Сказочный мир глазами взрослого. Часть 1 - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 23 Мая 2020 14:57

Сказочный мир глазами взрослого. Часть 1

В спорах рождается истина. Эту крылатую фразу часто можно слышать от людей, которые любят доказывать собственное мнение через жаркие дискуссии. Сегодня мы предлагаем порассуждать на тему «Сказки детям. За и против». И первым делом узнаем мнение тех, кто не любит сказочную литературу. Почему? Ответ в рассуждениях.

Мнение против

С рождением долгожданного чада для родителей наступает нелегкий период, называемый «воспитательным процессом». Взрослым приходится много и упорно трудиться в наставлении, назидании, укоренении, развитии и постоянной корректировке действий своих детей. Психологи утверждают, что ребенка необходимо воспитывать уже с пеленок. Одно небольшое упущение в этот период может напрочь разрушить тот образовательно-познавательный фундамент, который закладывался в маленькое существо с момента его рождения. Дети, как губки, в раннем возрасте без должной фильтрации впитывают в себя всю информацию, поступающую в их мозг. Задача родителей – не допустить внедрения в сознание ребенка не нужных, а где-то даже исключительно опасных сведений об окружающем мире.

Важнейшим катализатором на начальном этапе всестороннего развития личности является самообразование, которое, в частности, для ребенка начинается в рамках приобщения к тому или иному виду искусства. Что любят современные дети: компьютерные игры, мультфильмы, сказки? Пожалуй, все из перечисленного. Яркие персонажи пробуждают у несмышленых малышей неподдельный интерес и притягивают их, как магнит, к экрану телевизора или монитора. В тоже время многие родители предпочитают знакомить своих детей не только с приключениями «Маши и медведя» или «Шрека», но и периодически напоминать малышам о существовании сказочной литературы. Сказки требуют очень внимательного прочитывания и осмысления взрослыми до того, как будут изложены для детей. В народных сказках нарваться на нечто неподобающее сложнее, если это классические издания, а не новомодные «переложения».

Возьмем повесть А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Никогда не задумывались над кровожадностью и жестокостью содержательного посыла данной, заметим, детской сказки. А по факту: дровосек методично рубит головы волкам, посланным Бастиндой. Потом Элли просыпается, видит эту красоту и очень пугается. В сказке все описано достаточно колоритно. Оказывается, не все так однозначно по части гуманной воспитательной тематики в традиционных народных сказках.

Давайте полистаем страницы самых известных русских литературных произведений. Чему учат детей следующие примеры: три поросенка ошпарили волка кипятком, чтобы он вылетел обратно в трубу; досталось и в Красной шапочке тамошнему волку, которому зверским образом вспороли брюхо; колобка лиса в конце рассказа съела; медведь разломал теремок, в котором всем дружно жилось. Получается «добро победило зло, поставило его на колени и зверски убило». Понятно, что звери вроде как наказаны заслуженно, но какова мораль?

Сказку в стихах К. Чуковского «Муха-Цокотуха» вполне можно назвать полноценным триллером для детей. В ней рассказывается о том, как главная героиня - муха, найдя в поле деньги, купила на них самовар и пригласила насекомых на свои именины. Появившейся паук похитил муху. Однако, прибывший на помощь комар убивает паука и становится женихом мухи. Все насекомые бурно празднуют это событие.

Или возьмем любимую многими детьми сказку «Волк и семеро козлят». Режиссеры и сценаристы могут сей шедевр использовать для создания настоящего кровавого фильма ужасов. История такова: волк съедает козлят. Мать-коза находит хищника спящего с набитым желудком, вспаривает ему живот и оттуда появляются живыми 6 козлят, после чего заполняет живот камнями. На следующее утро коза встречает волка и предлагает ему посоревноваться в прыжках через костер. Коза перепрыгнула, а волка попытавшегося совершить такие же движения, камни потянули вниз и он сгорел.

Замечательная народная сказка «По щучьему веленью» повествует о том, как крайне ленивый и непривлекательный персонаж Емеля передвигается на печи, потому что не хочет оставить любимую лежаницу. Управляя своим транспортным средством, Емеля безжалостно давит людей. А царь ни за что ни про что в буквальном смысле сажает свою собственную дочь в бочку с первым попавшимся дурачком и выбрасывает их в море, тем самым отправляя свою кровинушку на верную смерть.

И это далеко не полный список сказок с ужасающими сюжетными линиями. Предлагаю вам на досуге открыть сборник русских народных сказок и прочитать произведение под названием «Лиса-плакальщица». Суть – умерла бабка и старик стал искать, кто ее оплачет. В общем, кто-то тихо, кто-то громко это делал. Только лиса хорошо. Оставил ее дед оплакивать свою старуху, а сам пошел гроб строить. Вернулся – ни лисы, ни бабки. Все лисичка съела и сама ушла. Жуть.

Вообще, в русских народных сказках уровень жестокости невысокий, если сравнивать с западноевропейскими аналогами. Например, в пушкинской «Сказке о мертвой царевне» (по сути, литературном переложении народной сказки) злая мачеха умирает от собственной злости, когда видит счастье ненавистной падчерицы. А в аналогичной немецкой сказке злую мачеху заставляют плясать в раскаленных железных башмаках на свадьбе падчерицы. Как раз русские сказки обходятся без излишне кровавых подробностей: чтобы убить Кощея – достаточно сломать иглу, на конце которой Кощеева смерть; съеденный Колобок поплатился за собственную глупость и беспечность. Конечно, бывают исключения из правил. От некоторых наших сказок лучше отгородить слабую и неокрепшую детскую психику.

Неприятно поражают не только отечественные сказки, но и классика зарубежной детской литературы. Возьмем, к примеру, сказки Г.Х. Андерсена, выдержанные в депрессивно-жутковатой манере с явно выраженной агрессией. «Гадкого утенка» все понукают. В «Стойком оловянном солдатике» идет повествование о войне главного героя с троллем, спасении от неминуемой гибели на дне городского канала и таинственном возвращении домой внутри огромной рыбины. Или возьмем сказку про «Мальчика-с-пальчика» Ш.Перро, где родители водили детей в лес, оставляя их там на съедание людоедам.

Стоит ли излагать ребенку подобные сказки в первозданном варианте, решать, лично вам. Наш вывод таков: рассказывать своему будущему ребенку оригинальные версии произведений с дикими садистскими подробностями я не стану. По-моему, сейчас и так жестокость льется на детей ушатами со всех сторон. Добро должно быть добрым. Не может положительный герой, защитник, убить, съесть, брюхо распороть. Добрые герои великодушны, а не око за око, зуб за зуб. Поэтому, почему бы не переделать концовку в известных рассказах: теремок отстроили лучше прежнего, волка коза с козлятами вытащила и он стал хорошим, в Красной шапочке охотники волка забрали к себе дом охранять и т.д.

Как и в любой образцово-показательно воспитательной сказке, есть своя сложившаяся мораль: не губите детскую психику набором злых, коварных, страшных рассказов, даже если это классические народные произведения. Не премините возможностью предварительного ознакомления с содержанием сказки, которую вы хотите прочесть своему чаду. Помните, личность ребенка формируется, в том числе под влиянием обстоятельств сопутствующих самопознанию мира через призму культурных ценностей. Субъективизм мнений позволяет даже на черное говорить белое, а посему, если некоторый плохой посыл в сказочном мире лично мне не приятен, это вовсе не значит, что таковым он будет и для всех остальных людей.

С противоположным мнением познакомимся через неделю.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 704 раз Печать