Благосклонной судьба к Надюше не была никогда. Не было у нее счастливого детства — с мамиными ласками и поцелуями, крепкими папиными руками и надежными защитниками в лице старших брата и сестер. Доброкачественную опухоль у девочки обнаружили в восемь месяцев, тогда же стало ясно, что ходить самостоятельно ребенок не сможет никогда. Заниматься лечением у родителей желания не было — приоритеты в жизни были совсем другие. Самое большее, что мама сделала, — отдала дочь в специальный детский сад, который был круглосуточным. И ей хорошо — малышка не докучает, и Надюше неплохо — в чистоте, тепле и сытости, да еще и воспитанием взрослые занимаются. Домой ее забирали только на выходные, где, по большому счету, нужна она была лишь кошке с котятами. В саду музыкальный руководитель обнаружил у Наденьки неплохие вокальные данные, и с тех самых пор она поет.
В свои девять лет Надя оказалась в детском доме, поскольку маму лишили родительских прав. Она и сегодня отчетливо помнит, как дни напролет сидела в группе у окна, высматривая спешащую за ней маму и уверяя воспитателей и нянечек, что она вот-вот придет, не может не прийти. Но год шел за годом, и девочка подходила к окну все реже. Стала надеяться на другое чудо: для нее, как и для других ребятишек, найдется новая семья. Как оказалось, ее кандидатуру никто никогда даже не рассматривал — из-за ограниченных возможностей. Потеряв надежду стать счастливой в родительском очаге, Надя раз и навсегда запретила себе унывать и себя жалеть. Не знаю, как, но она сумела понять, что самое главное для нее — остаться человеком, не озлобиться, не ожесточиться, что только при этом условии она сможет с честью выйти из любых жизненных передряг.
— Сколько себя помню, — признается Надежда сегодня, — во мне всегда жило стремление быть лучшей и, несмотря ни на что, добиваться поставленной цели. А цель была единственная — не опуститься на «дно», выбиться в люди. В детском доме это не очень легко.
Не иначе, как сам Господь вложил в девочку и эту недетскую целеустремленность, и желание добиваться успеха во всех делах, и доброту к окружающему миру. Так что жизненным принципом стало: нельзя сидеть на месте, нужно что-то делать и просто идти — в прямом смысле этого слова. Начатые дела ей никогда не хотелось бросить, потому что они были ее решением, частью ее души и ее жизни. В учебе (а девочка была на индивидуальном обучении) она стала лучшей. Все, без чего в жизни не обойтись, Надя замечательно научилась делать сама, не позволяя никому жалеть себя и за собой ухаживать. А отдушиной стало пение. Это было то, что помогало девочке жить — и жить с радостью. Она была благодарна всем, кто позволял ей по полдня находиться в музыкальном зале, отдаваясь любимому занятию. На детдомовских концертах Надежда блистала, от души радуясь заслуженным аплодисментам, среди которых хотела бы услышать мамины. Но мама так ни разу и не появилась в казенном учреждении.
После 11 классов Надя поступила в торгово-экономический колледж в Новогрудок. Выбрать специальность бухгалтера ее попросту уговорили, хотя мечтала она о другом, ощущая себя больше гуманитарием. Но эта специальность казалась более востребованной и приземленной. Училась и там без проблем, все так же настойчиво стремясь выбиться в люди. И по-прежнему пела — уже на сцене Дома культуры.
Мечты начали разбиваться уже перед окончанием колледжа. На распределении от потенциального работника с ограниченными возможностями отказались все «купцы». Так что вернулась Надежда в Волковыск со «свободным» дипломом. «Работает» пока безработной, зарегистрировавшись в службе занятости — работодатели ищут бухгалтеров неизменно с опытом работы. Где же взять его выпускнице колледжа?
Живет Надя сегодня в общежитии. Как смогла, обустроила комнату — главное, уютно и удобно. Занимается домашними делами, приходит на мероприятия и репетиции в отделение дневного пребывания для инвалидов. Надеется все же (разве можно иначе с ее-то именем?) найти работу и устроить личную жизнь.
— Люди с инвалидностью такие же, как все, — комментирует она мне свои мечты. — Они так же хотят модно одеваться и путешествовать, работать, влюбляться, ходить на свидания, выходить замуж и рожать детей. И они могут это делать. Единственное, что мешает, — барьеры, которые построили сами люди, и страхи, которые мы сами себе придумываем. Ведь если вы будете называть себя больным, вы будете болеть. Если вы постоянно называете себя инвалидом, то им до конца дней и останетесь. Я для себя решила, что не больна и не инвалид. Я — человек с отличающимися возможностями. У меня не болезнь, а образ жизни.
Такая философия помогает мне чувствовать себя здоровой и счастливой, надеюсь, она поможет многим, кто в этом нуждается…
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.