Театру моды «Спадчына» исполняется 25 лет! - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 24 Апреля 2021 09:11

Театру моды «Спадчына» исполняется 25 лет!

Живут в нашем маленьком городке люди, которые составляют его славу и гордость, может быть, внешне не очень заметные в обиходе. Но оставь город без них, и он много потеряет, лишится своей искрящейся красоты и необычной ауры. Ну разве можно представить наш город без этой славной и обаятельной женщины, редкой рукодельницы Аллы Алексеевны Сурминовой, чье имя известно далеко за пределами нашей области и даже Беларуси как руководителя Волковысского образцового театра моды «Спадчына»?

Она донесла название нашего городка до Минска и Москвы и таких областей и краев России, где о нем прежде даже и не слышали, оставила о нем память в сердцах десятков тысяч зрителей, очаровала их показом самобытных национальных костюмов из соломки и красотой демонстрирующих эти костюмы девушек. Оказывается, вот какие яркие таланты живут в этом далеком городке у западной границы Беларуси!

И все эти костюмы, все эти восхищающие зрителей платья прошли через руки Аллы Алексеевны, неутомимые в работе и ловкие в искусстве шитья, плетения, вязания крючком и прочего портняжного искусства. Двадцать пять лет в наклон за рабочим широким столом, двадцать пять лет полета фантазии и рукодельного творчества. Нет, она не все теперь делает сама, руководимые ею артистки-школьницы за время своего участия в театре научились многому, но последнее слово всегда за ней, одобрение или совет, как сделать лучше.

А было время, когда она даже не представляла, в чем ее истинное призвание, жила, как все по законам суровой житейской необходимости — вырасти, получить профессию, хорошо зарабатывать, выйти замуж, завести семью и все — предел мечтаний? Да, все это у нее получилось — и надежная рабочая профессия, и внимательный тоже «рукодельный» муж, вместе с ней превративший их квартиру в обычной пятиэтажке в музей уютного быта и народного творчества, и две прекрасные дочки, первые ее помощницы в любом начинании.

Но уехал Вячеслав Сурминов в Минск получать высшее партийное образование, и стала неудобна Алле односменная работа на заводе, дочки дома без пригляда. Перешла в подведомственный заводу КСОМ девятый детский сад, сначала нянечкой. Потом стала помогать воспитателям оформлять групповую комнату. Все увидели, что она прекрасно рисует. Заведующая Ида Самуиловна Макаренко была в восторге, выделила ей небольшую комнату и сказала: «Только рисуй, больше от тебя ничего не требуется!» А дальше славу о ее таланте разнесли родители ребятишек, которые восхищались ее оформлением игровых и групповых комнат детсада. Да не простым украшением стен красочными рисунками на темы детских сказок. Из двух оформленных ею сказок получились веселые спектакли, в которых объединились таланты и воспитателей, и детей. Но тут слово самой Алле Алексеевне:

— Мы такие ставили спектакли, что все родители были в восторге. Например, «Чароўны пярсцёнак»: и хрустальный мост был из реек, мне помогал рабочий, сбивал, и пень сделали, и широкие шляпы для мальчиков-гномов, и на каждое действие открывалась штора, а там новые декорации. И второй спектакль — «Волшебник Изумрудного города».…

Ну, конечно, эти два ярких события в детсаду завода КСОМ получили широкую огласку в городе и докатились до городского Дома пионеров. До его директора Евгении Генриховны Волынец, которая загорелась желанием иметь в стенах своего заведения такую талантливую художницу. Начались уговоры, но Алла Алексеевна твердо отвечала нет, пока не вернулся с учебы из Минска ее дорогой Вячеслав с дипломом политолога. Теперь можно было переходить на односменную работу, так как было кому взять на себя часть заботы о своих детях.

