Этого забыть нельзя. Рассказываем о судьбе малолетней узницы фашистского лагеря, жительнице Волковыска, Марии Андреевне Сак - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Пятница, 09 Апреля 2021 20:00

Этого забыть нельзя. Рассказываем о судьбе малолетней узницы фашистского лагеря, жительнице Волковыска, Марии Андреевне Сак

11 апреля во многих странах мира отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. В этот день в 1945 году в самом крупном концентрационном лагере гитлеровской Германии — Бухенвальде — вспыхнуло восстание заключенных против своих поработителей. Восставшие смогли установить контроль над лагерем смерти и не позволили нацистам уничтожить следы своих преступлений.

Всего на территории фашистской Германии, стран-союзниц нацистского режима и оккупированных ими государств действовало более 14 тысяч концлагерей. И это не считая еврейских гетто, тюрем и прочих мест принудительного содержания. В них по разным подсчетам содержалось от 18 до 20 миллионов человек из 30 стран. Более 11 миллионов заключенных погибли, из них около 5 миллионов — граждане СССР, еще 5-6 миллионов — евреи со всех уголков Европы.

Узники жили в нечеловеческих условиях. Голод, непосильный труд по 12 и более часов, постоянные побои и издевательства — таковы были реалии пребывания людей в лагерях смерти. Над узниками ставили медицинские опыты, на них испытывали новые лекарственные препараты, у взрослых и детей брали кровь для переливания раненым немецким солдатам. Людей расстреливали, травили в газовых камерах, сжигали в печах крематориев, обнаженных обливали на морозе ледяной водой, пока те не замерзали заживо.

Средняя продолжительность жизни в концлагерях составляла менее года. За это время, по признанию эсэсовцев, узник успевал принести Германии около полутора тысяч рейхсмарок чистой прибыли. В некоторых лагерях, например, в Освенциме, «статистика» была иной. Более половины прибывших сразу же отправлялись в газовые камеры для умерщвления. Не меньшей жестокостью, чем Бухенвальд и Освенцим, «славились» Треблинка, Майданек, Маутхаузен и другие.

Поэтому недаром в 1946 году Международный военный трибунал, заседавший в г. Нюрнберге, признал уничтожение славянских и других народов, а также создание мест для уничтожения мирных людей не только военным преступлением, но и преступлением против человечности.

Что касается нашей страны, то на оккупированной территории БССР было создано более 260 концентрационных лагерей. Крупнейшим из них был Тростенец, где, по официальным данным, погибло 206,5 тысячи человек. Хотя некоторые исследователи полагают, что количество расстрелянных и сожженных узников, а также задохнувшихся в душегубках, превышает полмиллиона.

Напомню, что концлагерь (а затем и гетто) в годы Великой Отечественной войны существовал и в нашем городе. Располагался он между улицами Жолудева и Красноармейская в районе нынешнего завода «ВолМет». Останки погибших в нем военнопленных и мирных жителей покоятся в братской могиле по улице Медведева.

Сегодня памятную дату 11 апреля незаслуженно позабыли. События, связанные с ней, как многим кажется, происходили давно и где-то не у нас. Но это мнение никогда не разделят те, кто прошел сквозь ужасы фашистских застенков. По крайней мере, до тех пор, пока они живы.

Помимо стационарных концлагерей, где представителей «низших» рас физически уничтожали, на оккупированной территории создавались и лагеря другого типа. В них концентрировались люди для организации и проведения работ, в основном сельскохозяйственных, для нужд армии и Третьего рейха. Правда условия содержания там были не лучше.

Через неделю, 16 апреля, свой 91-й день рождения готовится встретить бывшая малолетняя узница, жительница Волковыска, Мария Андреевна Сак. Не за горами и один из самых почитаемых ею праздников — День Победы. Однако на фоне этих радостных событий перед глазами Марии Андреевны постоянно встают горестные и трагические образы из опаленного войной детства, от которых и сегодня наворачиваются слезы.

Она родилась в Жиздринском районе Калужской области РСФСР. Первоначально их большая семья жила в живописном месте на хуторе, затем переехала в д. Великое Село. В школу приходилось ходить пешком в соседнюю деревню за несколько километров.

Однако закончить учебу на малой родине Марии Андреевне не довелось. После окончания ею третьего класса началась война. А вскоре их местность превратилась в прифронтовую зону, которая постоянно подвергалась обстрелам и бомбардировкам, несколько раз переходила то к немцам, то к войскам Красной Армии. Все это время жители окрестных деревень, как и семья нашей героини, просидели в подвалах.

В 1943 году немецкие оккупанты собрали население восьми деревень, в том числе и Великого Села, отконвоировали на железнодорожную станцию, посадили в 12 товарных вагонов и отправили на запад. Вскоре среди людей пронесся слух, что их везут в Освенцим. Правда, до этого лагеря смерти фашисты пленных не довезли. Через две недели поезд вынужден был сделать остановку на станции Рожанка. В результате проведенной партизанами операции «Рельсовая война», железная дорога надолго была выведена из строя. Поэтому немцы приказали всем покинуть вагоны и отправили в лагерь в соседний Щучин.

Семью Марии Андреевны, в числе других доставленных на белорусскую землю, разместили в здании бывшего коллегиума монашеского ордена пиаров рядом с костелом Святой Терезы. Здесь, взаперти, за колючей проволокой 13-летняя Маша провела год. Располагались родители с детьми в большом классе на втором этаже, с еще 7 семьями.

Сидели «кучками» прямо на деревянном полу, там же и спали, прижавшись друг к другу. Ни об одеялах, ни о подушках, ни, тем более, о кроватях речи не шло. Как, впрочем, и о личной гигиене. Взрослых днем гоняли на работы, а дети терпеливо ждали их возвращения, периодически наблюдая из окна расстрелы стариков, женщин и детей, провинившихся чем-то перед фашистами. В ежедневном рационе питания был маленький кусочек хлеба да немного овощной похлебки. Как они выдержали эти лишения, Мария Андреевна не представляет до сих пор.

После освобождения семья осталась в Щучине. Ведь, как оказалось, от их деревни не осталось и следа. Об этом сообщили односельчане, которые поспешили вернуться в родные края. Так Беларусь стала для Марии Сак второй родиной, которой она очень благодарна:

— Я Белоруссии очень благодарна за то, что она меня приютила, обогрела, накормила и надолго здоровье мое сохранила, — отмечает наша героиня.

В Щучине Мария Андреевна закончила 7-летку, затем курсы медицинских сестер, вышла замуж. Когда супруга перевели работать в Волковыск автоинспектором, она последовала за ним. Здесь работала медсестрой в детских садах, а последние десять лет своей трудовой деятельности — рентген-лаборантом в Волковысском тубдиспансере.

Свои мысли и чувства Мария Сак выражает в стихах, а написано их за последние сорок лет немало. В них она снова и снова переживает свою жизнь. Часто обращается к теме Великой Отечественной войны, вспоминает также время, проведенное в лагере.

Обращаясь к потомкам, исходя из своего жизненного опыта, Мария Андреевна не устает повторять:

— Нужно жить дружно, хорошо работать, уважать друг друга. И, главное, помнить свою историю, чтобы не допустить трагедии, которую довелось пережить нашему поколению.

Александр ВАСИЛЬЕВ

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 990 раз Печать