно красивые были. И колос глаз радовал. И труд радость доставлял. Особенно, когда вместе трудятся твои земляки, заинтересованные в общем деле. А рядом, плечом к плечу с тобой, работают родные люди. Когда я уже на «Дону» молотил, в моих помощниках по-стоянно ходила одна из трех моих уже подросших дочерей — Татьяна, Светлана или Кристина. А теперь помощником у меня зять Виктор Рунге. Работать с членами своей семьи легче. Да и деньги почти в один карман идут, — рассказал Борис Федорович. В силу возраста ему уже не придется работать в одном комбайнерском экипаже с внучками (а их у него шестеро). Впрочем, девочки могут выбрать профессию, не связанную с земледелием. Но передовой «матвеевский» механизатор надеется, что семейное дело хлеборобов будет в их семье продолжено.

С «Нивы» — на «Дон», с «Дона» — на «Лексион»

Сколько тонн зерна намолотил он за время работы комбайнером, сказать сложно. Одно понятно — счет идет на десятки тысяч. И не только потому, что Андрей Долгополик из КСУП «Племзавод «Россь» уже много лет зерно молотит, а еще и потому, что не меньше 10 лет он постоянно входит в число районных тысячников и часто — двухтысячников.

Но первым делом передовой комбайнер вспоминает свою первую жатву, которую провел помощником комбайнера под руководством своего начальника и наставника Николая Петровича Веретило. Работали они на СК-4 «Нива», приличная на то время техника. А рядом, с другими наставниками, трудились такие же шестнадцатилетние пареньки как сам Андрей. Почти все они в силу возраста и выбранного жизненного пути неподдельно интересовались техникой, особенно сельскохозяйственной. Было весело, на полях царил здоровый дух соперничества.

— Мы шли с поля, обсуждая прошедший рабочий день. Постоянно рассказывали друг другу о том, кто сколько тонн намолотил, кто что новое узнал, кого и за что похвалили… А потом, придя домой, к маме, я садился есть и снова рассказывал о прошедшем рабочем дне: о том, кто сегодня вышел в лидеры, как оценил мою работу опытный комбайнер, какая будет погода завтра и что мы будем убирать. Я видел в глазах мамы переживания и гордость за меня. Папы уже в живых не было.., — вспоминает Андрей Иванович самую первую свою жатву.
Тогда экипаж комбайнера Николая Веретило и его помощника Андрея Долгополика занял призовое место в хозяйстве. Что получил команир экипажа, Андрей уже не помнит, в вот хрустальную вазу, доставшуюся за победу ему, не забудет никогда. И не потому, что хрусталь в то время был желанным дефицитом, а потому что это была первая оценка его, как хорошего работника.

Жил он в деревне Лозы, до сих славной трудолюбивыми людьми, лучшими в районе механизаторами. Работал в колхозе, который в то время назывался «Советская Белоруссия». В помощниках комбайнера Андрей «ходил» до середины девяностых годов, исключая два года службы в армии. Его самостоятельная первая жатва пришлась на 1995 год.
— Я стал комбайнером, работал с напарником Геннадием Жеребило. Эта жатва запомнилась мне прежде всего тем, что я в том же году женился на любимой девушке Гале. Свадьба наша состоялась в тот день, когда в колхозе отмечали «Дожинки». Помню, как пришли ко мне друзья-комбайнеры с «дожинковским» караваем. Помню чувство всеобъемлющего счастья, которое тогда испытывал — я чувствовал себя самым счастливым человеком в мире.

Еще навсегда остались в памяти жаркие, в прямом смысле слова, дни жатвы того года. А может быть, следующего? Точно уже не скажу. Но помню духоту и пыль, от которой не было спасу. Проедешь, бывало, круг, сядет напарник на место комбайнера, а я в одежде — в карьер. Выходишь мокрый, а через пять минут уже полностью высыхает одежда. А бывало, выпрыгнешь из «Дона» и ощущаешь прохладный воздух при 40-градусной жаре. Это же сколько в кабине тогда было? — делится впечатлениями о былом Андрей Иванович. В связи с жарой он вспомнил про существующие в то время противопожарные правила. А они были на высоте, примерно, как и в теперешние времена:
— Чиркнет, бывало, жатка по камню и возгорание на поле происходит. Тушили все, кто свободен. И песком, и брезентом, и огнетушителем, и водой, всем, что было в зоне доступа.

По воспоминаниям комбайнера, поля в то время были чистые, а урожайность примерно на уровне нынешней:
— Помню, в одну из первых своих жатв я в день намолачивал до 100 тонн зерна. Но комбайнов на уборке было задействовано больше, а потому, соответственно, тысячу тонн намолотить было сложно. В то время председателем у нас был Виктор Витальевич Трайгель, главным агрономом — Евгений Тихонович Шаботенко. Это были руководители, каких еще поискать. Благодаря им наш колхоз всегда был в числе лучших. Мы постоянно оказывали помощь другим хозяйствам района и области.

