События времен и судеб гранит навечно сохранит - Новости Волковыска и района, газета "Наш час"

Электронная подписка на газету Наш час

Воскресенье, 19 Июля 2015 00:00

События времен и судеб гранит навечно сохранит

Тамара Гурина

Микеланджело, кажется, сказал, что изваять скульптуру несложно — нужно просто взять камень и отсечь все лишнее. Для него, может, и просто…

Однако есть камни, от которых отсечь нужно совсем немного, потому что они сами по себе уже памятники.

Как, например, те, которые установлены недавно в нашем городе. Первый обозначил начало одной из главных его улиц — имени Жолудева. Второй украсил территорию перед фасадом здания райисполкома. Гербовый волк и год получения Волковыском Магдебургского права увековечены на нем. Причем увековечены — написалось не ради красного словца. Ведь даже если эти валуны принесены последним из ледников, прошедших через нашу землю, то им не меньше 20 тысяч лет. А может, и в десять раз больше. Время им нипочем, отметины на граните способен оставить только человек, узнавший прочность алмаза и металлических сплавов. И если сохранились на знаменитых Борисовых камнях надписи XII века, почему бы тем, что сделаны нашим современником, не прожить хотя бы столько же?

Он не профессиональный художник — наш современник, художественно оформивший эти камни. Хотя вполне мог им стать: и способности есть, и возможности были. Школьником Саша Дудкин даже на престижных конкурсах рисунка побеждал и направление получил в специальную школу для юных талантов. Откуда благополучно сбежал через короткое время — по собственным словам, с детства привыкнув к вольной жизни. И позже, во время армейской службы или в поисках романтики на БАМе, он предпочитал следовать своим желаниям, всегда бравшим верх над стремлением как-то упорядочить жизнь. Творческая натура, что поделаешь — говорят в таких случаях. На БАМе, в Тынде, Дудкин работал художником-оформителем, а когда с перестройкой нужда в «художественных» кадрах отпала, сел за баранку КамАЗа. Исколесил весь Дальний Восток — Приморский край, Находка, Владивосток… Потом огромная страна, где каждый ее житель на Дальнем Востоке был таким же равноправным гражданином, как в Средней Азии или Прибалтике, вдруг распалась на отдельные составные части. И тогда Александр вернулся домой, в Большую Берестовицу.

В конце 90-х он приехал в Волковыск в гости, познакомился с хорошей женщиной, да так здесь и остался. Сначала пытался соединить свое хобби с заработком. Он ведь никогда от искусства далеко не уходил. На БАМе писал картины маслом, даже выставлялся в Благовещенске. А теперь открыл ИП по изготовлению памятников. Но если бы тут только резать камень приходилось. Нет же, надо еще и юристом, и бухгалтером быть, все просчитать, учесть, предусмотреть… В общем, быстро понял — не его это.

Последние два года Александр Дудкин работает в КУП «Волковысское коммунальное хозяйство» — слесарем по ремонту котельного оборудования. На участке пять котельных, так что работы хватает. Но когда на площадку возле котельной на улице Жолудева притащили где-то найденный большой валун, руки у резчика зачесались. Ходил мимо, ходил, да как-то взял инструменты и постепенно на камне начали проступать фигурные буквы старинной вязи.

Все, кто приходил смотреть на готовую работу, сходились во мнении — интересно, красиво, здорово. Только не здесь он должен стоять. А где? У дороги, где улица начинается, конечно. Там и установили.

Второй камень был раза в два больше предыдущего и весил соответственно — шесть тонн. Тут уже тема оформления выбиралась целенаправленно, специально к юбилею города.

— Не из каждого камня можно вырезать что хочешь, — говорит Александр Николаевич. — Прежде, чем начать работать с камнем, я несколько дней могу ходить возле него. И он сам подскажет, что надо ему. Камень — он простой, но к нему нужен подход. И если подходишь с душой, он тебе раскрывается сам. Изначально есть какое-то определенное настроение. Как вот этот: он просто лежал, я его поднял вчера, и он мне показал, что надо сделать.

Камень, о котором говорит Дудкин, — десятитонный гранитный валун, поставленный возле котельной «на попа» на временных подпорках. Он самый большой из трех и предназначен стать памятником узникам шталага 316. Как известно, именно здесь, на территории бывшей воинской части между улицами, ныне носящими названия Жолудева и Красноармейская, а тогда — Колеёва и Кошарова (Железнодорожная и Казарменная), располагался в первые годы фашистской оккупации концентрационный лагерь советских военнопленных. В прошлом году районный совет ветеранов принял решение об установке знака памяти погибших в 316-м шталаге, райисполком решение поддержал. Реализовать его выпало Александру Дудкину. Есть у него идея вырезать на камне две фигуры военнопленных. Но это пока так, первые прикидки, возможно, в процессе работы концепция и поменяется, если вдруг камень решит, что ему нужно что-то другое. Главное — такой памятник простоит века. Как бессменный часовой на вахте памяти о тех, что были, и о том, что не должно быть забыто.

Оперативные и актуальные новости Волковыска и района в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!


Правила использования материалов "Наш час" читайте здесь.

Прочитано 2949 раз Печать
Другие материалы в этой категории: И служение, и призвание Лучший город на свете