Комиссии, состоящие из сотрудников правоохранительных органов, социальной защиты, педагогов, работников МЧС посещают дома граждан, состоящих на учете в РОВД как домашние агрессоры, семьи, в которых дети признаны находящимися в социально опасном положении, людей, пострадавших от домашнего насилия, рассказывают об ответственности, к которому могут быть привлечены виновные, и помощи, которую могут получить жертвы домашнего насилия. В одном из рейдов побывал и журналист «Нашего часа».
Обычно визитам таких комиссий граждане не очень рады. Но волковычанка Светлана (имя изменено) встречает незваных гостей доброжелательно.
— Здравствуйте, у нас все хорошо…
И тут же несет тетрадь, в которой обычно оставляют записи специалисты, посещающие семью с проверками. Полгода назад детей Светланы признали находящимися в социально-опасном положении в связи с тем, что в семье возникали конфликты. С тех пор в дом часто приходят педагоги из школы, где учится старший сын, специалисты органов опеки, соцзащиты, работники милиции. Так что нашему визиту хозяйка не удивлена, приглашает в комнату, рассказывает об отношениях с супругом:
— Сейчас все нормально у нас. Он на работу устроился, дает мне деньги на продукты, на коммунальные. Сыну старшему сладости покупает. И отношения у них стали налаживаться. Сын пока у бабушки живет, но каждый день к нам приходит.
Психолог территориального центра соцобслуживания населения Милана Жешко знает о ситуации в семье:
— Ну, вы же понимаете, почему он у бабушки. Потому что здесь ему было некомфортно. Но все в ваших руках. Благоприятный семейный климат, без скандалов, без алкоголя — и ребенок к вам потянется. Детям всегда лучше с мамой.
— Мы все понимаем и стараемся. Честно…
Социальный педагог СПЦ Дарья Бублей и участковый инспектор милиции Алексей Гануско проходят на кухню, осматривают холодильник: есть ли продукты, приготовлен ли обед для детей? В это время специалист ТЦСОН напоминает Светлане о помощи, которую может оказать центр, и кризисной комнате. Информация Светлане уже известна, но напомнить не помешает. Оставив ей визитку с адресом кризисной комнаты, прощаемся.
— Будем надеяться, что визитка не понадобится. И что все действительно так, как рассказывает Светлана. К сожалению, далеко не всегда женщины говорят правду. Но здесь, кажется, на самом деле все неплохо, — отмечает Милана Владимировна.
Второй наш адрес — в этом же доме. Живущий по-соседству мужчина часто устраивает скандалы с матерью. Нужно провести разъяснительную работу с агрессором и пообщаться с жертвой домашнего насилия.
Но, к сожалению, дома никого из них не оказалось. Дверь нам открыл второй сын хозяйки, который рассказал, что сейчас в семье все хорошо:
— Вообще-то я здесь с ними не живу, но созваниваюсь с матерью каждый день. Она говорит, что сейчас брат ее не обижает. Как «на сутках» посидел — успокоился. Не пьет, не скандалит…
На всякий случай все же передаем для женщины визитку с адресом кризисной комнаты и листовку с информацией об услугах ТЦСОН.
— А какую помощь вы оказываете жертвам домашнего насилия? — интересуюсь у специалиста центра.
— У нас в центре есть юрист, он может дать бесплатную консультацию. Если есть вопросы по расторжению брака, разделу имущества, по алиментам и так далее — он подскажет, как действовать, с чего начать, — рассказывает Милана Владимировна. — Есть психологи, которые помогут справиться со стрессовой ситуацией. Если сложное финансовое положение — наш центр окажет гуманитарную или материальную помощь. Также мы можем оказать содействие в прохождении медкомиссии для трудоустройства, оформлении документов на получение пособий, регистрации, в восстановлении паспорта. Ну и, конечно же, можем предоставить для временного проживания кризисную комнату, если некуда пойти или если жертва домашнего насилия по каким-то причинам не хочет обращаться к своим близким. Мы можем оказать самую разную помощь, если, конечно, сама жертва настроена ее принять.
— А, как правило, настроены ли жертвы на помощь?
— К сожалению, далеко не все. Большинство все же стараются скрыть факты, уйти от разговора. К тому же, нередко семейные конфликты возникают после совместного употребления спиртных напитков. Назавтра жертва примиряется с агрессором и настаивает на том, что все хорошо. И только примерно третья часть потерпевших от домашнего насилия готова обратиться за помощью и начать решать проблему.
Многие адреса из списка, по которому мы сегодня работаем, члены межведомственной комиссии хорошо знают, так как посещали неоднократно. Но в рамках рейда решили побывать снова, потому что в деле профилактики «лишнего» раза не бывает. Направляемся к двум братьям-скандалистам, которые часто конфликтуют друг с другом. Дверь открывает их отец:
— Вы знаете, они же у нас неплохие, — с порога вступается он за сыновей. — Только когда деньги получат и выпьют — вечно что-то не поделят… Нас они не обижают. Только между собой иногда ссорятся. Но оба работают, нам дают деньги и на продукты, и на коммунальные… И на даче помогают. Как нет спиртного — все хорошо.
Примерно то же самое мы услышали и в следующем доме.
— Она же у меня хорошая, когда не пьет. Трудолюбивая, все в руках горит. Но когда кто-то позовет выпить — все. Как подменяют ее. Агрессивная становится, скандалы устраивает. А на следующий день ничего не помнит… — делится своей проблемой хозяйка. На учете в милиции состоят ее 40-летняя дочь и сожитель.
— А сожитель ваш не скандалит?
— Нет, что вы. Наоборот, помогает мне. Это она скандалы устраивает, когда выпившая. Мы пытаемся ее спать уложить, а она милицию вызывает.
— Так может ее в ЛТП направить? Вы хоть год поживете спокойно, — советует участковый инспектор Алексей Гануско. — Когда она скандалит, вам нужно обращаться в милицию с заявлением о привлечении ее к административной ответственности. Если в течение года она будет трижды привлечена к ответственности за совершение правонарушений в нетрезвом состоянии, она может быть направлена в ЛТП.
— Жалко мне ее в ЛТП отправлять…
— Ну, тогда, может, ей к врачу-наркологу обратиться? Закодироваться или пролечиться в стационаре?
— Кодироваться она не хочет, зависимой себя не считает…
— А вы знаете, что в Волковыске есть группа анонимных алкоголиков? — Милана Владимировна протягивает женщине листовку с адресом и телефонами. — Там собираются люди, у которых общая проблема и которые хотят ее решать. Они понимают друг друга, поддерживают. Конечно, это не простой путь, бывают и срывы. Но и результаты тоже есть. Я знаю многих людей, которые благодаря этой группе вернулись к нормальной жизни.
— Вы знаете, она и сама не раз меня просила: мама, помоги… Она же неплохая, трудолюбивая, когда нет спиртного…
Когда нет спиртного — все хорошо. Эта фраза стала практически лейтмотивом нашего рейда. Мы слышали ее в каждом доме в той или иной вариации. То, что алкоголь — начало всех зол и причина всех конфликтов, — это не новость. Но, к сожалению, бороться с этой проблемой решаются далеко не все.
За три дня акции комиссии посетили 50 человек, состоящих на профилактическом учете за совершение домашнего насилия. В каждом доме члены межведомственной комиссии рассказывали агрессорам об ответственности за домашнее насилие, а потерпевшим от него — о том, где и как искать помощь, оставляли визитки с адресом кризисной комнаты, телефонами ТЦСОН и листовки с информацией об услугах центра. В ходе акции два человека поставлены на учет к врачу-наркологу.
Фото автора.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.