На территории Белоруссии, с ее тысячелетней христианской историей, язычество долго сохраняло крепкие корни. Белорусы почитали Иисуса Христа и одновременно не забывали старых, языческих богов: Сварога, Дажбога, Стрибога, Ярилу, Перуна и других. «Каменная баба» вполне могла быть изваянием богини времени и судьбы, которую звали Макошь или богиней лета Тети, богини любви, красоты и плодородия Лады или богини смерти Паляндры.
Историки предполагают, что свержение «Каменной бабы» было связано с великим князем Литовским Ягайлой, который в 1385 году находился в Волковыске. Отсюда он отправил послов в Краков с обещанием, что вся Литва (а это была, в основном, территория современной Белоруссии, в те времена литовские земли назывались Жемойтия) примет католичество, если Ягайло изберут королем Польским и отдадут ему в жены польскую королеву Ядвигу. В начале 1386 года польские послы подписали с ним договор. Это произошло 12 января 1386 года. Ягайло был избран королем Польским, а основная территория современной Беларуси приняла католичество, которое всеми силами вело борьбу с язычниками.
Историю каменного идола изучал и записал бывший директор музея А. Черныш: «Летом 1925 года археолог, директор Гродненского историко-археологического музея Ю. Едковский на глубине 1,5 метра выкопал возле «Замчища» идола — «Каменную бабу». Очертание головы и туловища изготовлено из песчаника. Ее размеры: высота — 95 см, ширина в высокой части 41 см, в средней — 60 см. Во время раскопок «Каменная баба» была повреждена. Поступило предложено передать ее на сохранение в музей г. Гродно, но магистрат г. Волковыска отказался и оставил на временное сохранение владельцу «Огородов королевских» и Шведской горы пану Л. Радомскому».
Вот такая история. А где же сейчас «Каменная баба»? В настоящее время существует несколько версий о нахождении идола. Возможно, его вывезли в музей Белостока или Варшавы. Правда, работники волковысского музея, посещавшие Варшаву и Белосток, «Каменную бабу» в музеях не видели. Идола могли также вывезти немцы во время оккупации Волковыска в 1941—1944 годах. Конечно, вполне возможно, что изваяние разрушено временем или людьми, но не исключено также, что «Каменная баба» до сих пор хранится у кого-то из местных любителей старины.
Возможно, кто-то из жителей района что-то знает о судьбе таинственной «Каменной бабы». Имеющуюся информацию прошу сообщить в музей директору Алле Ивановне Суете по телефону 2-06-67 или в редакцию газеты «Наш час» по телефону 4-40-98.
Игорь МАЦЕЙКО.
Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.