Борис Перовский: «Оглядываясь на десятилетия назад, я скажу: время было интересное…»

Автор
Борис Перовский с нашей газетой сотрудничает давно: и стихи пишет, и прозу. Конечно, не мог он обойти и призыв «Нашего часа» рассказать о годах своей комсомольской юности. Вспомнил о многих комсомольцах 70—80-х годов, с которыми довелось работать, и сделал вывод: современная молодежь — достойная смена старшему поколению.

Комсомольцы становились в первые ряды

В комсомол я был принят в ноябре 1970 года, будучи старшеклассником СШ № 4. Меня «проэкзаменовали» по Уставу, международной обстановке и торжественно вручили комсомольский билет. В школе сразу же поручили выпускать стенгазету. Номера газет мы готовили с помощью преподавателей. Помню, как давали полезные советы учитель истории Стасюкевич В. С. и преподаватель военного дела Гнилорыбов Г. К.

После окончания школы в 1972 году отделом кадров локомотивного депо я был направлен на учебу в Гомельскую дортехшколу помощников машинистов, где получил специальность электрослесаря по ремонту тепловозов. Работая в депо, опять же участвовал в выпуске стенгазет, всесторонне освещал жизнь коллектива на страницах районной газеты «Знамя Октября» и газеты «Железнодорожник Белоруссии».

Однажды меня вызвали в Минск, в управление Белорусской железной дороги. Там группе работников, в том числе и мне, начальник управления Белорусской ж. д. Е. Юшкевич вручил Почетную грамоту и денежную премию. Молодежь депо, комсомольцы участвовали в художественной самодеятельности клуба железнодорожников, в спортивной жизни, вместе со старшими охраняли правопорядок на улицах Волковыска-Центрального в качестве дружинников. Наиболее активными дружинниками были Евгений Борель, Вячеслав Николайчик, Юрий Жердецкий, Анатолий Соловьев и многие другие.

В 1974 году меня перевели электрослесарем в вагонное депо. И здесь поручили знакомую общественную «нагрузку» — редактировать деповскую стенгазету, чем я привычно и занимался. В ВЧД-5 вскоре предложили возглавить комсомольскую организацию.

Я работал электриком и выполнял обязанности секретаря комсомольской организации. Коллектив в депо был замечательный, дружный. Слесарь Николай Жуков после работы приходил в клуб, играл на ударных инструментах в ВИА «Экспресс». Электрики братья Ступиши, Вячеслав и Валерий, увлекались мотоспортом. Водитель Леонид Стрелец участвовал в художественной самодеятельности. Девушки и юноши свободное время проводили в клубе.

Многие были записаны в клубной библиотеке. Чтение художественной и технической литературы было любимым занятием молодых людей. Молодежь и пожилые участвовали в общих мероприятиях. Частыми у нас были экскурсионные поездки. Побывали в Бресте, Калининграде, Вильнюсе, посетили мемориальный комплекс «Хатынь». Однажды меня пригласил в свой кабинет начальник депо А. С. Герасимов.

«Борис, есть просьба к тебе как к рабочему корреспонденту, — Алексей Сергеевич улыбнулся, — напиши в «Железнодорожник Белоруссии» заметку. Дело в том, что сдают нам вагоны в ремонт, мы их ремонтируем, а забирать потом никто не спешит. У нас парк переполнен вагонами».

Я выполнил его поручение. Потом узнал — дела пошли на лад, поехали вагоны по адресам приписки.

С благодарностью вспоминаю начальника отдела кадров, парторга депо В. Н. Антусевича, главного инженера Владимира Синякова, который был комсоргом в депо до меня, бригадира электроучастка Владимира Носова. Они оказывали помощь в моей общественной и комсомольской работе, всегда были рядом.

С июля 1975 года я стал работать на Волковысcком заводе литейного оборудования. Тут коллектив был больше, чем в депо. Комсомольской организацией руководил Петр Солтрук.

Постепенно я освоился, приобрел друзей на производстве, единомышленников в общественной и комсомольской жизни. Как-то Петр Солтрук сообщил: «А у меня есть для тебя, Борис, приятная новость. За высокие трудовые показатели в вагонном депо ты награжден серебряным знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки».

На ближайшем комсомольском собрании мне в торжественной обстановке вручили награду.

На заводе я вошел в комитет комсомола. Постоянным было поручение — выпуск «Комсомольского прожектора». «КП» «освещал» достижения передовиков производства и негативные явления в жизни коллектива. Райком комсомола привлекал меня к выпускам районного «Комсомольского прожектора». Иногда выпуски «КП» были в стихах. В райкоме всегда давали добрый совет и, при необходимости, оказывали поддержку Ричард Мулярчик, Вячеслав Станкевич, Андрей Манеко, Светлана Михновская, Ядвига Кохан (Грушевич).

Молодежь завода, комсомольцы, молодые коммунисты охотно участвовали в спортивной, культурной, общественной жизни завода. В этом была немалая заслуга Петра Игнатьевича Солтрука, человека с высокими организаторскими качествами. В дальнейшем он стал председателем профкома завода. Поддержку комсомольцы, молодежь завода в своих начинаниях ощущали от администрации предприятия, директором которого в то время был замечательный человек и производственник Виктор Михайлович Побудей.

Активно участвовали в художественной самодеятельности Татьяна Тарочкина, Александр Гацута, Виктор Шкулепа, Иван Чура, Лариса Матюк, сестры Хомчановские — Антонина и Ира, Алина Ховратович, Мария Зинкевич, десятки ребят и девчат. Традиционно комсомольцы проводили туристические слеты, соревнования сандружин. Альберт Казак, Ирина Шершун неоднократно побеждали в велопробегах.

В середине 70-х годов советская молодежь активно участвует в организации комсомольско-молодежных отрядов, бригад на заводах, в сельхозпредприятиях, на всенародных стройках. В строительстве Байкало-Амурской магистрали 70 процентов составляли люди в возрасте до 30 лет.

На заводе литейного оборудования успехов в труде добилась комсомольско-молодежная бригада заготовительного цеха № 2, которой руководил Василий Зинченко. Василий был человек активный не только на производстве. Активность во всем — вот было его жизненное кредо. Он участвовал в художественной самодеятельности, смело выражал свою позицию на заводских собраниях по актуальным вопросам. Василий Зинченко также был начальником штаба городского оперативного комсомольского отряда. Командиром отряда являлся Иосиф Черницкий. Я тоже участвовал в деятельности отряда по охране правопорядка в городе. Мы патрулировали городские улицы, посещали танцплощадки в горпарке и клубах. Штаб отряда располагался в общежитии завода. Кстати, в 1984 году в СССР насчитывалось 40 тысяч оперативных комсомольских отрядов.

Для меня особые воспоминания связаны с турслетами. Какой там был дух коллективизма! Соревнования сближали людей из разных команд. А вечерами у костра пели песни. И, независимо от результата состязаний, все уезжали с турслетов бодрыми и веселыми.

Оглядываясь на десятилетия назад, я скажу — время было интересное, с людьми я общался замечательными, все были охвачены чувством товарищества. Даже когда молодежь выходила из рядов ВЛКСМ «по возрасту», связи не прерывались.

В настоящее время БРСМ является двигателем и организатором различных добрых дел среди молодого поколения. Новое время, новые идеи увлекают молодежь. Без этого было бы скучно жить. Будущее страны в их молодых, крепких руках. Современная молодежь — достойная смена старшему поколению!

Борис ПЕРОВСКИЙ.