Но, перейдя на работу в Дом пионеров, который вскоре стал именоваться Центром детского творчества, Алла Сурминова не сразу вышла на главную стезю своей творческой жизни, не сразу поняла свое призвание. Пока в начале девяностых областной центр народного творчества не объявил конкурс женских костюмов под общим названием «Соломенное лето». Название конкурса указывало на материал работы. Это милая сердцу Аллы Алексеевны наша белорусская золотая соломка, которая уже была любимым ею материалом для поделок.

И снова слово самой мастерице:

— Надо было изготовить пять платьев. А на кого? Кружка у меня еще не было. Я сплела и пошила три платья, на сестру Марину, ее дочку Олю и на дочку мою Наташу, уговорила поехать на конкурс двух педагогов из Дома пионеров. Брали льняную ткань, сшили коротенькие платьишки, и на эту основу клеили соломку, купили шелковый рыболовный шнур, сделали из него макраме, получилось очень красиво. Выступление наших посланцев на конкурсе было лучшим. Их там посадили на поезд и отправили в Минск защищать честь Гродненской области. И там они выиграли конкурс.

Так с нечаянного, совершенно неожиданного успеха своих рукоделий Алла Сурминова вышла на магистральное направление своей творческой жизни. Да, иногда его величество Случай руководит нашим будущим. Загорелась мастерица и в следующем году удивить областное жюри по народному творчеству. Позвонила в Гродно: примите нашу заявку. А оттуда: условия конкурса изменились. Теперь он называется «Калейдоскоп фантазии».

— На первом конкурсе было чисто шитье, а тут вязание крючком, спицами и плетение. Так у меня же плетение соломой! Надо, чтобы ткань не несла никакой функции. А у меня уже три платья были готовы из одной соломы, там были вместо юбок такие стаканчики из холста, очень короткие. Гродненцы мне толкуют — таких платьев из одной соломы не бывает. Как не бывает, когда они у меня уже есть? Я в ванной сижу в горячей воде, плету, сшиваю, потом дочка меня заменяет. Два платья было очень сложно доделать. И Наташа моя выступала на конкурсе под песню «Алеся», и ей в нашем чисто соломенном платье не было равных.

Успех творчества Аллы Алексеевны на первых двух областных конкурсах многим ее недоброжелателям, а ведь такие всегда находятся, мог показаться игрой случая, счастливым лотерейным билетом. Но если вспомнить о ее детских играх и интересах, то обнаружится любопытная закономерность. Маленькая Алла Воробей всегда любила мастерить своим куклам платья из ярких лоскутков и обрезков тканей. Вот как она об этом вспоминает:

— Когда мне было пять-шесть лет, дядька дедушки Иван Воробей работал в железнодорожном депо завхозом, под его присмотром был огромный сундук с ветошью. Из дома быта привозили обрезки и бросали в этот сундук как ветошь. И рабочие брали эту ветошь, чтобы вытереть руки от мазута. И когда мой папа приходил туда поговорить, он меня с ногами ставил в этот сундук. Я буквально с головой тонула в этих обрезках. Из них я шила куклам красивые платья… Ни у кого из подружек таких не было. Я вообще была девочка со смекалкой. Казалось бы, ну что можно сделать из фольги елочных гирлянд, которые появились в продаже в начале семидесятых? Мне тогда было где-то 10-11 лет, а моей сестре Маринке на шесть меньше. Я из этих гирлянд мастерила сестре корону для утренника, шила ей платья и костюмы, и всегда моя Маринка была лучшей на новогодних балах, всегда получала призы и подарки…

Так что успех Аллы Сурминовой на подходе ее тридцати пяти был запрограммирован еще в далеком детстве. С того двойного неожиданного успеха на областном молодежном конкурсе и родился театр моды «Спадчына» (Наследие). Слетелись в один коллектив талантливые девочки из ближайших школ. И под началом главной мастерицы стали учиться работать крючком и спицами, плести из соломы, делать изумительные платья-модели на свои тонкие стройные фигуры. Стали учиться пластике движений на сцене. Открыли в себе и развили таланты, которые наверняка пригодились им в дельнейшей взрослой жизни. За все двадцать пять лет существования этого коллектива в нем приобрели новые знания и умения более двухсот школьниц, научились сочетать свои личные интересы с интересами коллектива, соблюдать устав «Спадчыны», его заповеди. Их немного, но они дисциплинируют молодежь. Конечно же, автор их сама Алла Алексеевна:

— Театр — творчество коллективное. Если сделал свою работу, помоги другому. И на сцене, и в быту мы — одна команда. Не получается не вини кого-то, сто раз начни, на сто первый раз получится. Тяжело — не ной. Все потом окупится благодарностью и аплодисментами зрителей.

