Забрать нельзя вернуть? - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Вторник, 02 Февраля 2016 00:00

Забрать нельзя вернуть?

Лариса Прокопеня

На заседании комиссии по делам несовершеннолетних были рассмотрены заключения отдела образования, спорта и туризма райисполкома о возможности возвращения детей в биологические семьи.

Были приглашены две семьи, у которых ранее дети были признаны нуждающимися в государственной защите и помещены на гособеспечение. Истории этих семей похожи, начинались они словно по одному сценарию. Но у каждой истории — свое развитие.

Правильный выбор

Наталья и Сергей Сидоренко (все имена и фамилии изменены) пришли на заседание с тревогой и надеждой. В этот день решался вопрос о том, вернутся ли домой их дети, двухлетний Илья и годовалая Карина. В июне прошлого года они были признаны находящимися в социально опасном положении в связи с тем, что родители не занимались их воспитанием и были склонны к злоупотреблению спиртными напитками. 14 июня Карина попала в больницу из-за того, что Сергей в ходе ссоры с женой случайно ударил дочь по голове. Как выяснилось, супруги в тот день вместе выпивали, затем поссорились, а под горячую руку попал ребенок. По счастью, удар не причинил девочке вреда. Однако этот случай стал поводом для очередной проверки семьи специалистами районного социально-педагогического центра, которые обнаружили в доме далеко не оптимистичную картину: в комнатах царили беспорядок и грязь, на столе стояла посуда с остатками еды и спиртного. В холодильнике лежала бутылка водки. По словам хозяйки дома, спиртное употреблял ее муж, который затем устроил скандал и случайно ударил дочку. Работниками СПЦ было принято решение, что матери и детям лучше некоторое время провести в детском отделении райбольницы.

Проблемы в этой семье начались задолго до описанного случая. Еще два года назад старший ребенок Илья был признан находящимся в социально опасном положении. Неприятности в семье возникли, как нетрудно догадаться, из-за спиртного. Оба родителя были склонны к злоупотреблению алкоголем. Наталья часто приглашала в дом сомнительные компании или сама уходила к знакомым, где распивались спиртные напитки. Нередко брала с собой и детей. Пока взрослые весело проводили время, малыши были предоставлены сами себе.

Последней каплей стали события 28 июля прошлого года. В этот день сотрудники СПЦ посещали неблагополучную семью из Волковыска и там застали Наталью с дочкой. В квартире находилась нетрезвая компания, по словам соседей, в этот день там распивали спиртное и шумели так, что даже пришлось вызывать милицию. Наталья в нетрезвом состоянии спала. Карину сотрудники СПЦ забрали и поместили в больницу, поскольку девочке требовалась медицинская помощь.

Отец детей Сергей также не мог похвастаться хорошей характеристикой. Ему тоже была не чужда любовь к спиртному, в связи с чем мужчина нередко прогуливал работу. И в собственном доме он был неважным работником: ни участок облагородить, ни хозяйством заняться.

Отношения между супругами были сложными. Наталья любила весело проводить время в компании друзей, ее мужу это, понятное дело, не нравилось. На почве несовпадения интересов между ними часто возникали ссоры, свидетелями которых становились дети. По сути, ни Наталья, ни Сергей не прилагали никаких усилий для того, чтобы их сын и дочь росли в любви и заботе. 29 июля прошлого года дети были отобраны у родителей и помещены на государственное обеспечение. Илья был отправлен в социальный приют, а Карина — в Гродненский дом ребенка.

Родители не сразу поняли серьезность ситуации. Оставшись вдвоем, поначалу они продолжали выпивать и прогуливать работу. Но прошел месяц — и супруги вдруг осознали, как одиноко и пусто стало в доме без детей. Поняли, что ни дружеские попойки, ни веселые компании не могут заменить сына и дочку. И со страхом осознали, что могут потерять их навсегда.

С тех пор Наталья и Сергей резко изменились. Уяснив, что главной их проблемой является алкоголь, бросили пить. Каждый день исправно выходили на работу, а в выходные навещали детей. Принимали участие во всех мероприятиях, которые проводились в приюте, обязательно посещали занятия по коррекции детско-родительских отношений.

И в доме обстановка тоже изменилась. В ожидании возвращения детей Наталья и Сергей постарались создать для них хорошие условия, навели порядок, сделали ремонт.

Комиссия пришла к выводу, что детей можно вернуть родителям. Они осознали и исправили прошлые ошибки. Хочется надеяться, что не повторят их в будущем. Обрадованные супруги торопились поскорее покинуть зал заседания: спешили в приют, хотели успеть до вечера забрать домой хотя бы сына. Дочку из дома ребенка они привезут на днях.