Мысли Андрея Долгополика переключились к первой жатве, проведенной им совместно с сыном Егором. Он вспомнил своего маленького мальчика, которого невозможно было уложить до прихода с поля отца. Однажды пришел Андрей, а его Егорка спит во дворе, улегшись на их большого домашнего пса — вместе ожидали и заснули оба. А потом подросший Егор захотел помогать отцу на уборке. И вот уже шесть лет они в одном полевом экипаже показывают отличные результаты. Старший Долгополик делится, какое это необыкновенно приятное чувство — работать вместе, чувствовать гордость за ребенка, который вырос умным, ответственным, трудолюбивым. Напомню, что в 2015 и 2016 годах отец и сын Долгополики стали первым в районе экипажем-тысячником. У Долгополиков двое детей, которыми по праву гордятся и Андрей, и Галина — дочь Катя (провизор) и сын Егор (почти механик).
— Совершенствуется техника, улучшаются технологии, но жатва — она во все времена требует максимальной собранности и организованности, точного и высокопроизводительного использования техники. И будут намолоты, и деньги будут, — считает Андрей Иванович.

Жатва — это увлечение

Для Олега Ботвича прошедшая жатва восьмая по счету, а в нашем районе — вторая. За непродолжительное время молодой механизатор зарекомендовал себя как грамотный, ответственный, надежный работник.
Молодая семья Ботвичей, Олег и Татьяна, попали в наш район, в ОАО «Хатьковцы», из-за жилья.
— Мы с женой — убежденные работники сельского хозяйства. Я — по специальности электромонтер охранно-пожарной сигнализации, но в душе — механизатор, люблю технику, стремлюсь совершенствовать в этом свои знания. Таня — ветеринарный врач, намерена работать по своей профессии. Раньше я работал в Свислочском районе, в УСП «Новый Двор-Агро». Когда жена забеременела, мы решили выбрать для себя постоянное место работы, первым делом обращая внимания на наличие добротного жилья. Сегодня я почти полностью уверен, что ОАО «Хатьковцы» — именно то, что мы искали, — рассказал Олег.

В этом году в нашем районе он провел первую жатву в качестве старшего комбайнера. А в прошлом, после переезда, был помощником у механизатора со стажем Александра Василевского.
— Хоть до помощника я уже и старшим комбайнером был, но у Александра Федоровича многому научился. Все-таки разница в проведении уборочной кампании есть, даже в соседних районах. Что буду вспоминать про нынешнюю жатву? Многое. Во-первых, не глядя на то, что в хозяйстве я, как говорят, без году неделя, мне доверили две единицы новой техники. В том числе и зерноуборочный комбайн КЗС-1218 «Полесье», на котором я работал. Навсегда запомню и некоторые нюансы этой жатвы. Например, ту особую атмосферу и азарт, без которых я уже себя не представляю. Запомню чувство локтя. В некоторых хозяйствах (и слышал, и сталкивался лично) каждый сам за себя. То есть, если вдруг случится поломка в комбайне, то выкручивайся сам, как хочешь. Здесь я с таким не сталкивался. Здесь если стал комбайн, то сразу отправляют кого-нибудь на помощь, если даже из-за этого не доберешь зерна. Здесь один за всех и все за одного. Эта атмосфера взаимовыручки окрыляет, — рассказал Олег.

Еще он запомнит надолго невероятную засуху и жару жатвы-2018, не только сгубившую значительную часть урожая, но и мешавшую комбайнерам, особенно тем, у кого плохо работал кондиционер.
— Когда-то я расскажу своей дочке Насте, которой сейчас два года, как страдают сельхозкультуры от жары, и приведу ей в пример уборочную этого года. И это тоже будет одно из воспоминаний о первой моей жатве в Волковысском районе, — добавил молодой комбайнер.
На работу, как на уборку зерна недавно, так и на трамбовку силосной траншеи на «Амкодоре» сейчас, Олег идет с радостью. Говорит — «как на праздник». Главным в работе считает соблюдение техники безопасности.

Неплохие заработки на жатве — это, само собой, для механизатора важно. Но зерноуборочный комбайн он воспринимает не только как способ заработать деньги. Это его хобби, увлечение. Вспомнил, что выдался год, когда ему не довелось молотить зерно во время уборочной. И вновь нахлынуло чувство, охватившее его в то время:
— Мне казалось, что я лишен огромного удовольствия. Правильно говорят, что у каждого свое счастье. У кого-то — игра в казино или отдых на море. Для меня же — семья и работа на комбайне. Ну и здоровье, конечно.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 4113 раз Печать