Двадцать пять лет славного и безостановочного продвижения по пути успеха, роста мастерства и воплощения новых задумок. Награды, приглашения, дипломы. Дважды в 2002 и 2003 годах выступали на главной сцене «Славянского базара». И восемь раз там же на площади с большим экраном. В те же годы показывали свое творчество жителям северо-западного округа Москвы, Краснодара и Анапы.

— Последние четыре года мы участвуем в международном конкурсе «Творчество без границ», — рассказывает Алла Алексеевна. — В этом году конкурс был онлайн из-за пандемии. Отсняли все на видео, и видео послали в Минск. Мы в прежние годы заняли два вторых места. В прошлом году первое, и в этом году тоже. И показали последнюю коллекцию, «Святочную». Заявок было 730. А мы стали первыми.

Но время идет и ветшают наряды, которые восхищали благодарных зрителей везде, где в них выступали юные красавицы нашего славного городка. Как выходить из положения?

— С 2004 года мы начали их потихоньку реставрировать, — рассказывает мастерица. — Такие коллекции, как «Саламяныя карункі», «Подзвіг мінулых стагоддзяў», «Радзивиловская коллекция», «Травень», «Белорусский сувенир», у нас в рабочем состоянии и время от времени снова их показываем. Успех на республиканском конкурсе нам принесла и цветочная коллекция «Русский сувенир», где мы представили платья с элементами, характерными для росписей Гжели, Хохломы и Палеха.

Ныне Алла Алексеевна Сурминова вместе со своими воспитанницами отмечает юбилей — 25 лет славного сценического пути молодежного образцового театра моды «Спадчына». В 2012 году Алла Алексеевна вполне закономерно стала в Гродненской области Человеком года, а коллектив получил президентскую премию по поддержке талантливой молодежи. Кажется, пора почить на лаврах и успокоиться. Но не такова Алла Алексеевна.

— Если мне что-то понравилось, я это сделать хочу, но я делаю по-своему, — улыбается моя собеседница. — Хотела бы поездить по миру, не для отдыха, а посмотреть, как живут люди, что-то позаимствовать из нацио­нального рукоделия. У меня такое чувство, что время меня уже поджимает, возраст уже такой, а работы еще непочатый край… Сейчас мы собрали документы на звание «заслуженный». Мне говорят, у вас столько материала, что хватило бы на два-три коллектива. А еще я веду занятия в воскресной школе при храме Петра и Павла, учу детей плести из соломки…

А еще семья, домашние хлопоты. Остается только удивляться, как у нашей героини на все хватает времени, ведь в сутках только двадцать четыре часа.

— Я в творчестве люблю все. Увижу икебану — и загораюсь так же сделать. Увидела, что кто-то вяжет руками или иголкой кружева — и я туда же. А делаю до высокого уровня. Больше мне неинтересно, я берусь за другое…

Вот такая она, умелая народная мастерица, редчайший самородок на фоне нашего необыкновенно талантливого народа, прекрасная мать и бабушка, терпеливая воспитательница своих кружковцев, человек широкой и отзывчивой на добро души, Алла Алексеевна Сурминова. И счастливы те люди, которых она называет своими родными и друзьями.

Юбилейный концерт образцового театра моды «Спадчына» состоится сегодня в Волковысском городском Доме культуры. Начало в 15.00.

Георгий КИСЕЛЕВ

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 1792 раз Печать