Шанс еще есть

Тамара Карпович растит дочку одна. Понятно, что это непросто. Растущему ребенку необходимо многое: питание, одежда, школьные принадлежности, модные гаджеты… Но самое главное, что нужно девочке, — любовь и забота матери. Тамара старалась обеспечить дочь материальными благами. А вот любовью и вниманием 11-летнюю Танюшу не баловала. Женщину больше привлекало проведение свободного времени в сомнительных компаниях со спиртными напитками, чем с дочерью. Она часто по нескольку дней не бывала дома, оставляя девочку на попечение бабушки.

В 2012 году девочку уже признавали находящейся в социально-опасном положении, затем обстоятельства вроде изменились к лучшему, но через год проблема возникла снова. С тех пор ситуация колебалась, как весы, то в одну, то в другую сторону. С семьей работали специалисты, педагоги и психологи, помогали Тамаре и врачи-педиатры. Женщина устроилась на работу, и положение, казалось, стало выправляться.

Но затем Тамара переехала к сожителю в Красносельский — и все усилия сошли на нет. Когда педагоги из школы посетили женщину и ее дочь по новому месту жительства, застали удручающую картину: не­убранный дом, в комнатах накурено. У Татьяны не было учебников: книги остались у бабушки, где раньше жила девочка.

После того, как Тамару вызвали на заседание общественного пункта охраны правопорядка, ситуация вроде бы снова изменилась к лучшему. Тамара и ее сожитель прошли лечение от алкогольной зависимости методом кодирования. Но благих намерений им хватило ненадолго: через три месяца снова начались попойки и прогулы.

Однажды Тамара с дочерью и сожителем отправилась в город. Там женщина встретила знакомых, с которыми прямо в парке отметила встречу. Затем компания переместилась к знакомым на квартиру, где праздник продолжился. Все это время Таня была рядом с матерью. А через некоторое время Тамаре вздумалось пойти искать куда-то отлучившегося сожителя. Девочка осталась одна в чужой квартире. Поскольку ее мать долго не возвращалась, хозяин квартиры сообщил в милицию о том, что у него находится оставленный без присмотра ребенок. Таню поместили в детское отделение районной больницы. Ее мать сотрудники милиции обнаружили на улице, в нетрезвом состоянии. Утром она самовольно забрала дочь из больницы, но Таня не захотела оставаться с матерью и ушла к бабушке. Оттуда ее забрали сотрудники ИДН, чтобы отвезти в детский социальный приют.

И даже после этого Тамара не одумалась. Когда через несколько дней работники школы пришли к ней домой, застали женщину и ее сожителя в нетрезвом состоянии. Тамара два дня уже не появлялась на работе, продолжала выпивать. Таня была признана находящейся в социально опасном положении, нуждающейся в государственной защите и помещена в социальный приют.

К сожалению, Тамара так и не справилась со своими проблемами. То ли сил не хватило, то ли желания. А может, она еще не поняла, что может потерять дочь навсегда, если не сделает вовремя правильный выбор. Она навещала Таню в приюте, звонила ей по телефону. Но на этом ее стремление быть вместе с дочерью заканчивалось. Тамара продолжала злоупотреблять спиртными напитками, не являлась на работу. От наркологической помощи категорически отказывалась.

Учитывая, что проблемы, которые привели к изъятию ребенка из семьи, остались, комиссия по делам несовершеннолетних пришла к выводу о невозможности возвращения ребенка в семью. Когда было объявлено решение комиссии, на глазах Тамары заблестели слезы. Понимание пришло к ней с большим запозданием, но все же не слишком поздно. У нее остается шанс вернуть дочь, но для этого ей придется кардинально изменить образ жизни.

По данным КДН, в прошлом году увеличилось число несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении. Если на 1 января 2015 года такое решение было принято в отношении 129 детей из 72 семей, то на 1 января 2016 - в отношении 174 детей из 98 семей. В течение прошлого года были случаи экстренного изъятия детей из пяти семей.

Зафиксировано три факта жестокого обращения с детьми. Материалы направлены в прокуратуру для привлечения родителей к административной ответственности.Неудовлетворительной признана работа по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на территории Гнезновского сельсовета, где были отобраны и признаны нуждающимися в государственной защите пятеро детей из трех семей.

Двое родителей уже лишены судом родительских прав, вопрос о лишении родительских прав еще одной супружеской пары находится сейчас на рассмотрении.За невыполнение обязанностей по воспитанию детей к ответственности привлечено 22 родителя. По сравнению с 2014 годом эта цифра увеличилась почти в три раза.В 2015 году нуждающимися в государственной защите были признаны 36 детей (в 2014 году - 24), в том числе трое - повторно. 12 родителей лишены родительских прав (в 2014 году - 6), 22 ребенка возвращены в семьи.

Сейчас на учете нуждающихся в государственной защите состоит 16 детей из 12 семей.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 3775 раз Печать