На окраине нашего района, между речкой, лесами и холмами, притаилась деревня Кувеки - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Суббота, 29 Июля 2023 10:43

На окраине нашего района, между речкой, лесами и холмами, притаилась деревня Кувеки

Это красивое местечко, любимое многими людьми. Теми немногочисленными нынче сельчанами, кто там проживает. И теми многочисленными, кто, находясь вдали, хоть раз побывал и снова мечтает навестить эти места. Эту возможность предоставляет районная газета «Наш час», продолжая цикл очерков о населенных пунктах Волковыщины.

Прошлого страницы

Кувеки, как и многие другие деревни Беларуси, переживают не лучшие времена. Деревенская улица, несмотря на яркое сияние зелени рядом с аккуратно покрашенными домами, безлюдна. В огородах нет ни души, лавочки пустуют, не мычат коровы, не скрипят колодезные вороты. Лишь одинокий лай собаки слышится где-то вдалеке. И это в середине летнего дня, когда в старые добрые времена было ни пройти, ни проехать по улице из-за вездесущей детворы, бегающей стайками по деревне и за околицей.

Деревня Кувеки находится на территории Верейковского сельсовета. От агрогородка Верейки ее отделяют всего три километра, от районного центра — 25, а от областного — 68 километров. Первое упоминание о поселении в этих краях относится к 1796 году, как о местечке, расположенном в Волковысском повете Гродненской губернии Российской империи. Принадлежала деревня тогда помещику Левону Каменскому. В 1887 году здесь насчитывалось 26 дворов, проживало 152 человека. Имелся зерновой магазин. В 1905-м количество сельчан увеличилось до 175, а в 1914-м было 34 двора, с двумястами жителями. С сентября 1915 года деревня была оккупирована войсками кайзеровской Германии, а осенью 1920 года — польскими войсками. После непродолжительного пребывания в составе БССР она снова оказалась в составе Польши, в гмине Церешки Волковысского повета Белостокского воеводства.

С ноября 1939 года деревня снова вошла в состав БССР. В это время здесь проживало 244 человека. Во время Великой Отечественной войны, с конца июня 1941-го до середины июля 1944 года Кувеки находились под оккупацией немецко-фашистских захватчиков. Из ушедших отсюда на фронт не вернулись десять сельчан. В начале 60-х годов Кувеки переживали настоящий расцвет. Здесь уже жило 235 человек, которые работали в сельском хозяйстве, было много молодежи, детей. А с середины 1980-х деревня начала угасать. Молодые люди уезжали на учебу, а обратно возвращались считаные единицы. В начале XXI века в Кувеках насчитывалось 97 человек, в 2004 году — 81, в 2011-м — 54, в 2022-м — 40 человек. В настоящее время в деревне проживают (прописаны) всего 39 человек.

kuveki-2

Что будет дальше с Кувеками? Скорее всего, их век подходит к концу, хотя в лесу под местным названием «Горновщина» по-прежнему кукуют кукушки. Долго иногда кукуют. Кому они век намечают? Возможно, деревне.

Мне показали сочинения бывших школьников — выходцев из Кувек. Вот что писали они о своей малой родине:

— Раней у вёсцы было шмат людзей. Многiя жылi на хутарах. Там людзi пасадзiлi вельмi многа яблынь і груш. Гэтыя сады засталiся i сення. Вясной у нашай вёсцы вельмi прыгожа, таму што ў кожным двары растуць кусты жасміна і вiнаграда.

— Мой любімы куток — гэта лясок за вёскай. Мы называем яго «Горнаўшчына», таму што тут вельмi многа горак. Растуць тут адныя арэшнiкi. Тут водзiцца шмат зязюль. Вясной яны ўвесь час кукуюць. Адсюль i назва нашай вёски — Кувекі (кукуюць вякамi).

Вот вам и происхождение названия деревни. Хотя его трактовок по мнению других жителей несколько. Одни говорят — проезжал мимо лесочка человек, услышал кукушку, спросил у нее, сколько ему жить отмерено. Сто раз прокуковала птица, целый век ему отмерив. Решил здесь обосноваться прохожий, став первым поселенцем и основателем новой деревни. Он и дал ей это название. Другие уверяют, что кто бы ни проходил мимо деревни, заслышав голос кукушки, останавливался и спрашивал, сколько жить ему суждено. Мол, потому и это название прижилось, хоть раньше деревня иначе называлась. Но как — уже никто не помнит.

Кладезь мудрости и надежности

Мария Михайловна Величко (в девичестве Давыдюк) появилась в Кувеках благодаря местному парню Вацлаву Величко, за которого вышла замуж. Почти сразу она стала не просто «своей», но и лидером деревни. Именно к ней шли люди со своими радостями и горестями, зная, что найдут здесь полное понимание, услышат правильный совет. Именно она была выбрана депутатом местного Совета, которым являлась 22 года, и старостой деревни, которой является и сейчас. Председатель Верейковского сельсовета Анатолий Стасюкевич высоко ее ценит, называя своим лучшим помощником, характеризуя, как мудрого и ответственного человека, на которого можно положиться буквально во всем.

kuveki-3

Мария — дитя войны. Она родилась в 1943 году в Германии, куда были насильственно вывезены на принудительные работы ее молодожены-родители. К счастью, они попали к немецкому фермеру, человеку незлому, хоть требовательному. Домой, в деревню Чахец Пружанского района, Михаил и Надежда Давыдюки возвращались с маленькой Маруськой на руках. Дорога была тяжелой — голод, холод, болезни на протяжении всего пути. В конце дороги отец семейства примкнул к Красной Армии. Был неоднократно ранен, но не тяжело.

