КОД, который ДРЕССирует? - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 17 Июля 2022 17:30

КОД, который ДРЕССирует?

Автор

В последнее время много споров возникает вокруг вопроса о школьной форме. Быть или не быть форменной одежде школьника? Мнения разделились.

Тех, кому учить — учителей, волнует, как школьная форма повлияет на успеваемость. Те, кому покупать — родителей, естественно, волнует вопрос затратности. Ну, а кому носить — учеников, волнует проблема одинаковости. Как учитель в прошлом и современный родитель не могу обойти эту тему. Когда-то я тоже была ученицей и носила школьную форму. Ту самую, советскую. Иногда неудобную, всегда узнаваемую и, как ни крути, самую красивую на все времена. А иначе как объяснить тот факт, что современные выпускницы школ вновь красуются на линейках и позируют для выпускных фотоальбомов в платьях и передниках моего школьного детства. А, между прочим, советские школьные платья сегодня покупают по немалой цене или берут на прокат очень недешево, откладывая нужный размер и модель задолго до последнего школьного звонка.

Моя школьная форма была тем самым коричневого цвета платьем с белым или черным фартуком. У мальчишек-одноклассников были темно-синего цвета костюмы — брюки и курточки, под которые надевались белые или голубые рубашки. У девочек-школьниц, на мой взгляд, возможностей «форсеть» было больше. Школьные платья могли быть клеш, в складку или плиссе. Но вот воротнички и манжеты на них нужно было нашивать. Ткань для них могла быть белого или черного цвета, атласной или гипюровой с добавлением люрекса. Фартуки были как из платяной ткани, так и атласные или гипюровые и тоже были двух цветов: черного — на каждый день, белого — для праздничных мероприятий. Чаще всего школьные платья покупались на вырост. И потом «вырастали» вместе с хозяйкой из длины «за колено» до колена, мини было противопоказано. Фартук был одной длины с платьем или чуть короче, поэтому дольше платья задерживался в гардеробе.

Я всегда могла похвастать красивыми фартуками, манжетами, воротничками, бантами и заколками. Мама ревностно следила за моим внешним видом и за тем, чтобы моя школьная форма хоть немного отличалась от платьев и фартуков одноклассниц. Каждое лето из отпуска в Украине родители привозили мне обновки. Я могла позволить себе быть «форсухой». Да, в полушерстяном коричневом платье не всегда было удобно и комфортно, например, в майскую жару. Но девочки умудрялись делать рукава в платьях короткими, а мальчики переходили на тенниски. Временные эргономичные и гигроскопичные неудобства никто не возводил до уровня обезличивания и потери индивидуальности.

Были ли у нас отличительные «элементы единства», о которых сегодня тоже много говорят. А как же! Октябрятские и комсомольские значки и пионерские галстуки. Они объединяли не только одноклассников, учеников школ, но и всех детей огромной страны. Скажите, что в этом было плохого? Галстуки, между прочим, гладить нужно было каждый день, чтобы назавтра они красиво завязывались под воротниками. По внешнему виду пионерского галстука сразу можно было понять, опрятный школьник или небрежно относится к своему внешнему виду.

Были ли мы одинаковыми? А вы посмотрите советские фильмы о школе. Например, «Доживем до понедельника». Похожи ли друг на друга герои-старшеклассники? А в фантастическом детском фильме «Гостья из будущего», без которого немыслимы были ни одни летние каникулы? Разве там одноклассники одинаковые? Все они, безусловно, в школьной форме. Но. У каждого свои неповторимая улыбка, особая поза и осанка, уникальный голос и манера говорить, отличительные черты характера. Веснушки на носу, лукавый прищур глаз, «косолапая» походка, аккуратно заплетенные в косу волосы или вихрастая голова, неуемная энергия или невероятное прилежание. Двоечник, хорошист, отличник. Мы никогда не были одинаковыми. Школьная форма, конечно, не могла хулигана сделать прилежным учеником, а двоечника — отличником. А потому в принципе не способна была лишить нас индивидуальности. Зато порядком дисциплинировала и воспитывала.

Как? Элементарно. Никакого соперничества школьных «прикидов» у нас не было. Школа была тем учебным заведением, в которое нельзя было прийти не только с невыученными уроками, но и в спортивном костюме, бесформенной майке, мини-юбке или на шпильке. А чтобы выделяться и самоутверждаться не нужно было делать татуировку, пирсинг, невообразимо красить или стричь волосы. Достаточно было соперничать в учебе, реализовывать свой талант в театральном, хореографическом, танцевальном кружках или побеждать в предметных олимпиадах. И этого, представьте себе, было вполне достаточно, чтобы самоутвердиться, остаться личностью и не потерять индивидуальность.

Сегодня, назвав форменную одежду новым словом — дресс-код, школьную форму мы расцениваем как некий КОД, который призван ДРЕССировать. Некоторые с пренебрежением отмечают «убожество» советской школьной формы. «Советская эпоха душила личность на корню еще в школе!» — заявляют современные продвинутые родители. Этот «гвалт» (позаимствую слово у нашего Президента) воодушевленно подхватывают не менее продвинутые дети. И снова звучат громкие заявления о личности, индивидуальности, самоутверждении.

Дорогие дети и уважаемые взрослые, давайте посмотрим вокруг, присмотримся друг к другу и взглянем на себя со стороны. А действительно ли мы сегодня так отличаемся друг от друга? Чем? Одинаково-модными, как под копирку, прическами, нарисованными бровями, искусственными ресницами, наманикюренными руками? Давайте посмотрим на наши фото и селфи в социальных сетях. Идентичные позы и одинаковые выражения лиц «а-ля инстамодель». Отличаемся, разве что, цветовыми гаммами одинаково-модных «луков» (от англ. look — образ). Стало быть, как личности самоутверждаемся мы все же одинаково и довольно затратно. И, согласитесь, не без нашей взрослой помощи дети в школах соревнуются, у кого круче «прикид, причеха или железо»?..

Ничего плохого в школьной форме не нахожу. Буду рада видеть свою дочь в дресс-коде, который непременно сделает ее одинаково-отличающейся. Думаю, не стоит то, что призвано дисциплинировать, организовывать и воспитывать, рассматривать как средство дрессуры и только к школьной форме сводить проблемы затратности и одинаковости. Я предпочитаю видеть в ней средство от лишнего булинга и тролинга в детских коллективах.

Прочитано 290 раз Печать