— У нас была очень дружная семья. Папа большое значение придавал образованию. Сам, окончив строительный техникум, совершенствовал свои знания, в результате чего из рабочего местного кирпичного завода стал его руководителем. И папа, и мама мечтали, чтобы я и мой брат Виктор получили высшее образование, стали грамотными людьми, — рассказала Мария Михайловна.

Она мечтала стать учительницей, да не получилось — не хватило полбалла, чтобы поступить в педагогический институт. А еще девушка любила животных, с малых лет доила коров, ухаживала за солидным подсобным хозяйством. Гродненский сельскохозяйственный институт с радостью распахнул двери перед строгой девушкой с отличным аттестатом. Мария решила стать зоотехником. И это ее намерение осуществилось. В наши края приехала по распределению в сельхозпредприятие, нынче именуемое РСКУП «Волковысское». Должность зоотехника-селекционера пришлась ей по душе. Здесь встретила Вацлава, который тоже работал в животноводстве. Бригадиром. Красавец был, самый красивый из всех знакомых парней. И Вацлав не устоял перед голубоглазой красавицей с роскошными русыми волосами. Поженились. Поселились в доме мужа, вместе со свекровью. Разные характеры были у двух хозяек одного дома, разные взгляды на жизнь. Бывали, конечно, моменты недопонимания, часто приходилось Марии уступать старшей женщине. Но ладили неплохо. Вацлав Викторович и Мария Михайловна вместе прожили пятьдесят пять лет, четверых детей нажили. В 2017 году муж умер, забрав часть ее души. Но ее сила и бессмертие, ее продолжение — три дочери и сын, сейчас являются ее главной радостью. Они выросли достойными людьми, которыми Мария Михайловна по праву гордится. Все, кроме старшей — гомельчанки Марии, живут недалеко от мамы. Младшая, Ирина, так и вовсе почти по соседству, не захотела из Кувек уезжать. У нее хорошая многодетная семья, любимый муж и шестеро замечательных детей, трое из которых уже взрослые. Сейчас в доме бабушки Маруси шумно и весело — внуки и правнуки гостят. К слову, младший внук и старший правнук почти ровесники.

Мария Михайловна — счастливый человек. Она состоялась как дочь и невестка, как жена и мать, как отличная хозяйка приусадебного участка. Состоялась она и как не заменимый в хозяйстве работник, всю жизнь посвятивший выбранной профессии, неоднократно отмеченный за достижения в ней благодарностями и грамотами. И как член общественного самоуправления, не равнодушный к окружающим проблемам и проблемам окружающих, она тоже состоялась.

— Я, конечно, не в рубашке родилась, но жизнью своей вполне довольна. Потому что приносить радость и пользу другим — это и есть счастье, — уверена Мария Михайловна.

Притяженье родной земли

Эдуард Чеславович Августинович — местный в нескольких поколениях. Все предки по отцовской линии, которых он помнит, здесь родились и жили. Однако он сам не сразу понял, что не может жить без родной деревни:

kuveki-4

— В Могилеве я работал, в Эйсмонтах. Но тосковал по отчему дому. Тянуло меня сюда. Часто вспоминал детство, юность, друзей.

И сейчас вспомнил. Говорит, раньше это была большая деревня, домов за 200 насчитывала. И многолюдная. Автобус, который два раза в день курсировал из города в деревню и обратно, не мог вместить всех желающих стать пассажирами. В каждом доме было много детей. Чаще — четверо. В школу ходили в Верейки. Целой оравой. Учиться нравилось. Дорога до школы длиной в три километра пролетала быстро, потому что разговаривали обо всем на свете: от еды на завтрак до мира во всем мире.

— Часто и в зеленой школе пропадали, в Горновщине — хитро улыбается пожилой мужчина. — Не понимаете? Прогуливали уроки в лесу с друзьями. В прятки играли, в войну, в работу.

Оказывается, деревенские мальчишки конца 50-х—начала 60-х годов прошлого века сплошь мечтали стать трактористами. Или шоферами. Другие профессии считали не просто неинтересными, а и не достойными настоящих мужчин.

А они во всех смыслах росли настоящими мужчинами. С детства были приучены рубить дрова, косить траву, ухаживать за животными. Они умели все. В семь лет смастерить табуретку мог практически любой мальчик. Считалось недостойным, если не сын, а мама несет тяжелое ведро. Маленький Эдик тоже делал посильную (а иногда и не совсем посильную) для него работу.

Повзрослев, Эдуард исполнил заветную мечту — научился управлять трактором. Когда жил и работал в Эйсмонтах, встретил свою любовь — симпатичную девушку Аллу из Кемерово. Поженились. Жить стали в Кувеках. Эдуард Чеславович говорит, что это даже не обсуждалось. Жена должна идти за мужем. А муж должен жить там, где дом отчий. В молодости можно побродить по свету, но жить надо там, где родился. Эдуард устроился работать на молочно-товарную ферму в Кувеках. Алла работала продавцом. Жили и живут дружно, любя и уважая друг друга. Не нарушив местную традицию, родили и воспитали четверых детей — трех дочерей и сына. Все точно так же как и в родительской семье Эдуарда Чеславовича. Алла и Эдуард сумели воспитать в своих детях честность, доброту, трудолюбие. Одна из дочерей, Ирина, живет в Кувеках, работает на молочно-товарном комплексе «Львовка», она на хорошем счету. Да и сын с семьей проживает неподалеку, в соседней деревне. У Августиновичей одиннадцать внуков. А скоро и правнуки появятся.

— Я бы ничего не изменил в своей жизни, если была бы возможность начать ее заново, — говорит Эдуард Чеславович. А это и называется — жизнь удалась.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 5865 раз Печать